Власти выгодно проиграть эти выборы!
Хороводы, водимые вокруг закона о выборах народных депутатов партией власти, почему-то отдвинули на задний план вопрос о главном выборе. Выборе, который украинский народ должен будет сделать в 2015 году. То есть, выборах президентских.
Хороводы, водимые вокруг закона о выборах народных депутатов партией власти, почему-то отдвинули на задний план вопрос о главном выборе. Выборе, который украинский народ должен будет сделать в 2015 году. То есть, выборах президентских.
Как-то в эфире я спросил Анну Николаевну Герман, возможно ли такое, что Януковича в 2015 году будут избирать в парламенте? На что советник Президента ответила однозначно: нет, даже не думайте о таком сценарии! Мол, подобные прогнозы – каверзы политтехнологов, запускаемые в СМИ.
Что ж, поверим Анне Николаевне на слово. Тогда логичный вопрос: а зачем тогда принимать закон о выборах парламента, рассчитывая привести в нардепы побольше представителей партии власти? Ведь, как уже писали многие мои коллеги, при чистой «пропорционалке» регионалы плюс сателлиты могут набрать гораздо меньше голосов, нежели при смешанной системе, когда мажоритарщиками можно будет укомплектовать до вожделенной отметки в 300 голосов.
Зачем эти 300 голосов – это, пожалуй, еще более схоластический вопрос. Как и то, каким образом власть эти 300 голосов собирается наскрести, если в парламент придут люди, давно и плотно работающие на округах и уж точно не горящие желанием сходу превращаться в «тушки» без вкуса, без цвета, и запаха (помните, как в рекламе напитка «Юпи»?). Подобных потенциальных центров влияния можно назвать несколько - Леонид Кучма, Петр Порошенко, Виктор Медведчук, Виктор Пинчук, Иван Плющ. Уверен, что подтянутся и другие.
«Как вы собираетесь справляться с этими персонами и многими другими, теми, которые меньше всего хотят придти в парламент и быть зависимыми от Администрации Президента?», - спросил я у одного технолога, чей кабинет нынче находится на Банковой. Он ответил предельно откровенно: «Был бы человек – дело на него найдется». В том смысле, что собрать нужное большинство и даже больше – будет не проблема.
Действительно, подобную ситуацию в новой украинской истории мы уже имели: в 2002 году, несмотря на победу блока «Наша Украина» на выборах, партия власти, набравшая всего 13%, смогла сколотить свое большинство. Не тем ли способом? Правда, к чему это привело впоследствии в 2004-м, когда парламент де-факто был на стороне оппозиционного лидера (за что Виктор Ющенко должен быть признателен спикеру Владимиру Литвину), мы прекрасно помним.
Тогда возникает закономерный вопрос: а на кой этой власти пытаться наступить на те же грабли? Ведь имея оппозиционный парламент, Виктор Янукович может списывать на него все свои «грехи» - от нереализованных реформ до «плохих» законов, принимаемых «плохим» парламентом. Собственно, это технология, задейстованная Леонидом Кучмой с первого и до последнего дня своего президентства. Что, в том числе, помогло ему выиграть выборы в 1999-м.
Поэтому действующему Президенту в этом плане есть над чем задуматься.