В чем символизм отставки Шуфрича?
Нестор Шуфрич – не последний проверенный «боец» команды Януковича
Отвечая на вопрос многих западных дипломатов, я прогнозировал, что «зачистка» во власти начнется в сентябре месяце. Мол, первая кадровая пена должна схлынуть по окончанию девятимесячной пробы новой власти поруководить страной. Почему была такая уверенность? Я исходил из двух моментов. Во-первых, уже традиционно в большинстве стран смена фаворитов при Президенте происходит именно по истечении первых девяти месяцев работы. Во-вторых, с первых дней ближайшее окружение Президента Януковича было заточенно на то, чтобы никому (кроме избранных, преимущественно самоназначенных) во власти не давать гарантий строить стратегические планы. Без оглядки на должности и личности. И это традицией вряд ли назовешь.
Итак, процесс досрочной ротации кадров начался еще в июне. Первым нарушением устоявшихся в украинской политике традиций стало прошение Ярослава Сухого оставаться обычным народным депутатом, а не «владычицей морскою» в Тернополе. При этом все стали свидетелями и «традиционного» увольнения (в том смысле, что уволяняемый узнал о своей отставке от прессы) вице-премьера Владимира Семиноженко. Формально, это было сделано руками оппозиции, де-факто – символичной отмашкой регионального «дирижера» Михаила Чечетова. Таким образом не последний человек в государственной иерархии был элементарно выброшен из запущенной машины. «Традиционным», но по-своему, можно было бы считать и увольнение от занимаемой должности Нестора Шуфрича. Но если, допустим, по отношению к г-ну Семиноженко мало кто в стране испытывает особые сантименты (в профессиональном, конечно же, плане), то что касается Шуфрича – здесь тема гораздо глубже. И символичнее. И определенно символичными являются как его последние заявления, так и день, в который Рада указала министру на дверь.
Нестор Шуфрич – достаточно проверенный «боец» команды Януковича, неусыпно с 2004-го года отстаивающий своего кандидата не только ораторскими, но и далеко непарламентскими методами. В этом плане он чем-то напоминает Юлию Тимошенко образца того же 2004-го, бросавшуюся на «амбразуры» за другого кандидата и на другом Майдане. Правда, Шуфрич, в отличие от Тимошенко, редко останавливается на вербальных оценках, его руки и спина помнят и выломанные двери в зал заседаний ЦИК, и блокирование президиума ВР, и, конечно, же, фирменные потасовки. Из последних драк в «актив» Шуфричу можно записать «контактные» стычки с Николаем Рудьковским, Юрием Луценко, вызов на дуэль, брошенный бывшему главе Госохраны Президента Ющенко Валерию Гелетею.
И если последние двое «идеологически» были явными оппонентами регионалов, то откровенная драка с помощником кандидата в президенты Виктора Януковича, а ныне – главой президентской Администрации Сергеем Левочкиным (это случилось ровно год назад), показала, что конфликты внутри провластной команды, аналогичные тем, которые случались в сентябре 2005 года, неминуемы.
Для тех, кто стер этот фрагмент политической жизни из памяти, напомню: в финале конфликта по линии Госсекретарь Зинченко – премьер Юлия Тимошенко с одной стороны, и глава Совбеза Петр Порошенко, первый помощник президента Александр Третьяков и к ним примкнувшие «люби друзи» (Жвания, Мартыненко, частично - Червоненко) с другой стороны, власть вошла в череду перманентного политического кризиса. И перманентной «сдачи» друг друга. В итоге и первые, и вторые были отправлены в отставку.
Может ли отставка Шуфрича спровоцировать веероподобные изменения лица власти? На данном этапе, скорее, нет. Ибо пока Президента удовлетворяет заряд энергии, исходящий от центра принятия решений. А он (этот заряд) сейчас находится в возглавляемой Сергеем Левочкиным Администрации. Пока что – это значит до той поры, пока Виктор Федорович не решит для себя, что он не обязан быть заложником одной, четко просматриваемой, группы (Левочкин-Хорошковский-Бойко-Фирташ). Монополия на информационный доступ, стратегическое планирование и, извините, материальное обеспечение президентской семьи – это, повторяю, мы уже проходили в 2005-м.
Также очевидно и другое. Что в сентябре ряд видных и не очень видных управленцев потеряют работу по той же схеме, по которой «откатали» Шуфрича и Семиноженко. Не столь важно, какие это будут фамилии (возможно, на фоне отставки в том числе премьера Азарова, все другое померкнет). Важно то, что стратегическое планирование (к которой, несомненно, входит и логическое, а не хаотичное выстраивание властной вертикали) осуществляется по схеме, которую регионалы всегда критиковали.
В сухом остатке: ни один вице-премьер не будет думать о реформах, идя на эшафот. Ни один министр не будет уделять 99% своего времени работе, зная, что кто-то 99% своей работы уделяет его увольнению. То есть, плетет интриги и собирает «нужную» информацию. Ни один губернатор не сможет выстроить системные отношения в своем регионе, если в Киеве ему приходится околачиваться больше, нежели реально работать. Потому что грош-цена работе, если не будет «покровителей» повыше (тех, которые сейчас, в эту минуту, в фаворе)…
Впрочем, если давным-давно потеряно главное достоинство любой власти - ее сакральность и понимание ответственности перед страной за судьбы простых людей, то чего доброго можно от этой власти ожидать?