Как разваливается Новороссия
Шаткий мир на востоке Украины оказался для Новороссии не менее губительным, чем война.
Шаткий мир на востоке Украины оказался для Новороссии не менее губительным, чем война. Пока вмешательство РФ сдерживает наступление украинских войск, повстанцы занялись внутренней борьбой, а нежизнеспособность «республик» становится все более очевидной. И похоже, Киев не преминет этим воспользоваться.
-- В товарищах согласья нет
Наиболее плачевная ситуация сложилась в ЛНР – там происходит настоящий парад суверенитетов. Напомним, под контролем повстанцев находится менее трети Луганской области. Но и на этом клочке земли развернулась нешуточная борьба за власть. Так, в Луганске заседает «правительство» ЛНР во главе с Игорем Плотницким. Именно он представляет «республику» на переговорах с Киевом, а «правительство» сочиняет законы кустарного государства. Однако далеко за пределы Луганска власть Плотницкого не распространяется – почти в каждом крупном городе уже образовалась своя «республика».
В Антраците с весны окопались донские казаки Николая Козицына. Обжившись, в середине сентября они провозгласили независимость от ЛНР. Даже название у них теперь другое – Луганская народная демократическая республика. Дело нешуточное – свой суверенитет они отстаивают с оружием в руках, повоевывая то с элэнэровцами, то со свердловскими боевиками. Причем за контроль над Свердловском между повстанцами недавно случилась мини-войнушка.
В соседнем Красном Луче тоже своя власть, тоже казачья. Не признает власти ЛНР и хозяин Стаханова Павел Дрёмов. Плотницкого он называет вором и предателем, а депутатов парламента ЛНР не иначе, как «**********» (людьми нетрадиционной сексуальной ориентации). Дрёмова поддерживают боевики Первомайска. Также в оппозиции к ЛНР находится Алексей Мозговой, чей отряд контролирует Алчевск. Он требует отставки правительства «республики», а его подопечные вступают в вооруженные стычки с элэнэровцами.
В ДНР грызня идет в основном в верхах – полевые командиры пока что заняты стычками на мариупольском направлении и атаками на донецкий аэропорт. Так, 13 октября в Донецке прошел митинг против правительства ДНР. Члены организации «Новороссия» потребовали срочно объявить войну Украине и возобновить контрнаступление. В тот же день было совершено покушение на лидера «Новороссии» Павла Губарева. Автомобиль оппозиционера был обстрелян и попал в аварию. И это уже не первое покушение на Губарева.
Также неизвестные покушались на жизнь главнокомандующего войсками ДНР Александра Захарченко и бывшего главы ДНР Дениса Пушилина. Кроме того, в Донецкой области регулярно происходят стычки между группировками повстанцев. Например, на днях боевики Игоря Безлера устроили перестрелку с боевиками Захарченко. Напомним, опорным пунктом безлеровцев является Горловка.
-- (Бес)хозяйственный фронт
В экономике Новороссии порядка не больше – она застряла где-то между первобытным обменом и феодализмом. Тем не менее лидеры повстанцев полны амбиций. Летом тогдашний глава ЛНР Валерий Болотов обещал превратить свою «республику» в «маленькую Швейцарию», но пока что не получается даже «маленькой Украины».
В сентябре дээнэровцы опубликовали эскиз собственной валюты, а вскоре объявили о создании собственного Национального банка. Но пока «экономика» Новороссии выглядит так. Горловские медики несколько месяцев выпрашивают у минздрава ДНР аванс. Потом в горотдел здравоохранения приходит полевой командир Безлер с сумкой наличных. Ну а наличность дээнэровские атаманы добывают самыми разными способами. В том числе – облагая оброком остатки местного бизнеса.
С пенсионерами в Новороссии вообще беда. Еще в довоенные годы Донбасс считался самым «старым» регионом Украины – в Луганской области число пенсионеров даже превышало число трудоспособных. «На сегодняшний день это неподъемная ноша», – заявляют о выплате пенсий и зарплат в правительстве ДНР. Новороссов выручает находчивость: стариков отправляют за пенсиями на «оккупированные хунтой» территории, организовывая для них автобусные туры.
Восстановление мирной жизни тоже пока не состоялось. В Луганске электричество до сих пор подается от случая к случаю. «Мы имеем жесткий лимит мощности, не позволяющий в полном объеме решить проблему энергоснабжения областного центра», – на днях признался чиновник ЛНР Манолис Пилавов. Пользоваться обогревательными приборами населению запрещено – электросети попросту не выдержат нагрузки. Обещанное к 15 октября отопление также в городе не подключили.
Не нужно объяснять, с какими чувствами жители Новороссии ждут зиму. Пока что население удается подкупать раздачей бесплатных продпайков, но кое-где народ уже прорывает. Так, в конце сентября в Антраците прошел стихийный митинг горожан, которые потребовали от казаков возобновить выплаты пенсий и зарплат. В те же дни прошел протестный митинг в Ровеньках. Местные жители – преимущественно пенсионеры – потребовали от элэнэровцев денег и восстановления общественного порядка.
В октябре с аналогичными требованиями выступили жители Свердловска. Правда, ночью в дома организаторов митинга бросили гранаты. А вот в Стаханове боевики призывают надоедливых горожан задуматься о вечном. «Прежде чем задать вопрос, вы подумайте, вспомните наших дедов-прадедов – тода поймете, как нам тяжело», – советуют им казаки.
-- В собственном соку
Понимая тупиковое положение Новороссии, Киев с наступлением не торопится. Руководство АТО ведет переговоры с повстанцами насчет размежевания территорий влияния – стороны даже готовятся подписать соответствующее соглашение. Согласно Минским соглашениям, занятые республиками во всех их разновидностях районы Донбасса будут отгорожены от Украины тридцатикилометровой буферной зоной. Короче говоря, Новороссии предоставят вариться в собственном соку.
Для сговорчивых всегда действует заманчивое предложение, озвученное президентом еще в конце сентября. «Украинский бюджет финансирует территории, которые вернули под украинский флаг, – заявил Порошенко. – Хотите – поднимайте флаг. И имейте все то, что мы записали в законе о режиме местного самоуправления. Не хотите? Долгий процесс, но вы к этому придете».
Со стороны Москвы подобных предложений к Новороссии открыто не поступает. Оружие, гуманитарная помощь – это, конечно, хорошо, но для налаживания нормальной жизни маловато. А тут еще и «учения» в Ростовской области закончились – российская армия возвращается откуда пришла. В Минобороны Украины утверждают, что российская армия уходит и из Донбасса. В общем, повстанцы скоро останутся со своими проблемами один на один. А проблемы эти неподъемные – война разрушила до 80 процентов промышленного потенциала Донбасса и распугала почти весь бизнес.
Учитывая все эти обстоятельства, от «республик» начнут отказываться и полевые командиры. Как ни крути, лучше быть украинским Кадыровым, чем вождем нищего клочка земли в геополитическом безвременье.