Как «Форбс» обидел Фирташа
Очередной рейтинг миллиардеров от толстого буржуйского журнала «Форбс» изрядно озадачил.
Очередной рейтинг миллиардеров от толстого буржуйского журнала «Форбс» изрядно озадачил. И вовсе не тем, что «прошлогодние» Ринат Ахметов, Виктор Пинчук, Игорь Коломойский, Геннадий Боголюбов и Константин Жеваго в кризисные времена не только сохранили, но и приумножили свои состояния.
И не то, что список пополнили новички из набирающего обороты аграрного рынка – Юрий Косюк, Андрей Веревский и Олег Бахматюк – все-таки эта троица за последнее время активно раскручивает свои компании за рубежом. И главное – что в отличие от, например, того же Ахметова, продемонстрировала прозрачность своего бизнеса, разместившись на IPO.
Но если сравнивать, например, подсчеты «Форбса» с прошлогодними июньскими подсчетами украинского журнала «Корреспондента», то заокеанские любители покопаться в чужих карманах не досчитались сразу нескольких украинских миллиардеров. Это – Виктор Нусенкис, Алексей Мартынов, Виталий Гайдук, Сергей Тарута, Алексей Вадатурский и Олег Мкртчан.
А в рейтинге еженедельника «Комментарии», вышедшего практически одновременно с «форбсовским», занесены в миллиардеры еще и Вадим Новинский (впрочем, с его гражданством не все так просто), Константин Григоришин, Александр Ярославский, братья Клюевы, Дмитрий Фирташ и Петр Порошенко. А, скажем, Веревский с Косюком до миллиарда не дотягивают.
Конечно, можно говорить о разных методиках подсчета в том или ином издании, и делать ссылку на то, что любой рейтинг – по сути своей субъективен. Многие потенциальные участники рейтингов любят вызванивать редакции еще в процессе их подготовки и «выбивать» себе места повыше. И любая попытка расставить богатых по ранжиру, особенно в нашей стране, так же субъективна, как, скажем, вычисление влиятельности или составление рейтинга лучших парикмахеров. Наличие вполне конкретных цифр не должно вводить в заблуждение.
Например, польский журнал Wprost в 2008-м году был, как минимум, честен и завязал с рейтингами богатейших людей Центральной и Восточной Европы, признав, что адекватно их посчитать просто невозможно. Особенно учитывая запутанность в определении активов того или иного олигарха (в последнем своем рейтинге поляки дали Ахметову 23 миллиарда долларов по сравнению с нынешними «форбсовскими» 16-ю).
Но уже тогда поляки признавали нахождение в «высшей лиге» Дмитрия Фирташа, которого «Форбс» упорно игнорирует, хотя олигарх сейчас совершает массу дорогостоящих покупок на азотном рынке (только черкасский «Азот», купленный у Ярославского, обошелся в сумму около $800 млн.) и успешно решает свои газовые проблемы.
К слову, «Форбс» уже пытались уличить в неточности, а у Ахметова даже «обижались» на опубликованные цифры. Впрочем, учитывая тягу американского журнала к более-менее адекватной оценке только тех активов, которые засветились на ІРО, остается ждать стартующего украинского «Форбса», который будет детальнее разбираться в местных туманных бизнес-реалиях.