В интересном военном положении
Александра Лукашенко беспокоят «зеленые человечки»
Второго февраля в Беларуси вступает в силу новая редакция закона «О военном положении». Вообще этот закон действует с 2003 года, но если в его первой редакции было 30 статей, то в нынешней — 51. Правда, совершенно новых, меняющих ситуацию положений в нем немного. Зато каких!
Если в редакции 2003 года основными терминами, изложенными в первой статье, были «военное положение», «военная угроза» и «нападение», то в нынешней вводятся в обращение «военная цензура», «интернирование», «комендантский час». А еще в статью «Основания для введения военного положения» вносится одно важное дополнение.
Основные формулировки будто бы и не изменились: военной угрозой в Беларуси по-прежнему признаются объявление войны со стороны другого государства; проведение в другом государстве мобилизации в целях нападения; возникновение очагов вооруженных конфликтов; заявления и демонстрация силы, указывающие на подготовку к нападению. А еще — возникновение очагов вооруженных конфликтов и концентрация вооруженных сил другого государства вдоль белорусской границы, указывающая на намерение применить силу против независимости, территориальной целостности, суверенитета Беларуси.
Так вот, упомянутое выше важное дополнение: в новой редакции к независимости, суверенитету и территориальной целостности добавился еще и конституционный строй, которого не было раньше. То есть Александр Лукашенко предполагает, что чужие военные вполне могут применить силу не для того, чтобы захватить страну или оттяпать территорию, а просто для того, чтобы сменить власть.
А вот в формулировку нападения вводится, пожалуй, самое важное дополнение, расширяющее возможности для введения военного положения до неприличия. Если раньше нападением называлось вторжение вооруженных сил другого государства на территорию Беларуси, военная оккупация, аннексия или применение оружия другим государством — например, ракетно-авиационные удары, — то теперь к нападению на Беларусь приравнивается агрессия против любого из членов ОДКБ. А ОДКБ — это Россия, Армения, Казахстан, Таджикистан и Кыргызстан. Понятное дело, ни при каких обстоятельствах выставить войну в Донбассе как вероломное нападение Украины на Россию никому не удастся. А как насчет Армении? Нагорно-Карабахский конфликт по-прежнему то тлеет, то полыхает. И теперь любое движение со стороны Азербайджана можно будет приравнять к нападению на государство — участника ОДКБ и вводить военное положение в Беларуси, за тысячи верст от Карабаха.
А еще в новой редакции закона «О военном положении» появились статьи, дозволяющие воинским формированиям и «военизированным организациям» — никто не знает, откуда эти организации берутся — применять спецсредства, оружие и боевую технику в отношении граждан Беларуси. Вводится понятие обоснованного профессионального риска, который отменяет для этих «военизированных организаций» уголовную ответственность.
Кроме того, прежняя редакция закона скромно провозглашала «ограничение свободы печати и других средств массовой информации путем введения предварительной цензуры с указанием условий и порядка ее осуществления». Теперь же, с введением понятия военной цензуры, военное положение предполагает аннулирование лицензий СМИ и полиграфических предприятий.
Все остальное — запрет деятельности партий и общественных организаций, запрет для граждан менять место жительства, закрытие границы — было и осталось. Но не это важно. Важно то, что закон «О военном положении», вопреки утверждениям многих российских политологов, документ исключительно для внутреннего пользования, не имеющий отношения к ситуации на Украине. Вернее, имеющий косвенное отношение: именно сейчас, осознает Лукашенко, все эти нововведения будут поняты в мире и даже одобрены: ну да, российская агрессия, «зеленые человечки» в любой момент могут появиться и в Беларуси, так что нужно на всякий случай готовиться.
Но это неверно. Конечно же, иностранные «зеленые человечки» — в частности, российские — его немного пугают. Но лишь потому, что могут по приказу Кремля прийти и выгнать его из резиденции. Слухи о том, что Путин может для разнообразия заменить Лукашенко на кого-нибудь другого, более социально близкого, с эфэсбэшным резюме, появляются и в Беларуси, и в России чаще, чем Олимпийские игры. И на этот случай, конечно, не мешало бы подстраховаться.