Зачем украинцы напали на Меркель
Если флешмоб против Ангелы Меркель в Facebook - это попытка добиться заступничества Германии, то она провалилась.
Если флешмоб против Ангелы Меркель в Facebook - это попытка добиться заступничества Германии, то она провалилась. Если же целью было ухудшение имиджа Украины в глазах немцев, то успех впечатляет.
Украинские пользователи Facebook накидали Ангеле Меркель почти 50 тысяч оскорбительных комментариев, обвиняя ее в поддержке Владимира Путина и его политики в отношении Киева. Комментарии, в основном, гласили: «Danke Frau Ribbentrop» (Спасибо, госпожа Риббентроп). Встречались и другие модификации, однако суть была одна: предложение канцлера начать переговоры с сепаратистами на востоке Украины – это, фактически, предложение разделить Украину между Россией и Германией по образцу Польши в 1939 году.
Оставив в стороне географическую, историческую и политическую абсурдность подобной трактовки слов Меркель, хочется обратить внимание на рациональную и эмоциональную стороны дела.
Для начала неплохо было бы разобраться: в чем цель такого выброса на вентилятор? Чего хотят добиться те, кто заботливо расставлял хулы в адрес Меркель на ее странице в виде свастики? Если честно, ни одного вразумительного ответа я не услышал. «Рациональные» комментаторы вопрошали: «А чего она Путина поддерживает, не сворачивает с ним бизнес и не помогает нам?!». «Эмоциональные» возмущались несколько иначе: «У нас люди гибнут, народ срывается и злится, Меркель сама нарвалась!».
Немцы, вставшие на защиту своего канцлера в Facebook, поначалу пытались вразумить атакующих: «Вы что, действительно считаете, что сможете чего-то достичь? Вы думать не пробовали?». Когда увещевания не сработали, настроение немцев стало более злобным. Украинских комментаторов называли «стадом баранов», которые, толком не зная немецкого, весьма потешны в своей безграмотности. Кроме того, флешмоб называли «примитивным» и «позорным», а его участникам советовали заняться своей страной, а не «гадить в комментах» Меркель.
Интересно, что отдельные посты были обращены к украинцам, проживающим в ФРГ: «Жалкое зрелище! Меркель в первую очередь отвечает за Германию и не может спасти полмира. Может, вы сами туда поедете и исправите ситуацию? А то вас тут так много!»
Немецкие газеты, поначалу игнорировавшие скандал, 15 июля стали публиковать первые, пока еще едва замеченные статьи о нем на своих сайтах. 16 июля выйдут их печатные версии, из которых об этой истории узнают немцы, все еще празднующие победу на ЧМ-2014 в оффлайне. Надо сказать, что в материалах прессы уже сквозит искреннее недоумение и легкое отвращение по поводу происходящего. Не исключено, что оно усилится.
В Германии вообще-то не принято разбрасываться эпитетами типа «Риббентроп», а уж тем более – малевать свастики в публичных местах. Все, что связано с нацизмом, остается крайне болезненной темой для немцев. Никакие шутки, троллинг, флешмобы, иронические и саркастические замечания на эту тему просто не имеют шансов быть понятыми. Когда десятки тысяч людей из какой-то страны начинают массово поминать нацистского преступника и рисовать нацистские символы, образ этой страны в глазах немцев, мягко говоря, тускнеет.
Один немецкий журналист, работающий в солидном издании, охарактеризовал ситуацию так: «[Эти] украинцы окончательно охренели». По его словам, в Берлине просто не понимают, почему именно украинцы – сторона, которую несправедливо обвиняли в «фашизме», – сами прибегают к этому грязному приему. Особенно странно это выглядит на фоне неустанных усилий немецкого руководства отмыть Украину от подобных определений.
По словам репортера, украинские претензии к Меркель несправедливы и по субъективным, и по объективным причинам. Во-первых, вопреки распространенному мнению, она не любит Путина и уж точно не дружит с ним. Во-вторых, несмотря на отсутствие интереса немцев к Украине, Меркель и ее команда безоговорочно поддерживают курс Киева на Европу, территориальную целостность и независимость Украины.
Подавляющее большинство немцев в комментариях к постам Меркель выражали ей поддержку и советовали не обращать внимания на происходящее. Скорее всего, она прислушается к совету, поскольку мнение своих избирателей для канцлера существенно важнее, чем оскорбительные крики из-за границы. Немцы ее в этом уж точно поддержат. Еще один немецкий журналист, работающий в известном медиахолдинге, сказал, что «Danke Frau Ribbentrop» для большинства немцев звучит настолько глупо, что многие просто проигнорируют эту историю, а остальные даже могут почувствовать раздражение в отношении Украины. «Кампания эта – совсем дурацкая, никакого сочувствия среди немцев она не получит», – сказал он.
Сейчас уже сложно сказать, кто организовал вал сомнительных комментариев на странице Меркель. Если это была попытка добиться активного заступничества Германии, то ничего не получилось. Если же целью было ухудшение имиджа Украины и украинцев в глазах немецкой публики, то успех надо признать впечатляющим.
Кстати, еще одним забавным последствием флешмоба мог бы стать отказ в выдаче шенгенских виз его организаторам и активным участникам. Но до этого едва ли дойдет: на первый раз простят.