Путин получил то, чего хотел, затевая войну

Донбассу законодательно предоставлен «особый статус» в составе Украины. Фактически, разрушенный войной регион взвален на шею Киеву, но получать приказы он будет из Москвы

Донбассу законодательно предоставлен «особый статус» в составе Украины. Фактически, разрушенный войной регион взвален на шею Киеву, но получать приказы он будет из Москвы

В Донбассе будут созданы формально украинские, а на деле – пророссийские органы власти с собственными военными отрядами «добровольческой народной милиции». При этом Киев взял на себя обязательство кормить и поить эту язву: «Украина гарантирует определение таких расходов общего фонда госбюджета защищенными расходами, объем которых не может меняться при осуществлении сокращения утвержденных бюджетных назначений».

Путин не мог и мечтать о большем: разрушенный войной регион взвален на шею Киеву, но получать приказы он будет из Москвы. С центральными украинскими властями Донбасс теперь может «заключать соглашения относительно экономического, социального и культурного развития отдельных районов». А может и не заключать. Тем более «особый статус» дал право новым властям региона «углублять сотрудничество» с административно-территориальными единицами Российской Федерации. Проше говоря, Донбасс вполне официально привяжут к России миллионом разных нитей.

Да, речи о праве вето на принимаемые решения в Киеве не идет. Пока не идет: аппетит приходит во время еды. В Москве уже поняли, что украинское руководство готово на беспрецедентные уступки ради мира, поэтому, несомненно, потребуют и этого.

По словам депутата Юрия Сиротюка, президент объяснял, что может быть большая война, что этот маленькой позор лучше большой войны. Логика понятна, ее наверняка оценят на Западе и уж точно – в Москве. Но позор, к сожалению, маленьким не выглядит. Закон об «особом статусе» больше похож на капитуляцию.

Конечно, Украина в своем нынешнем состоянии не могла вести полномасштабную войну за Донбасс. Но ведь ничто не мешало объявить временно оккупированные территории ровно тем, чем они являются – временно оккупированными территориями, переложив ответственность за их восстановление и содержание на Россию.

На возражения «Путин на этом не остановился бы и пошел дальше», отвечу: сил и средств на постоянную оккупацию огромных территорий юга Украины даже у России нет. Кроме того, Москве пришлось бы кормить и поить десятки миллионов людей в условиях еще более жестких санкций Запада. Поэтому дальше Донбасса (причем лишь восточной его части) Кремль не пошел бы. Это невозможно - ни с финансовой, ни с военной точки зрения.

Соображения о «потере суверенитета и территориальной целостности» в результате объявления Донбасса временно оккупированным также не выдерживают критики. Во-первых, это лишь зафиксировало бы объективно существующий статус-кво. Во-вторых, первый же российский правитель после Путина Донбасс вернет. Игра в «Новороссию» – персональный проект ВВП. Страдающие от санкций российские элиты с огромным облегчением избавятся от не нужной проблемы ради восстановления нормальных отношений с Западом. Ну и, в-третьих, задача Кремля (к сожалению, выполненная) была в сохранении Донбасса в рамках Украины на особых условиях, а вовсе не в его завоевании. Проще говоря, даже Россия не оспаривает и не собирается оспаривать формальный суверенитет Киева над востоком страны.

Почему украинское руководство отказалось от этого варианта в пользу потенциально катастрофического для страны «особого статуса», пока неясно. Возможно, официальные лица что-то смогут объяснить. Но сейчас все выглядит так, как если бы Киев пошел по наименее благоприятному для себя пути, позволив Москве добиться большинства заявленных целей.