Путин и неизбежность
Президент России объявил мистический оптимизм экономической стратегией страны
Президент России объявил мистический оптимизм экономической стратегией страны
Традиционный сеанс общения президента РФ с российскими и иностранными журналистами в этом году оказался на удивление коротким: всего три часа против обычных пяти. В самом начале пресс-конференции и несколько раз по ее ходу Владимир Путин говорил, что после его вступительного слова все, в общем, могут разойтись, поскольку самое главное он уже сказал. Долго говорить ему явно не хотелось.
Как следовало из его слов, самое главное сейчас – это стратегия выхода из валютного, финансового и экономического кризиса, куда Россию завел хитрый Запад, мечтающий сделать из русского Медведя «чучело», предварительно вырвав зубы и когти. То, что причины обвала рубля и сокращения ВВП «внешние», Путин произнес несколько раз.
Что же российский президент собирается противопоставить надвигающейся катастрофе? Ответ прост: неизбежность. Это слово в различных вариациях он повторил раз десять. По словам Путина, в ситуации, когда торговля нефтью и газом не приносит былых прибылей, экономика «неизбежно» станет инновационной, начнется небывалый интеллектуальный и предпринимательский подъем, в России начнут, как грибы, расти производства с огромной добавленной стоимостью. Это, по его мысли, быстро улучшит ситуацию. А потом – опять же «неизбежно» - вырастут и цены на углеводороды, после чего жизнь «неизбежно» окончательно наладится.
Судя по тому, что ни о судебной реформе, ни о дерегуляции экономики он ни разу не упомянул, современные институты для грядущего изобилия вовсе не нужны, все пойдет в рост даже при нынешней, феодально-бюрократической системе. Путин в очередной раз объявил свой сценарий «неизбежным» и пояснил, что «верит в это».
Таким образом, предприниматели, инвесторы и россияне в целом теперь могут забыть о глупостях вроде цен на нефть, курсе доллара, бегстве капиталов, государственном рэкете, гигантских налогах и неправосудных судах. Отныне им предлагается верить в предсказанную Путиным неизбежность, в которую уже уверовал он.
Фактически, очередное издание «духовных скреп» объявлено стратегией экономического развития страны. Мистика получила звание экономической дисциплины. Вера Путина в неизбежность объявлена куда более серьезным фактором роста ВВП, нежели инфляция или цена нефти.
Путинская концепция, конечно, весьма интересна для изучения. Но у нее есть один небольшой недостаток: это бред сивой кобылы. Любой человек, мало-мальски разбирающийся в экономике, скажет, что если стратегия вывода страны из кризиса будет базироваться на мистике, результат будет предсказуемо плачевным. Выкладки российского президента о неизбежности и вере – либо попытка запудрить мозги согражданам, либо свидетельство прогрессирующей неадекватности.
Тут уже не имеет большого значения, чем именно руководствовался президент РФ – желанием обмануть весь мир или болезненными галлюцинациями. В любом из этих случаев Россию ждет неизбежность несколько иного рода: полный обвал экономики, а самого Путина – лишение власти и (возможно) жизни. После сегодняшней речи это уже неизбежно.