Киев должен пригрозить Москве независимостью ДНР
В условиях открытого шантажа со стороны России Украине необходимо искать решения, полностью ломающие игру противника. И такие решения есть.
В условиях открытого шантажа со стороны России Украине необходимо искать решения, полностью ломающие игру противника. И такие решения есть.
Никакого долгосрочного мира и полного урегулирования конфликта на востоке Украины по итогам вояжа Франсуа Олланда и Ангелы Меркель, похоже, не будет. По даннымисточников российского политолога Леонида Радзиховского, предложенный план в лучшем случае предполагает приостановку наступления боевиков в обмен на отказ США от поставок оружия Украине. По информации украинского депутата Сергея Лещенко, документ, в принципе, неплох, но не имеет шансов на одобрение в Кремле. Все остальные источники, так или иначе знакомые с содержанием сути переговоров, в один голос заявляют, что прорывных решений пока точно не предвидится.
Единственным итогом “последних”, по выражению Меркель, переговоров, продлившихся пять часов, стала “подготовка текста возможного совместного заявления”, то есть – очередной декларацией о том, что мир лучше войны.
Согласовать позиции сторон невозможно по одной простой причине: выполнение главного требования Москвы – предоставление ДНР/ЛНР особого статуса в составе Украины и восстановление за ее же счет разрушенных регионов - будет означать полное поражение Киева. Непредоставление такого статуса, соответственно, полное поражение Кремля, на которое он ни за что не согласится. (Подробнее о российских целях в этой войне и методах их достижения я писал еще в прошлом июне).
При этом у российского руководства есть железобетонный аргумент в отстаивании своей позиции: сила. Если не получится добиться своего за столом переговоров, то начнется новое наступление. В этот раз, как пишут многочисленные источники, - с применением авиации и с участием кадровых частей ВС РФ. Цель – не продвижение вглубь украинской территории, а разгром армии, лишение Киева даже возможности сопротивляться.
Украине, на первый взгляд, противопоставить этому нечего. Силы действительно неравны, тягаться на поле боя с российской армией, поддерживаемой авиацией, будет нереально. Даже вероятные поставки вооружений из США едва ли сумеют быстро переломить ход боевых действий, но зато подтолкнут Кремль к максимально жесткому и массированному применению войск. В общем, если называть вещи своими именами, то положение Киева кажется практически безвыходным.
В этой ситуации Украине надо искать неочевидные ассиметричные решения, которые полностью изменят правила игры, лишат Кремль инициативы, выбьют из его рук главный козырь, сделав использование силы бессмысленным.
И такое решение есть.
Первым делом надо понять, что стратегическая цель Кремля – сделать Донбасс рычагом российского давления и влияния на Киев изнутри Украины, причем на деньги самих украинцев. Таким образом, для достижения победы Киеву нужно ликвидировать две вещи: а) даже потенциальную возможность влияния Донбасса на украинскую политику, б) любые финансовые обязательства перед неподконтрольным регионом, способные подорвать экономику страны в целом. Причем сделано это должно быть предельно четко, ясно и безо всяких вариантов “договориться по-тихому”.
В случае вполне предсказуемого провала миссии Меркель и Олланда украинские власти должны объявить ультиматум: если в течение месяца (двух) украинский суверенитет над Луганской и Донецкой областями не будет восстановлен, и Киев не получит полагающихся репараций на их восстановление, то будет принято решение о признании независимости ДНР и ЛНР в ныне существующих границах. При этом важно уточнить, что назад эти территории могут быть приняты только вместе с Крымом.
На первый взгляд это, возможно, похоже на капитуляцию. Но в реальности дело обстоит ровно наоборот.
В Кремле такое заявление вызовет полное смятение. Непонятно будет даже как на него реагировать. Считать войну выигранной? Для самых отмороженных – да, возможно, именно так. Но главная задача Кремля – превращение Донбасса в “троянский конь” внутри Украины – будет полностью провалена. Содержание независимых ДНР и ЛНР, отрезанных от Украины, целиком ляжет на Россию. Восстановление разрушенного войной региона – тоже. Более того, Запад прекрасно поймет, что на такой шаг Киев пошел вынужденно, под давлением, поэтому санкции против РФ будут усилены многократно: Россию наверняка отключат от SWIFT. Для Москвы это чревато сплошными убытками, выгод для нее – ноль.
Конечно, Москва может пойти на продолжение наступления, объявив, например, что территория ДНР и ЛНР должна включать в себя территории Донецкой и Луганской областей целиком. Но продолжение боевых действий будет очень трудно объяснить даже российской публике: из войны за “освобождение” она уже по всем параметрам превратится в захватническую. Да и возможный захват новых территорий и городов принципиально ничего не изменит. Допустим, будет “независимая ДНР” на 20% больше нынешней. Для Кремля это будет лишь означать, что придется кормить на 20% больше людей. Военные победы не вернут непризнанные республики в состав Украины.
Да и как объяснить простым людям в России и Донбассе, что Кремль продолжает воевать с Украиной ради возвращения ДНР/ЛНР в Украину? Вроде бы год воевали за независимость против “проклятых укропов”, типа, завоевали ее, а теперь что? Снова воевать, чтобы вернуться в Украину? Тут даже самый ватный уберватник почешет затылок и поймет, что его дурят.
В общем, продолжение войны напрочь потеряет экономический, политический и идеологический смысл, начав доставлять Москве куда больше проблем, чем Киеву.
Рискну предположить, что в случае выдвижения вышеописанного ультиматума Владимир Путин лично станет главным борцом за территориальную целостность Украины. Он денно и нощно будет требовать, чтобы Киев и не задумывался об отделении оккупированных районов Донбасса. Тут-то Украине и надо будет требовать настоящих переговоров, причем не с клоунами из Донецка и Луганска, а непосредственно с Кремлем.
Чего стоит требовать на этих переговорах, – это тема для отдельного разговора. Тут тоже важно не перестараться, выдвигая заведомо невыполнимые условия. Но сейчас украинским властям нужно всерьез задуматься о совершенно нестандартных решениях, ломающих планы противника, рушащих их внутреннюю логику. Именно это сейчас может изменить ход событий.
Разумеется, у предложенного плана будет много критиков, которые объявят, что территориальная целостность не может быть разменной монетой в политических и дипломатических дискуссиях. Такая позиция понятна, она заслуживает уважения. Однако хотелось бы напомнить ее сторонникам, что альтернативой может стать существенная эскалация боевых действий, вполне вероятное поражение и навязывание Москвой своих условий мира – федерализация, признание российского суверенитета над Крымом и прочее. Даже вынужденное принятие этих условий означало бы превращение всей Украины в российского вассала на долгие десятилетия.
В общем, тут есть о чем задуматься.