Щеплення від демократії для Росії
Не чекайте від Росії змін. Не завмирайте в очікуванні блискучої перемоги холодильника над телевізором. Демократія навряд чи з'явиться там, де від неї зробили щеплення.
Мовою оригіналу
«Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!».
Так писал 200 лет назад Пушкин.
Но не вспрянет. Не напишут. А обломки бережно соберут и склеят. И чтобы убедиться в этом, вовсе не обязательно совершать экскурс в историю 18-19 столетий. Прививка от демократии в России сделана тому поколению людей, которое сейчас наиболее политически активно. Это те, кто был рожден в 50-70-е, кто помнит поздний Союз, Перестройку и то, что после этого было.
В восприятии россиян любая реформа заканчивается плачевным финалом. Хрущевская «оттепель» дает возможность свободно выступать поэтам, но обрушивает экономику. При брежневском «застое» язык, конечно, нужно было держать за зубами – но в магазинах все было. Да и Жигули при Брежневе появились! Горбачев разрешил свободную прессу и позволил создавать кооперативы и зарабатывать деньги – но более негативного персонажа, чем Горбачев, в восприятии россиян еще поискать нужно. Ельцин тоже еще тот реформатор! Недаром ведь 90-е до сих пор называют «лихими». И только после того, как Путин стал закручивать гайки и убирать от власти демократов, жизнь потихоньку стала налаживаться.
Вы только что прочитали краткое объяснение того, почему демократия и свободы губительны для российской экономики. Так описывают ситуацию российские «политологи», «экономисты», «политики», «публицисты» – в общем все, кто допущен в студии центральных российских телеканалов, чтобы объяснять россиянам, что происходит в их стране. Это объяснение простое и понятное: демократия – плохо, сильная рука – хорошо.
Только вот никто из профессиональных «объяснителей» в российском телевизоре не говорит о том, что в 70-е годы росла цена на нефть – отсюда и возможность у брежневского руководства закупать продукты и одежду за рубежом. И что сколько бы пришедший на смену Брежневу Андропов ни закручивал бы гайки, жизнь лучше не становилась. Просто потому, что с 1981 года начинается падение цены на нефть. В 1986 году она уже ниже чем в 1974-м. И Горбачеву ничего не остается делать, как попытаться изменить неэффективную систему, которая могла обеспечивать более-менее сносный уровень жизни советским гражданам только в условиях высоких цен на нефть. Отсюда и демократизация, и свободы – слова, предпринимательской деятельности – и ликвидация политической монополии коммунистической партии.
Не исключено, что, если бы цены на нефть в конце 80-х снова стали высокими, россияне поверили бы в чудо демократии. И в то, что Горбачев вел страну в верном направлении. Но так совпала конъюнктура – цены продолжили падение, а вместе с ними рухнул и Советский Союз. Хотя и не исключено, что, если бы цены пошли вверх, Горбачев свернул бы всю демократию.
Первый российский президент все девяностые годы был вынужден руководить страной в условиях стабильно низких цен на нефть. Деньгами от продажи которой и наполняется российский государственный бюджет. Россияне мало обращают на это внимание. «Причину» падения уровня жизни объяснят им позже – «демократизация», «оппозиция», «свобода слова» – вы же помните, как плохо вы жили в последнее десятилетие ХХ века? Это все потому, что у вас не было крепкой руки и было слишком много свободы. Приблизительно так ухудшение жизни в 90-е годы будут объяснять кремлевские пропагандисты спустя десятилетие.
И россияне поверят. А потом придет Путин. И начнет закручивать гайки. А тут и цена на нефть с 2001 года возобновит рост. Будут повышаться пенсии, увеличиваться зарплаты, строиться жилые дома. Но россиянам с экранов телевизоров ежедневно будут объяснять это не тем, что просто выросла цена на российское сырье. Объяснение будет другим. Россиянам расскажут, что улучшение уровня их жизни напрямую связано с отказом от прав и свобод: «Видите, как только демократов и сторонников дружбы с Европой отправили за решетку или выгнали из страны – ваш холодильник стал полнее. В вашем гараже появился новый автомобиль. Вы стали ездить отдыхать за границу, а кое-кто даже купил себе домик в Болгарии или Испании».
И россияне поверят телевизору. И согласятся, что главное – это сильная рука и сильное государство. А не свободы. Потому что со свободами они уже жили. Плохо. А они не хотят жить плохо. Даже в условиях падения цены на нефть. Возможно, согласятся неискренне. Но искренность и не нужна. Достаточно молчаливой лояльности.
Поэтому не ждите от России изменений. Не замирайте в ожидании блестящей победы холодильника над телевизором. Демократия вряд ли появится там, где от нее сделали прививку.