Як Крим від СРСР прийшов до СРСР
Коли на початку 1991 року була відновлена Кримська АРСР, над півостровом витав солодкий запах швидкого поліпшення вже сьогодні
Мовою оригіналу
54% крымчан и 57% жителей Севастополя 1 декабря 1991 года на референдуме проголосовали за независимость Украины. А перед этим было 24 августа 1991 года, когда Украина провозгласила независимость. А еще чуть раньше – в том же году – крымчане на референдуме высказались за сохранение СССР и восстановление Крымской АССР как субъекта нового союзного договора.
Почему же так часто крымчане меняли свое мнение? Ну, во-первых, в марте 1991 года, когда проводился референдум о сохранении СССР, в целом по Украине за сохранение союзного государства высказалось больше 70 процентов. Однако после провала ГКЧП для украинской элиты открылось окно возможностей, которым оно и не преминуло воспользоваться. Украина стала независимым государством. Это не говорит о том, что украинцы не боролись за независимость, это не говорит о том, что украинцы не хотели независимости. Это говорит лишь о том что наступил момент, когда желания народа, людей у руля государства и ситуация в стране совпали.
Ну а крымчане в 1991 году жили своей обычной жизнью – встречали курортников и замечали, что в магазинах все меньше товаров, а те, что есть, становятся все дороже. Как и во всех регионах тогдашнего Советского Союза, было очень распространенным мнение, что именно наш регион кормит все остальные.
Крымчанам хотелось спокойствия. Особенно под палящим августовским солнцем. Чтобы «все было как раньше». Как раньше – это в период раннего Брежнева. Когда нефть была дорогая, а в магазинах было много и продуктов, и импортной одежды и обуви. Это сейчас есть частные отели и пансионаты, чей заработок зависит исключительно от количества приехавших туристов и привезенных и потраченных ими денег. В 1991 году все было не так. Живые деньги от курортников доставались разве что немногочисленным владельцам кооперативных кафе и таксистам. То есть, по большому счету, турист в восприятии обычного крымчанина тогда просто приезжал и скупал мясо, сахар и хлеб, за которыми местным приходилось часами стоять в очередях.
Когда в начале 1991 года была восстановлена Крымская АССР, над полуостровом витал сладкий запах скорого улучшения уже сегодня. Казалось, что достаточно восстановить автономию, стать полноправным участником союзного договора – и тебя допустят к дележке союзного пирога, и жизнь наладится. Та самая, застойная сытая жизнь с бензином по 10 копеек за литр и колбасой по 2.20.
В августе 1991 года Союза не стало. Подписывать новый союзный договор стало просто не с кем. К тому же, Крым и в тот момент оставался настоящим коммунистическим заповедником. Да, в поддержку ГКЧП не было митингов. Но не было и массовых акций протеста. После провала путча многие крымчане действительно были напуганы событиями в Москве. Вот эти, с триколорами, – они кто? По какому праву они посадили в тюрьму руководителя КГБ и других высших лиц советского государства? А Горбачев? Он же все протрынькал и союз развалил! Нет, такое руководство крымчанам было не нужно. В тоже время складывалось впечатление, что, в отличие от России, в Украине полное сохранение бывшего порядка. Да, КПУ как часть КПСС попала под запрет. Но все лидеры-коммунисты к тому моменту уже пересели в кресла глав областных советов или украинского парламента.
А тут еще и многочисленные листовки с призывом поддержать независимость Украины на референдуме 1 декабря. И очень простая, но действенная аргументация – Украина производит 1000 килограммов пшеницы на человека, а потребляет всего 140. Производство сахара – 118, а потребление – 49. Куда девается все остальное? Это сейчас молодым людям может казаться, что это абсолютно неважно, сколько страна производит сахара, хлеба или мяса – ведь все можно купить в любое время суток, в любое время года в любом магазине без очередей и без ограничений. Но тогда, 25 лет назад, все было по-другому. Пустые магазины. В прямом смысле слова пустые. На прилавках симферопольских супермаркетов лежал разве что турецкий чай и банки с морской капустой. Все остальное было по талонам-купонам и, естественно, с очередью.
И многим тогда казалось, что достаточно освободиться от нахлебников, от пресловутого центра, который забирал и перераспределял произведенную продукцию, – и жизнь наладится. Без особых изменений в самой экономике, без болезненных реформ. И этим Крым не особо отличался от большинства регионов Украины.