Групповой портрет в интерьере Украины
События на Украине не просто военный конфликт, а полная ревизия отношений между народами, отношений, которые до недавнего времени считались братскими в полном смысле этого слова
Вчера по случаю попал на концерт Александра Градского в Крокус Холле. От концерта осталось очень двойственное впечатление. Александр Борисович был великолепен в исполнении чужих композиций, и не покидало ощущение разочарования от его собственных. Социальное содержание текстов на один и тот же мотив с вариациями, актуальных лет двадцать назад, сегодня звучали нынче досадным анахронизмом. Зато он – талантливый педагог. Выступления его учеников из проекта «Голос» произвели фурор в зале. Впрочем, я не о музыкальных достоинствах концерта. Музыкальные критики скажут лучше, точнее и справедливее.
Кто про что, а журналист сегодня больше пишет про политику, то есть про Украину. События на Украине не просто военный конфликт, а полная ревизия отношений между народами, отношений, которые до недавнего времени считались братскими в полном смысле этого слова.
Одна из самых печальных страниц этой ревизии – разрушение культурных связей. Взаимные запреты на выступления артистов, громкие и очень неосторожные заявления с обеих сторон. Раскололась и российская культурная элита. Своего рода символами этого раскола стали Андрей Макаревич и Иосиф Кобзон.
Макаревич своими заявлениями и выступлением в Святогорске резко настроил против себя «патриотичное» концертное начальство. Его выступления по самым надуманным предлогам стали отменяться. Последний случай – благотворительный фонд «Измени Одну жизнь» отменил концерт в связи с участием в нем известного музыканта. Руководители фонда объясняют отмену концерта оргпричинами, не связанными с именем певца. Макаревич им не верит. Он настолько напряжен, что везде ищет козни и происки. Возможно, так и есть.
Кобзон своими заявлениями и выступлением в Донецке только увеличивает свою популярность. А на информацию о том, что в том или ином украинском городе его лишили звания почетного гражданина, певец-депутат дежурно отвечает, что не хочет быть почетным гражданином в Украине, в которой «существует фашистский режим№.
Возникает закономерный вопрос: «А причем здесь концерт Градского?» Отвечаю. Первым гостем, кого объявил Александр Градский, стал Андрей Макаревич. В первый миг в зале воцарилась недоуменная тишина. Что здесь делает «национал-предатель»? Еще одно мгновение зал взял на размышления. Ответ получен. И тут же оглушительные аплодисменты. Справедливости ради скажу, музыкант был не «в ударе» – всего лишь с одной песней.
А дальше началось то, что иногда называю «картина маслом». В ряду для почетных гостей оказался припоздавший Иосиф Кобзон, что позволило сотворить гениальный экспромт (абсолютно точно экспромт). Градский приглашает Кобзона на сцену, и они поют украинскую песню «Місяць на небі», к дуэту присоединяется победитель 2-го «Голоса» Сергей Волчков. Боже, как они пели. Уже на втором куплете зал встал в едином порыве, и уже до конца песни не прекращал аплодировать. А в первом ряду партера стоял Андрей Макаревич и своими аплодисментами выражал свое восхищение и песней, и исполнением.
Не знаю, что подумали в тот момент другие зрители. Меня же не покидало ощущение, что не может быть войны в Украине, что поляризация общества – шизоидный бред. Ну, не может так быть, и все . Вот, смотрите, Кобзон поет украинскую песню, а Макаревич аплодирует. Красота спасет мир.
«Пісня та мила, пісня та люба,
Все про кохання, все про любов»
Но песня закончилась. Иллюзии развеялись.
«В районе 21 шахты в Донецке идет танковый бой, боевики пытаются окружить аэропорт со стороны Песков и