Нация стукачей или великий народ?
Чем выше «градус» патриотизма, «духовных скреп», тем пасквильнее выглядит открытое письмо
В городе Ленинске-Кузнецком 22-летний местный житель за ночь порезал колеса 10 автомобилей. Нарушителя задержали с поличным и изъяли у него два кухонных ножа. В отделе полиции он признал свою вину и мотивировал свой поступок завистью к владельцам дорогих авто.
16 представителей самарской общественности написали открытое письмо областному министру культуры. В нем они обличают главного режиссера Самарского академического театра драмы Валерия Гришко, сыгравшего в «Левиафане» Андрея Звягинцева православного архиерея.
Какая казалось бы связь между сибирским недоумком и 16-ю важными областными персонами? Среди которых заслуженные деятели искусств, члены союза писателей, чемпион мира, православные священнослужители. Зависть связывает эти два события. Только одни от скудости ума машут кухонным ножом, другие, обремененные образованием, пишут открытые письма, по сути своей, являющиеся типичным доносом.
Вспоминается хрестоматийное из Сергея Довлатова: «Мы без конца проклинаем товарища Сталина, и, разумеется, за дело. И все же я хочу спросить — кто написал четыре миллиона доносов?». До четырех миллионов еще далеко, но время еще есть, чтобы наши потомки могли сказать: «Мы вспоминаем недобрым словом товарища Путина. И все же… Кто написал четыре (три, два, шесть) миллионов открытых писем, депутатских запросов?
В открытых письмах прослеживается хорошо сформировавшаяся тенденция: чем выше «градус» патриотизма, «духовных скреп», «особого пути», тем пасквильнее выглядит открытое письмо.
«Левиафан», плохое или хорошее кино, но в любом случае оно относится к творческой сфере, а не к очередной предвыборной кампании, где все средства хороши. Среди подписантов, судя по лексике, преобладают люди патриотично развитые. Не нравится фильм Звягинцева, напишите разгромную и аргументированную статью или рецензию.
Вряд ли в оценке фильма такой пассаж можно считать творческим аргументом: «Мы присоединяемся к здравым суждениям всех противников подобной «чернухи» в отечественном кинематографе. В то же время хотим отметить, что, к большому сожалению, наш самарский регион опять оказался в авангарде прозападно-либеральных действий». Так и слышится: «Пастернака не читали, но осуждаем». Какая зато самокритичность — «в авангарде прозападно-либеральных действий».
Не умеете писать рецензии, сделайте фильм «Антилевиафан» (Мединский профинансирует). Правда, для «Антилевиафана» требуется самая малость. Талант. Среди подписантов есть талант. Специфический, но хоть что-то. Чемпион мира по боксу.
В конце концов, подписанты- священнослужители могут утешить всех тех, кого оскорбляет фильм. Если верить авторам письма, то уже должны выстроиться в храмы многокилометровые очереди верующих, страждущих утешения. Не выстроятся. С «душком открытого письма» батюшки. Не пойдут за утешением к тем, кто прячется и прикрывается за абсолютным большинством «наших земляков-самарцев, искренне любящих свою Родину и почитающих ее многовековые исторические традиции». И еще вопрос к служителям культа. С каких пор они стали так живо интересоваться, как расходуются государственные деньги. «Нам непонятно такое двуличие: как можно жить за счет бюджетных средств, получать от власти все преференции». Какое отношение церковь имеют к бюджету?
Кстати, служителям культа на заметку.
« Из бюджета мы получаем крошечные зарплаты, зато нам удается зарабатывать нашими спектаклями. И я горжусь тем, что у нас это хоть как-то получается», — это режиссер Валерий Гришко о расходовании государственных денег.
Еще в далеком 1967 году, когда открытые письма «мастеров культуры» были «ходовым» инструментом травли Пастернака, Бродского, Солженицына, замечательный писатель Георгий Владимов написал в адрес писательского съезда следующее: «Не в обиду будет сказано съезду, но, вероятно, девять десятых его делегатов едва ли вынесут свои имена на порог нашего века.
… И вот я хочу спросить полномочный съезд — нация ли мы подонков, шептунов и стукачей, или же мы — великий народ, подаривший миру бесподобную плеяду гениев?»
Прошло почти полвека, а на вопрос так и нет ответа. Кто мы? Нация подонков и стукачей с кухонным ножом в руках или великий народ.