Минск как новая Ялта
Рассуждение об абстрактной территориальной целостности, когда гибнут люди, неприлично и аморально
Даже если бы этот юбилей не подоспел, то все равно событие 70-летней давности вновь стало бы актуальным и злободневным. Конференция стран-победителей во второй мировой войне в феврале 1945 года в Ялте.
Буквально в несколько предложений об итогах конференции. Кому интересны подробности, имеется огромный массив исторической литературы по этой теме.
Главный итог. Победители делили плоды победы, которая придет через несколько месяцев. Итак. Сталин, Черчилль и Рузвельт определили территориальное устройство послевоенного мира. Прежде всего, в Европе. Какие-либо протесты каких-либо стран в расчет не принимались. Победителей не только не судят, но и победитель имеет все. Больше всех потеряла Польша, часть ее территорий были окончательно закреплены за СССР. Было дано «добро» на создание Югославии, а Германия поделена на зоны оккупации.
Территориальный передел Европы – ключевая тема ялтинской конференции. Другие вопросы – репарации, создание ООН, соглашение по перемещенным лицам - существенные детали, но все же детали в конфигурации послевоенного мира. Восточная Европа – социалистическая демократия, Западная Европа – это Западная Европа. Справедливости в этой послевоенной системе было не больше, чем справедливости в каком-нибудь районном суде. «Тот прав, у кого больше прав». Но во всяком случае она (система) оказалась надежнее, устойчивее и долговечнее, чем мир после первой мировой войны.
Из школьного курса диалектики известно: «Все рождается, развивается и умирает». Априори мир после Ялты образца 1945 года обречен на смерть. Еще раз: «Ничто не вечно под луной». Первые сбои система дала в конце 80-х годов прошлого века: цивилизованный развод Чехословакии, объединение Германии, кровавые разборки в Югославии, внешне мирный развал СССР. Вывод из этих и других событий, связанных с появлением новых государств очень простой: границы и территориальная целостность Европы перестали быть «священной коровой».
В таком контексте и следует рассматривать войну на Украине. Локальный военный конфликт (пока) не перерастет во что-то в более масштабное только в одном случае. Если будет Ялта-2. Разговоры о том, что Европа и США никогда не пойдут на «новую Ялту», очень лукавые разговоры. Европа – Англия, Франция, Германия и Россия. Государства – господа. Нет, другие европейские государства, конечно, замечательные страны с самобытной культурой и народами. Но в силу исторических, экономических и географических условий им уготована «до скончания мира» роль ведомых. Им дозволено вставлять «шпильки» в колеса, как виртуозно делает «наш батька Лукашенко», грозно обещать всех «порвать», что чуть ли не ежедневно демонстрирует президент Литвы или по своему трактовать страницы истории, чем занимался польский министр иностранных дел. В остальном, как «старшие товарищи» скажут, так и сделают.
«Старшие товарищи» пребывают в больших сомнениях. Они начинают осознавать, что система послевоенного устройства мира не работает. Тем не менее, догматизм преобладает над здравым смыслом. Решения Ялтинской конференции 1945 года уже отработанный материал. Овечьи шкурки всем пора скидывать.
На словах никто не хотел ни первой, ни второй мировой войны. Они все равно случились. Сами войны и их итоги стали непреложной данностью. И Версальский мир, и Ялтинская конференция (чуть позже Потсдамская) исходили из реалий того времени и наличия победителей и побежденных.
Война на Украине так же ужасна, как ужасна любая война. Но она дала совершенно новую реальность, в которой рассуждать об абстрактной территориальной целостности, когда гибнут люди, не только неприлично, но и аморально. Европа уже не будет такой, какой она еще была в 2014 году. Бессмысленно искать виноватых. Никто и никогда не признается. Новую Европу необходимо воспринимать как данность. Исходя из этой данности, создавать новую систему почти послевоенного мира. Санкции не помогут. О бессмысленности санкций есть легенда, возможно, быль. Не принципиально. После войны Черчилль смотрел военную хронику. Он обратил внимание на один из эпизодов. Декабрь 1941, Москва. По улице идут мальчишки и едят мороженое. Якобы Черчилль произнес: «Я теперь понимаю, почему русские выиграли войну».
Поэтому создавать систему будут, как всегда, победители (судя по визиту Меркель и Олланда в Москву, они уже определились). Остальным сообщат о результатах. Да, еще один нюанс. Для полноты дежавю надо из Минска переехать в Ялту. При осознании новых реалий «Минск» бесперспективен. Только Ялта – 2.
Стукну по карману — не звенит!
Стукну по другому — не слыхать!
Если только буду знаменит,
То поеду в Ялту отдыхать…
Фото: Николай Петров/ БелТА/ ТАСС