«Победа над победителем» как главная угроза для власти
Политические итоги, применительно к 2012 году
Политические итоги, применительно к 2012 году, – это, прежде всего, парламентские выборы и обновленная/ обновляющаяся вертикаль власти.
Не столько как самостоятельное событие, сколько как определенное политическое предстояние / предсобытие накануне выборов 2015.
С большей или меньшей долей уверенности можно утверждать, что 2012 год – победный для правящей элиты.
Вертикаль власти (президент, премьер, спикер, губернаторы), что в истории Украины случается крайне редко, сосредоточена в одних руках. Парламентские выборы выиграны. Оппозиция, несмотря на постоянные публичные ритуальные брачные танцы/игры, разрознена и внутриконкурентна.
Реально ситуацию для власти осложняет только внешний фактор. Причем как западный, так и российский. Как в политике, так и в экономике. Будучи, по сути, в положении внешнеполитического одиночества (и Запад, и Россия сконцентрированы, прежде всего, на своих проблемах), Украина, тем не менее, очень зависима. В политическом смысле зависима от внешнеполитических оценок, в экономическом – от экспортной конъюнктуры и российского газа.
Хотя явных, видимых угроз извне для действующей власти на сегодня нет.
Запрет Ренату Кузьмину въезда в США – не тотальное и всеобщее явление для Украины. Не исключаю, что, рано или поздно, «антигерой нашего времени» останется один на один со своей «активной позицией» относительно громких политических уголовных дел. И, возможно, будет очень сильно удивлен, что предстоящая ответственность, фактическая или юридическая (а она не может не наступить) - вопрос исключительно личной судьбы Кузьмина, а не всей власти в целом и, тем более, страны.
В общем и целом, в отличие от 2004 года, власть сегодня действительно сильная как никогда.
Принято считать, что победителей не судят. Между тем, убеждена, о чем отчасти уже упоминала у себя в ФБ, – именно извлечение опыта из побед, а не из поражений, является важнейшей составляющей удержания власти. Для любой политической силы. Именно такой опыт формирует политическое знание и правила, приучает к ответственности за собственную политическую биографию.
Неумение правильно оценивать причины и подоплеки побед впоследствии приводило к переформатированию правящей коалиции – как правило, через досрочные выборы.
Зачастую политики оценивают потерю позиций исключительно с точки зрения субъективной стороны вопроса (правильно - неправильно, ошибка - не ошибка). Или - эмоциональной (морально – не морально, патриотично – не патриотично).
Между тем, неоднократная потеря власти теми или иными партиями / политиками-победителями – это всегда закономерность, а не случайность и сбой политической программы. Объясняющая и мотивирующая логику украинской государственности, актуальную и сегодня.
Если кратко, то:
1. Украина – не только не Россия, но и – не Беларусь. Украинская государственность держится на балансе сил, чем качественно отличается от российской – в основе которой находится единственный сакральный центр власти или белорусской – держащейся на харизматичном лидере.
2. В условиях украинской неоднородности любая политическая сила, провластная или оппозиционная, не может претендовать на единоличную победу. Органичная украинская политика – это политика компромисса, исключающая логику «победитель получает все».
3. В независимой Украина после 1992 года всегда срабатывал защитный механизм от монополизации и узурпации власти кем бы то ни было. Попытки полной монополизации властью политического и экономического пространств приводят, в конечном итоге, к ее ослаблению, а не укреплению.
Указанные закономерности, во многом, стали деепричастны к тому, что:
В 2004 году не победил кандидат от власти Янукович, но и не получил власть в полном объеме кандидат от оппозиции Ющенко.
Тимошенко не стала премьер-министром после парламентских выборов в 2006 году, а в 2007 году как ответ на попытки полного захвата власти Януковичем и коалиции со спикером Морозом состоялись досрочные выборы.
Тимошенко, чересчур активно добивающаяся власти, будучи полностью уверена в своей победе, проиграла на президентских выборах 2010 года.
Янукович и его команда (партийная и бюрократическая) так и не смогли завоевать симпатии столицы - ни в 2012, ни ранее.
Одни и те же ошибки будут воспроизводиться разными политиками, независимо от их партийной, региональной, языковой, другой принадлежности – до тех пор, пока в них будет видеться только случай, а не структура. Украинским политикам крайне не хватает состояния, в котором в принципе возможно извлечение смысла.
Учитывая будущий «высокий» политический цикл (в виду президентских выборов-2015), возрастает вероятность активизации разных вариантов, сценариев по концентрации и удержанию власти, антиисторичных по отношению к Украине априори.
Действующая власть должна понимать, что она предприняла и так довольно много действий, которые в силу существующего временного тренда (запрос на некую политическую и экономическую устойчивость в ситуации постоянных конфликтов внутри власти и неустойчивой экономической ситуации в мире)
Это:
1.Отмена конституционных изменений и возврат к редакции Основного закона 1996 года.
2. Арест лидеров оппозиции.
3. Жесткий экономический монополизм, ориентированный на крупных собственников, игнорирующий средний класс.
Aфилософия Януковича и его команды подчинена следующим двум принципам: «здесь, сейчас, все сразу» и «победитель получает все».
Именно такая философия, кстати, не позволяет Хозяину (типаж постсоветского политика) стать Лидером (типаж европейского политика).
Действующая оппозиция не представляет угрозы для власти. До тех пор, пока общественная поддержка не актуализирована. Пока «письма к власти» как теоретический формат не переведены в практическую плоскость. И активизироваться общество может не столько благодаря действиям оппозиции, сколько благодаря ошибочным действиям самой власти.
Условно говоря, «победа над победителем» - это и есть главная потенциальная угроза для действующей власти в предстоящем политическом цикле.