«Политический лохотрон»
Действующая власть потеряла темп евроинтеграции, получив от евросообщества неприятие, хоть и средней тяжести.
Есть такое понятие как «политический лохотрон».
Его задача - втянуть участника в игру. Дальше – все идет само собой. Ввязавшись в «лохотрон», он не выходит из игры, чтоб не потерять свои ставки. И хоть корни этого явления тянутся в далекие 90-е, в современных реалиях он очень даже применим. Вот взять хотя бы «дело Тимошенко».
Вообще, в украинской политике вопрос – кто выиграет от того или иного политического акта, независимо от его инициаторов, – актуален всегда. Потому как в истории независимой Украины есть масса ярчайших примеров того, как носитель политического действия (он же субъект инициативы) становился «лузером», в то время как абсолютно посторонние фигуры – случайными выгодоприобритателями.
Шутка юмора в том, что политик как бы выстраивает планы и реализовывает их в соответствии с кажущейся ему правильной моделью. Но получает результат, никак не соотносимый со сформулированными исходными целями, а иногда – и прямо противоположный им.
В этом смысле, улыбка Гегеля (термин «ирония истории» в режиме real-politic) коснулась и многих украинских проектантов.
Несколько примеров – чтоб освежить политическую память – перед тем, как перейти к реалиям 2013 года.
1994 год. Президент Кравчук и спикер Плющ инициировали досрочные парламентские и президентские выборы, с целью избавиться от экс-премьера Кучмы. Типа, дружба на двоих за счет третьего. А Кучма взял и победил на президентских выборах, устранив и Кравчука, и Плюща впоследствии с политических вершин.
1996 год. Принятие Конституции, сопровождавшееся длительным противостоянием президента Кучмы и спикера Мороза. Глава ВР поддержал тогда проект, законодательно закрепивший Конституционный договор 1995 года и вводивший президентско-парламентскую форму правления, лелея втайне в скором времени и самому занять президентское кресло. Не занял.
2004 год. Судьба Медведчука как инициатора политреформы, превратившей Украину в парламентско-президентскую республику, вообще классика жанра. Политреформа как мирная форма передачи власти в 2004 была таки реализована. Но этот факт не продлил, а только укоротил политическую жизнь ее инициатору Медведчуку и возглавляемой им партии эсдеков (объединенных). Потом Янукович и саму реформу отменил, вернувшись к Конституции 1996 года.
2007 год. Предпринятые премьером Януковичем, парламентом и спикером Морозом действия в направлении расширения парламентско-премьерских полномочий (Закон о Кабмине, ограничивающий власть Ющенко, увольнение из правительства министров, назначенных по президентской квоте, попытки создать конституционное большинство) закончились досрочными парламентскими выборами, потерей Януковичем и Морозом своих постов и премьерством Тимошенко.
Ну и, наконец:
2009-2013 годы. Тимошенко, газовый контракт, выборы, тюрьма.
В 2009 Тимошенко была так уверена в своей победе, что еще задолго до самих выборов начала принимать выгодные тактически, но не очень выгодные стратегически, решения. С тем, чтобы по максимуму получить выгоду сейчас, а потом, став президентом, перерешать решения заново.
Одно из таких решений – газовый контракт от 2009 года, главная тактическая цель которого состояла в непременном отстранении «РосУкрЭнерго» от российско-украинской газовой торговли, а, значит, - и от внутриполитического влияния в преддверии выборов.
Собственно, понять ЮВТ можно. Во-первых, группа РУЭ (Фирташ, Левочкин, Бойко) неоднократно выступала и настраивала Януковича против союза с БЮТ. Во-вторых, эта группа в постоянном конфликте Ющенко и Тимошенко всегда занимала сторону президента. И она своего таки добилась.
Но проигрыш на президентских выборах обесценил и отыграл все в обратную сторону. Тактическая победа ЮВТ пошла «коту под хвост».
РУЭ вернули влияние и положение во властной конструкции, а вместе с ними - и 11 млрд. к.м. газа. Тимошенко посадили за тот же «газовый контракт». А теперь, чтоб наверняка, - еще и «дело об убийстве Щербаня».
2010-2012 годы. Янукович, президентство, газовый контракт, Тимошенко.
Изначально, ввязавшись в уголовно-процессуальный способ ведения политической деятельности, власть, очевидно, ставила несколько задач одновременно.
«Дело Тимошенко» о газовом контракте между Украиной и РФ от 2009 года должно было, судя по всему, во-первых, обездвижить Тимошенко в преддверии парламентских выборов-2012 и последующих президентских выборов-2015. Во-вторых, решить экономические вопросы с Россией – подтолкнуть «Газпром» к пересмотру газового договора.
В итоге – потери власти превысили выигрыш.
Де-юре - Тимошенко вне политического процесса. Но де-факто ее политический потенциал сохраняется.
Газовый контракт с РФ не пересмотрен, и Украина по-прежнему платит гигантские цены. Причем, за счет возврата государством Фирташу 11 млрд. к.м. газа, которые отобрали у него в 2009, цену на газ на второе полугодие 2010 года компенсировали за счет скидки от «харьковских соглашения», что несопоставимо по масштабам.
Действующая власть потеряла темп евроинтеграции, получив от евросообщества неприятие, хоть и средней тяжести.
В завершение, когда Евросуд вот-вот может вынести Тимошенко оправдательный вердикт (как в случае с Луценко), Генпрокуратура Украины возбуждает еще одно дело против Тимошенко, на этот раз серьезное, о причастности к убийству.
Судя по всему, Янукович на примере Тимошенко так и не сделал вывод о том, как тактические успехи в большой политике могут обернутся стратегическим поражением.
Собственно, будет или нет доказана вина Тимошенко в деле «об убийстве Щербаня», некоторые вещи не изменить - Янукович и Ко уже попали в «политический лохотрон».