Про внутрішній консенсус щодо Донбасу
Важливо розмежувати стратегію щодо деокупації і стратегію щодо реінтеграції
Мовою оригіналу
На днях была на круглом столе по Донбассу. Одна из главных тем, которая обсуждалась, это информационная стратегия реинтеграции оккупированных территорий. Знаю также, что практически одновременно в Киеве проходил еще один круглый стол по этой же теме.
Считаю подобные мероприятия - правильными и полезными. Поскольку они способствуют вырабатыванию внутреннего консенсуса и лучшему пониманию ситуации. Но меня удивило следующее. Многие в качестве претензии часто говорят о том, что у власти отсутствует стратегия по деоккупации/ реинтеграции Донбасса.
На мой взгляд, тут важно, все-таки, разграничить стратегию по деоккупации и стратегию по реинтеграции. Вторая может и должна обсуждаться, потому что она действительно касается внутреннего диалога, проблем из разных сфер, которые станут актуальны уже после того, когда нам удастся заставить РФ как оккупанта уйти с наших территорий. А также тех шагов, которые мы можем/должны предпринимать уже сегодня, с учетом имеющихся возможностей.
Что же касается стратегии по деоккупации, то есть, того, что касается наших действий в ответ на внешнюю агрессию и оккупацию, то такая стратегия в принципе не может быть предметом публичности. Другое дело, что отдельные базовые позиции/подходы, которые могут обсуждаться, с целью консенсуса внутри страны и понимания ситуации в целом, могут вырабатываться публично. Считаю, что такое видение и консенсус по ряду составляющих уже сформулированы. Например:
1. Территориальная целостность Украины. Отказываться/отрезать Донбасс как способ ответа на агрессию РФ - неприемлемо и неэффективно. О неприемлемости лучше всего сказала демограф Элла Либанова (она как раз выступала на одном из мероприятий по теме Донбасса): тот, кто отрежет Донбасс, даже если эта идея сегодня имеет поддержку у части общества, будет политическим самоубийцей. Кроме того, я с ней полностью согласна, что расчет на то, что когда-нибудь Донбасс, увидев, каких позитивных результатов добилось государство Украина, вдруг решит обратно вернуться, - ничем не аргументирован. Что касается неэффективности, то здесь не стоит забывать, что поддержание самопровозглашенных образований на Донбассе имеет для России смысл до того момента, пока этим можно шантажировать Украину. По мере того, как Украина становится неуязвимой с точки зрения рос давления и влияния, такой шантаж теряет какой-либо смысл. Потому что несет только убытки самой России.
2.Мирно-дипломатический способ возврата территорий, который подразумевает использование внутренних и внешних инструментов (обороноспособность Украины, международные суды, международные санкции в отношении РФ). Только совместными усилиями, совмещая разные инструменты давления на Россию, можно реально добиться деоккупации украинских территорий. При этом это не означает, что Украина не будет реагировать военным путем на возможное обострение ситуации на Донбассе. Законопроект по Донбассу 7163 как раз и предоставляет такое право украинским военным, согласно одной из статей статута ООН (право на самооборону).
3. Никаких контактов с боевиками и уступок России. Но при этом контакты с жителями оккупированных территорий необходимо сохранять, с учетом, конечно же, мер по безопасности. Речь идет, скажем, о контактах перемещенных с Донбасса лиц с родственниками, которые остались на оккупированных территориях. Минимальное сохранение таких контактов (в рамках, обозначенных мерами по безопасности), как я это понимаю, сделает менее сложным процесс реинтеграции, который наступит после деоккупации, после того, как Россия уйдет с Донбасса.
Ниже - один из слайдов из соцопроса по Донбассу. Как раз о вариантах разрешения ситуации по Донбассу.