Про зовнішню торгівлю України
Без «зрад» і «перемог»
Мовою оригіналу
Итак, Канада завершила все ратификационные процедуры по Соглашению о свободной торговле с Украиной, и ЗСТ между странами вступит в силу с 1 августа. Соглашение отменит 98% тарифов на украинские товары, которые будут продаваться в Канаду. Для канадских товаров сразу отменяется 72% тарифов, а в течение 7 лет беспошлинный экспорт вырастет до 98%.
Само по себе наличие соглашений о ЗСТ со странами-торговыми партнерами, конечно же, не гарантирует роста внешнего товарооборота. Но дальнейшее открытие доступа к внешним рынкам - это, безусловно, возможность для расширения экспортного потенциала Украины и стимул для отечественных производителей повышать конкурентоспособность продукции.
Я бы даже сказала, что это не возможность, а необходимость, с учетом того, что из-за агрессии РФ и использования экономической составляющей в качестве инструмента шантажа, Украина вынуждена менять как структуру экономики, так и искать новые рынки для экспорта. За последнее десятилетие под влиянием самых разных факторов (и, прежде всего, из-за политики агрессии, которую ведет Россия уже четвертый год) произошла существенная трансформация внешней торговли Украины как в региональном, так и товарном разрезе. В частности, описание базовых тенденций есть в исследовании НБУ, посвященному этой теме. Если кратко, то речь идет о следующих тенденциях.
Во-первых, увеличение роли Европы как торгового партнера Украины, благодаря Соглашению об ассоциации с ЕС и из-за необходимости диверсификации источников энергоресурсов. В частности, экспорт продовольственных товаров в страны Европы за последнее десятилетие увеличился почти в пять раз, а по результатам 2016 года Украина вошла в топ-3 поставщиков агропродукции в ЕС. Наибольший объем товаров экспортируется в Италию (металлургическая продукция, подсолнечное масло, пшеница) и Польше (в основном руды и подсолнечное масло). Если говорить об импорте из стран Европы, то тут, прежде всего, можно отметить рост доли энергоносителей.
Во-вторых, страны Азии за последние три года тоже стали крупнейшими потребителями украинских товаров, в частности продовольственных. Экспорт подсолнечного масла в регион за 2006 - 2016 годы увеличился в 10 раз. Наибольший объем товаров экспортируется в Турцию (металлургическая продукция и семена масличных). Более половины импорта из Азии приходится на Китай, объемы поставок из которого за последнее десятилетие увеличились вдвое (бытовая техника, запчасти, одежда, обувь).
В-третьих, единственным регионом, объемы торговли с которым за последнее десятилетие уменьшились, были страны СНГ, прежде всего за счет Российской Федерации. Использование Россией торгово-экономического давления обусловило существенное сокращение торговли Украины с этой страной по всем направлениям, начиная с 2012 года. Через торговые и транзитные ограничения РФ ощутимо сократились и объемы торговли с другими странами СНГ, особенно экспорт в Казахстан.