О том, как к России относится Китай, легко понять, сравнив две церемонии
Космическая разница
На прошлой неделе в Душанбе прошла церемония начала строительства таджикского участка центральноазиатского газопровода, ведущего в Китай. Строительство открывали президент Таджикистана Эмомали Рахмонов и председатель КНР Си Цзиньпин.
Вас ничего не смущает в абзаце выше? А меня смущает, и вот что. Когда, за две недели до этого, 1 сентября проводили церемонию строительства «Силы Сибири» (того самого газопровода, который будет поставлять газ в Китай по цене, как полагают эксперты, ниже себестоимости), то в мероприятии приняли участие президент Владимир Путин и первый заместитель премьера Государственного совета КНР Чжан Гаоли.
Китайцы ничего не делают случайно. Церемонии у них в крови. И если глава КНР едет в гости к Рахмонову, а к Путину посылает заместителя, это свидетельствует, что Центральная Азия, с точки зрения китайской геополитики, куда важнее для Китая, чем «медленно тонущий корабль» под названием Россия.
Кстати — на этой церемонии, которой Си Цзиньпин манкировал, Путин объявил о продаже китайцам доли в Ванкорском месторождении «Роснефти». Отрезанная от западных кредитов, с огромным бременем долгов, с падающей добычей, «Роснефть» потихонечку капитулирует перед Китаем.
А вот еще две парные новости. Российская: место уволенного Павла Дурова (основателя и гендиректора) «ВКонтакте» займет Борис Добродеев, сын главы ВГТРК Олега Добродеева.
Американская: основатель Amazon Джефф Безос будет соперничать с основателем PayPal Элоном Маском в космической гонке: компания Безоса Blue Origin заключила сделку с United Launch Alliance и будет делать двигатели для ее ракет.
Blue Origin гораздо менее известна, чем SpaceX Элона Маска. SpaceX, созданная в июне 2002 года, уже создала и запустила ракеты Falcon 1, Falсon 9, уже выводила с их помощью спутники на орбиту, уже создала многоразовый космический корабль Dragon и уже пристыковала его к МКС, уже создала двигатели Merlin, Kestrel и Draco. Более того — разработка всего этого на сегодняшний день обошлась SpaceX в 400 млн долларов (для сравнения — работа над ракетой «Ангара», которая разрабатывалась с 1995 года, должна была полететь в 2005-м и полетела один раз в 2014-м, стоила больше 3 млрд долларов).
Не то Blue Origin. Она была создана на два года раньше SpaceX, но до сих пор не может похвастаться особыми достижениями. На сегодняшний день компания поглотила уже 500 млн долларов личных денег Джеффа Безоса (Маск вложил только 100 млн своих) и грозилась начать в 2010-м осуществлять еженедельные суборбитальные космические полеты. В 2008-м дата начала регулярного космического туризма была перенесена на 2012 год, а теперь и вовсе исчезла с планируемого горизонта. Испытание суборбитального космического корабля New Shepard в 2012 году было неудачным, и сотрудничество с United Launch Alliance в этих условиях выглядит как сдача позиций.
Но технические беды Blue Origin в данном случае совершенно не важны. Важно другое. В США образовалась целая прослойка молодых, фантастически успешных предпринимателей, связанных с интернетом. Эти предприниматели еще в молодом возрасте накопили громадное личное состояние. Эти предприниматели в детстве читали научную фантастику и бредили звездами. И эти предприниматели инвестируют сотни миллионов долларов в частные космические компании.
Джефф Безос и Элон Маск не одиноки. Есть еще сорокачетырехлетний Джон Кермак (John D.Carmac), создатель знаменитых Doom и Quake. Одновременно с Безосом, в 2000-м, он создал компанию Armadillo Aerospace.
Дэвид Мастен (David Masten) — тоже создатель компьютерных игр. Он участвовал в разработке Air Warrior II (1997), im1A2 Abrams, HIND: The Russian Combat Helicopter Simulation, Apache и т.д. В 2004-м он создал свою Masten Space Systems.
Родерик Миллерон (Roderic Milleron), основатель (1996 г.) Orbital Space Systems, был до этого основателем IT-корпораци Cyberplex Systems и писал софт для General Dynamics.
Тенденция налицо. Помимо общего взрыва частных космических компаний в США, которые растут как грибы где-то с 2000 года, есть еще подвзрыв: молодые талантливые ученые, ставшие миллиардерами именно благодаря своим техническим способностям, с детства мечтавшие о космосе и запускавшие с детства ракеты, вкладывают заработанные миллиарды в свою — и человечества — мечту.
И это, собственно, к вопросу о Павле Дурове. Не знаю, мечтал ли Павел Дуров о космосе, но теперь он точно денег в него не вложит. Потому что в России любой успешный технологический проект, требующий от своего создателя мозгов, рано или поздно поглощается кремлевскими друзьями под предлогом национальной безопасности, а место в его главе резервируется для сынков наиболее отличившейся обслуги режима.
В конечном итоге это приводит к тому, что нам нечего продавать, кроме газа. Да и то в убыток. Да и то даже председатель КНР не соизволяет посетить закладку газопровода, на котором начальник Нового Китайского Сырьевого Придатка объявляет о начале распродажи «Роснефти» в пользу Китая.