Что же на самом деле нужно МВФ от «Нафтогаза Украины»?
«Чрезвычайно важна пенсионная реформа, секторальная реформа, чтобы тарифы дошли до рыночного уровня, чтобы был баланс бюджета, чтобы «Нафтогаз» был процветающей компанией», – сказал постоянный представитель МВФ в Украине Макс Альер.
«Чрезвычайно важна пенсионная реформа, секторальная реформа, чтобы тарифы дошли до рыночного уровня, чтобы был баланс бюджета, чтобы «Нафтогаз» был процветающей компанией», – сказал постоянный представитель МВФ в Украине Макс Альер.
Международный валютный фонд как общемировой донор никогда не страдал благотворительностью. И в частности по отношению к бизнес-структурам. Даже к таким квазигосударственным, которым является газовый монополист Украины «Нафтогаз». Возникает резонный вопрос: почему же сейчас МВФ так печется о «Нафтогазе» и прикладывает максимум усилий для превращения его в «процветающую компанию»? И так ли это на самом деле?
Сами по себе слова «процветающий» и «Нафтогаз» противоречат друг другу. Уже седьмой год, - особенно активно с 2004 года, – «Нафтогаз» все более увязает во внешних заимствованиях. Общая сумма задолженности превышает $4 млрд. А за последние 3 года «Нафтогаз» набрал кредитов в госбанках – Ощадбанк и Укрэксимбанк. И продолжает дальше вести иждивенческое существование! Кабмин уже принял решение в марте увеличить уставный фонд «Нафтогаза» на сумму 8,5 млрд. гривен путем выкупа госбанками ОВГЗ. То есть, на лицо – долговая яма.
Хотя «Нафтогаз» еще может наращивать кредитную задолженность как у российских банков, так и на мировых финансовых рынках, стоимость его активов по международным стандартам нуждается в уточнении. Противоречивые оценки стоимости активов «Нафтогаза», которые иногда делают политики, вряд ли могут вселять в кредиторов спокойствие.
Если говорить о важной теме для МВФ – цены на газ для населения, – то следует понимать, что цены поднялись с 2004 года в 4 раза – до $100. При этом как-то забываем о том, что для нужд населения используется газ отечественной добычи. Не очень дешевый, но и не по цене $250-300 как российский.
Теперь МВФ поставил Кабмину ультиматум о дальнейшем повышение цен на газ для населения – еще на 30%. Рост цены раскручивает маховик неплатежей населения, которые уже стали заметны после прошлогоднего повышения цен на газ в августе. Добавьте сюда вечно растущие долги теплокоммунэнерго и получим картину: «МВФ загоняет «Нафтогаз» дальше в долги».
Де-факто МВФ вступил в состязание с ОАО «Газпром». Предмет состязания: кто быстрей загонит «Нафтогаз» в долговую яму. И кто первым успеет додавить нынешнюю власть, чтобы где-нибудь в укромном уголке одной из президентских резиденций подмахнуть договор уже о реальном совместном предприятия с «Нафтогазом» (в пользу «Газпрома») или продажи пакета акций «Нафтогаза» (в пользу ряда европейских энергетических компаний).
Пока счет в этом противостоянии в пользу МФВ. Так как фонд пополняет многомиллиардными кредитами золотовалютный резерв Украины и позволяет правительству «допечатывать» денежные средства для ежемесячной оплаты «Нафтогазом» потребленного газа перед «Газпромом». Российский монополист проигрывает со своими несерьезными предложениями создания двух СП по шельфу и шахтного метана. Но, как поется в песне, еще не вечер.