На смену «вонючему» газу пришла «вшивая» нефть
Президент Беларуси Александр Лукашенко в достаточно эпатажном стиле высказался в адрес президента Украины Виктора Януковича и президента Еврокомиссии Мануэля Баррозу, заподозрив первого во «вшивости» и обозвав второго «козлом».
Президент Беларуси Александр Лукашенко в достаточно эпатажном стиле высказался в адрес президента Украины Виктора Януковича и президента Еврокомиссии Мануэля Баррозу, заподозрив первого во «вшивости» и обозвав второго «козлом».
Таким образом Лукашенко дал старт дипломатической войне между Украиной и Белоруссией. В энергетических вопросах обидные слова лидера белорусов о «вшивости» могут стоить Украине прекращения аверсного использования нефтепровода «Одесса-Броды».
Де-факто «проект века» по транспортировке венесуэльской нефти через Украину в Беларусь уже прекратил свою деятельность. Де-юре и Украина, и Беларусь пока что соблюдают видимость работы в этом направлении.
Подписать договор с Белоруссией Украину вдохновил 2010 год. Тогда в разгар очередной российско-белорусской нефтяной войны Лукашенко демонстрировал Москве мышцы и демонстративно возил нефть из Венесуэлы на Мозырский НПЗ железной дорогой через Украину. Хотя это было необоснованно дорого. Так, чуть меньше чем за год было ввезено 1,3 млн. тонн нефти.
На 2011 год «Укртранснафта» и «Белорусская нефтяная компания» подписали договор о поставке 4 млн. тонн нефти. Но начавший работать 13 февраля в аверсном режиме нефтепровод «Одесса-Броды» уже через полтора месяца в конце марта приостановил свою работу. Фактически успели только вытеснить 600 тыс. тонн технологической нефти Urals. Через некоторое время белорусы нашли «причину» – трехнедельный ремонт Мозырского НПЗ, на который и поставляется нефть.
Но три недели апреля прошли, а поставки азербайджанской нефти (которая замещает венесуэльскую) так и не возобновились. К тому же белорусы решили продолжить ремонт Мозырского НПЗ на два месяца в мае и июне.
В результате, по итогам первого квартала 2011 года «Укртранснафта» сократила транзит нефти на 6% - до 4,7 млн. тонн. И по итогам года рискует повторить прошлогодний антирекорд – падение транзита нефти на 30% по сравнению с 2009 годом.
Эти, на первый взгляд, странные движение вокруг «Одесса-Броды» начались в тот момент, когда сразу после подписания контракта с Украиной Белоруссия договорились с Россией о возобновлении беспошлинных поставок нефти. Потом же ситуацию усугубило требование Евросоюза не принимать Александра Лукашенко в апреле в Киеве на днях памяти трагедии на Чернобыльской АЭС.
По большому счету, если сравнить сухие цифры, то Украина получила в десять раз больше. Киев собрал 550 млн. евро на «чернобыльские проекты», а за год прокачки нефти для Белоруссии мог получить около 40 млн. евро. Фактически, Виктор Янукович поменял энергетическую дружбу с Александром Лукашенко на аналогичную дружбу с ЕС.
При этом стоит признать, что реноме президента Белоруссии как госдеятеля, который держит слово уже давно подмочено. Правда, это касается только взаимоотношений с Россией, которая также часто меняет правила игры во время самой игры.
В то же время, реализуя проект с Белоруссией по развороту «Одесса-Броды», Украина могла использовать его как серьезный козырь в переговорах с Польшей с целью достройки нефтепровода до Плоцка. И тогда можно было бы рассчитывать на воплощение в жизнь давней идеи поставок легкой каспийской нефти на европейские нефтеперерабатывающие заводы.
На этом фоне в памяти всплывают эмоциональные слова третьего президента Украины Виктора Ющенко: «Я не занимался вашим вонючим газом». Похоже, что на смену «вонючему газу» в терминологию энергетической отрасли войдет новое словосочетание – «вшивая нефть».