Иллюзионисты

Минэнерго Украины заявило о начале реализации проекта поставок азербайджанской нефти по нефтепроводу «Одесса-Броды» на два западноукраинских НПЗ – в Дрогобыче (Львовская обл.) и в Надвирной (Ивано-Франковская обл.).

Министра энергетики и угольной промышленности Юрия Бойко по праву можно считать энергетическим иллюзионистом Украины. После двухмесячного простоя нефтепровода «Одесса-Броды» министерство сделало попытку одним выстрелом убить двух зайцев: создать видимость работы «Одесса-Броды» без участия Белоруссии и создать видимость загрузки нефтью и работы отечественных НПЗ. С середины марта Белоруссия приостановила использование «Одесса-Броды».

80 тыс. тонн азербайджанской нефти будут разделены между Дрогобычским НПЗ и Надвирнянским НПЗ, которые контролируются группой «Приват». Кстати, это уже не первое совместное дело главы Минэнерго и «Привата» во время этого министерского сезона Юрия Бойко. Так что лавры «иллюзиониста» следует делить поровну с «Приватом».

При этом следует акцентировать внимание на том, что в последние годы работа западноукраинских заводов свелась практически к «нулю». В 2010 году НПЗ в Дрогобыче переработал 347 тыс. тонн нефтяного сырья (проектная мощность 3,2 млн. тонн/год), НПЗ в Надвирной – 187 тыс. тонн (2,6 млн. тонн). Вместе два завода обеспечили всего 4% всей нефтепереработки в Украине.

И этому есть свое объяснение: оба завода с технической стороны уже представляют даже не позавчерашний день, а «пещерный» уровень работы НПЗ. Глубина переработки нефти на Дрогобычском НПЗ составляет 59%, на Надвирнянским НПЗ – 61%. Третий завод, контролируемый группой «Приват», Кременчугский НПЗ имеет глубину переработки выше – около 80%.

Игнорируя законы экономики, качественную нефть доставляют на технически отсталые заводы. Лучший вариант – переработать ее на Кременчугском НПЗ. Тем более что в 2010 г. «Приват» уже перерабатывал азербайджанскую нефть именно в Кременчуге. Да и цена на Azeri Light достаточно высока и в мае составила 117 дол за баррель. Плюс транспортные расходы на доставку нефти танкерами и перевалку в Одесском порту.

В проекте поставок азербайджанской нефти на заводы в Западной Украине просматривается больше политической составляющей, чем реального желания загрузить «Одесса-Броды», дать работу для НПЗ в Дрогобыче и Надвирной и обеспечить ценовое влияние на рынок топлива.

Дополнительным подтверждением служит и появление еще в прошедшем году информации об официальном отказе руководства двух НПЗ от переработки «легкой нефти» нероссийского происхождения, который мотивировался высокой ценой сырья при низком выходе нефтепродуктов.

Во-первых, Бойко делает красивый реверанс в сторону Януковича и поддерживает президента в вопросе апрельских договоренностей о поставках нефти с Азербайджаном. Министр энергетики удачно использует то, что президент Украины не вникает в глубину вопроса о нефти. В этом он напоминает Тимошенко, которая когда-то в предвыборной программе своей партии назвала нефтепровод «Одесса-Броды» газопроводом. В феврале этого года Виктор Янукович словесно уже наполнил нефтепровод «Одесса-Броды» первым миллионом тонн азербайджанской нефти, хотя тогда только начался процесс вытеснения из нефтепровода российской нефти Urals.

Во-вторых, существует проблема нестабильного рынка цен на нефтепродукты и несостоятельности премьер-министра Азарова решить этот вопрос. Министр Бойко демонстрирует президенту свое умение решить вопрос с загрузкой отечественных НПЗ с дальнейшей целью стабилизировать цены на бензин.

Учитывая экономическую невыгодность поставок азербайджанской нефти на заводы в Западной Украине и яркую политическую составляющую в этом проекте маловероятно, что такие поставки станут систематическими. Их цель – создать иллюзию работы «Одесса-Броды» и загрузки нефтью отечественных НПЗ. В то же время остается нерешенным вопрос работы «Одесса-Броды» для транзита венесуэльской (азербайджанской) нефти для Белоруссии.

История вопроса:

В 2003-2004 гг. Юрий Бойко на должности министра топлива и энергетики отстаивал работу нефтепровода «Одесса-Броды» в реверсном режиме. В августе 2004 г. нефтепровод начали использовать для транспортировки российской нефти в направлении с Бродов до Одессы. Все предложения о поставках азербайджанской нефти на европейские НПЗ были отвергнуты Юрием Бойко как несостоятельные. С 2010 г. Бойко занимает позицию аверсного использования нефтепровода.