ТКЭ ждет судьба облгазов?
Власть постепенно приоткрывает занавес над планами в отношении будущего жилищно-коммунального хозяйства. В первую очередь это касается вечных должников за природный газ – предприятий теплокоммунэнерго. Кабинет министров Украины готовиться провести укрупнение предприятий теплокоммунэнерго (ТКЭ) по примеру функционирования облэнерго и облгазов.
Власть постепенно приоткрывает занавес над планами в отношении будущего жилищно-коммунального хозяйства. В первую очередь это касается вечных должников за природный газ – предприятий теплокоммунэнерго. Кабинет министров Украины готовиться провести укрупнение предприятий теплокоммунэнерго (ТКЭ) по примеру функционирования облэнерго и облгазов.
На 2 июня долги ТКЭ составили 7,4 млрд. грн. Вчера президент Янукович, подписав закон «О некоторых вопросах задолженности за потребленный природный газ и электроэнергию», благословил процесс подготовки к приватизации или долгосрочной концессии предприятий ТКЭ.
Первый шаг – списание долгов теплокоммунэнерго на сумму в 5 млрд. грн. уже сделан. Первый вице-премьер Андрей Клюев озвучил второй шаг: укрупнение действующих ТКЭ и создание на их основе региональных компаний для выработки и поставок тепла населению.
В разрабатываемых еще при президенте Ющенко планах реформирования отрасли ЖГХ также фигурировали предложениях укрупнить теплокоммунэнерго. Как пример, в том числе, рассматривался опыт РАО «ЕЭС России», которая занимается поставками более 40% тепла в России, и где государству принадлежит 52% акций компании.
Было предложено создать материнскую компанию по аналогии с НАК «Энергетическая компания Украины», в которую войдут десять региональных ТКЭ: «ПрикарпатТКЭ» (Закарпатская, Ивано-Франковская, Черновицкая области), «ЛьвовТКЭ» (Волынская, Львовская, Ривненская, Тернопольская,), «ПодольеТКЭ» (Винницкая, Житомирская, Хмельницкая), «ЦентрТКЭ» (Киевская, Кировоградская, Черкасская, Черниговская), «ОдессаТКЭ» (Николаевская, Одесская, Херсонская), «ХарьковТКЭ» (Полтавская, Сумская, Харьковская), «ДонецкТКЭ» (Донецкая и Луганская), «ДнепрТКЭ» (Днепропетровская и Запорожская), «КрымТКЭ» (АРК Крым) и «КиевТКЭ» (Киев). Последний вариант, в условиях возможной передачи «Киевэнерго» в концессию теплосетей столицы, может так и не состояться.
На сегодня в Украине функционируют около 1000 предприятий теплокоммунэнерго. На них работает более 70000 котельных, 70% которых используют природный газ. На этих котельных продолжают работать около 50000 котлов еще советского производства.
И слова Клюева о том, что их коэффициент полезного действия (КПД) составляет 60% - это очень оптимистический взгляд. В лучшем случае КПД украинских котельных приближается к 50%. Это значит, что оборудование советского образца крайне неэкономно и нерационально использует потребляемое топливо. Для такой старой техники и в условиях минимума инвестиций – это нормально. Однако не в условиях высоких цен на газ. В странах Евросоюза КПД предприятий ТКЭ составляет от 80% до 95%.
Существует объективная реальность – необходимо повышать тарифы и привлекать инвестиции в ТКЭ. Иначе с каждым отопительным сезоном будут «вылезать» наружу все больше проблем в работе теплокоммунэнерго. Плюс к этому продолжится накопление долгов за газ.
Несмотря на это, сегодня теплокоммунэнерго являются самыми привлекательным объектами в сфере энергетики после уже распроданных облгазов и облэнерго. В наличии существующая техническая база ТКЭ, которая нуждается только в модернизации – замене участков теплосетей, оборудования части котельных, замены других коммуникаций. Государство планирует выделять на эти цели по несколько миллиардов гривен в год. Это - лакомый кусок для желающих поживиться за счет бюджета страны.
Если правительство все-таки начнет процесс укрупнения ТКЭ, то обязательном порядке необходимо сохранение в госсобственности более 60% акций в каждом региональном «ТКЭ». В случае, если доля собственности государства будет меньше 60%, то повториться ситуация с облгазами и облэнерго, в которых государство утратило контроль над менеджментом, хозяйственной деятельностью предприятий и финансовыми потоками. Показательным примером является НАК «Нафтогаз Украины», которая является собственником 50% акций в 19 из 51 облгазов и при этом не контролирует ситуацию ни в одном из них.