Государство потеряет шахты и ТЭЦ
Верховная Рада Украины в скором времени рассмотрит законопроект №8632 об особенностях передачи в аренду или концессию объектов топливно-энергетического комплекса, которые находятся в государственной собственности.
Верховная Рада Украины в скором времени рассмотрит законопроект №8632 об особенностях передачи в аренду или концессию объектов топливно-энергетического комплекса, которые находятся в государственной собственности.
Власть использует контролируемое парламентское большинство для реализации очередного плана фактически скрытой приватизации ряда угольных шахт и теплоэлектроцентралей (ТЭЦ). К сожалению, большинство из голосующих в последнее время народных депутатов не пытаются понять истинное значение конкретного законопроекта в сфере ТЭК.
Именно поэтому вслед за скандальным и маловразумительным законом о списании 24 млрд. грн. долга предприятиям ТЭК («Нефтегаз», облгазы, теплокоммунэнерго, облэнерго) появляется предложение Кабмина о концессии угольных шахт и ТЭЦ. Законопроект №8632 был подготовлен и утвержден Министерством энергетики и угольной промышленности.
Еще раньше, в начале апреля, Кабмин «заботливо» внес два крупных и успешных предприятия угольной добычи «Свердловантрацит» и «Ровенькиантрацит» в перечень предприятий госсобственности, которые могут быть переданы в концессию.
Вызывает вопросы и то, что власть «вспомнила» о концессии и аренде государственных шахт на фоне роста добычи угля. В 2010 г. Украина увеличила добычу угля на 4% (на 2,8 млн. т) по сравнению с 2009 годом – до 75,1 млн. т. А в январе-мае 2011 г. добыча угля увеличилась на 10% (на 3,1 млн. т) по сравнению с январем-маем 2010 г. – до 33,9 млн. т.
Уже названые «Ровенькиантрацит» и «Свердловантрацит» занимают соответственно второе и третье место по добыче угля в Украине. На первом месте - ОАО «Павлоградуголь».
Заинтересованность от концессии «Ровенькиантрацит» и «Свердловантрацит» активно проявляет промышленный холдинг Рината Ахметова «ДТЭК», который уже давно сотрудничает с этими угольными предприятиями.
Безусловно, концессия или аренда как форма экономического сотрудничества государства и частного капитала необходима. Но это оправдано лишь в тех случаях, когда механизм концессии задействуется на предприятиях, которые на самом деле убыточны (а не по отчетам бухгалтерии).
Частные инвестиции могут поспособствовать развитию или выходу из кризиса подобных предприятий. Тогда понятна логика государства, которое и предприятие спасает, и деньги зарабатывает.
Ситуация с концессией ТЭЦ еще более сложная. На данный момент большинство крупных ТЭЦ переданы на баланс или контролируются «Нефтегазом Украины»: Днепродзержинская, Херсонская, Николаевская, Одесская, Харьковской ТЭЦ-5, Лисичанская, Зуевская, Донецкая, Криворожская ТЭЦ и ГП «Крымские генерирующие системы».
Политика государства в этих вопросах противоречива. Вначале правительство берет курс на создание СП между «Нефтегазом» и «Газпромом», потом готовится выводить «Нефтегаз» на IPO, и, наконец, планирует отдавать объекты «Нефтегаза» в долгосрочную концессию. При этом все данные процессы несовместимы.
Законопроект об особенностях передачи в аренду или концессию объектов ТЭК на самом деле не преследует целью хотя бы начать решать наболевшие проблемы. Его принятие буде означать передел сфер влияния или укрепление существующих финансово-промышленных групп, а также скрытую форму приватизации угольных шахт и ТЭЦ.