Путин заволновался
После летнего застоя украино-российские газовые переговоры вошли в рабочий ритм, и в них даже появилось обострение. Премьер-министр Украины Николай Азаров публично обратился к России: «Вы загоняете нас в угол, из которого у нас всего один выход - разрыв контракта».
После летнего застоя украино-российские газовые переговоры вошли в рабочий ритм, и в них даже появилось обострение. Премьер-министр Украины Николай Азаров публично обратился к России: «Вы загоняете нас в угол, из которого у нас всего один выход - разрыв контракта».
Ответ поступил от пресс-секретаря российского премьера Владимира Путина: «Мы не располагаем информацией, принято ли такое решение окончательно и что могло бы послужить основой для такого решения». Показательно, что предыдущие заявления Януковича, Азарова и Бойко о том, что Украина может обратиться в суд Стокгольма не вызывали такой реакции Москвы.
И хотя, как повелось, российский премьер Путин «спрятался» за спиной пресс-секретаря, сам факт быстрого и резкого ответа засвидетельствовал озабоченность российской стороной этим вопросом.
Такая несвойственная для России реакция на уже практически обыденные слова украинского премьера должна ободрить украинскую власть. На самом деле, Николай Азаров уже давно ждал ответа – пусть и такого, – от своего российского коллеги. Ведь это значит, что в газовых переговорах «лед тронулся».
Хотя даже в случае, если «Нафтогаз Украины» подал бы иск в Стокгольмский арбитраж на «Газпром», то это бы не отменяло обязательств Украины выполнять условия газового договора-2009. Однако Россия могла бы пожалеть о том, что довела переговоры с Украиной до критического момента. Как это было с компанией EON (Германия). Тогда один из руководителей «Газпром экспорта» с сожалением заявил, что проблема цены на газ вынудила EON обратиться в суд, но при этом переговорный процесс продолжается.
«Нафтогаз Украины» уже направил письма в «Газпром» по поводу условий газовых договоров, но все они носят обтекаемый характер. В то же время для того, чтобы появился повод обратиться в Стокгольмский суд, нужно четко аргументировать и обозначить причины для изменения условий договора.
Глава «Нафтогаза» Евений Бакулин, который входит в орбиту министра энергетики Юрия Бойко, до последнего момента ждал позитивных результатов от встреч Бойко с главой «Газпрома» Алексеем Миллером. Но последние предложения Украине пойти по «белорусскому пути» продемонстрировали, что Бойко не удалось договориться, и он провалил переговоры с Россией, которые вел на протяжении года.
Пока что Украина в состоянии оплачивать ежемесячные счета «Газпрома». Делается это с помощью продажи облигаций внутреннего государственного займа (ОВГЗ), что не улучшает финансовое положение «Нафтогаза». Однако это позволяет Украине выполнять условия газового договора.
На этом фоне некстати оказался перенос с конца августа на конец октября визита миссии МВФ в Украину. Именно от работы миссии зависит, получит ли Украина помощь в размере 3 млрд. дол. Эти финансовые вливания позволят Киеву дальше противостоять Москве, по крайней мере, до президентских выборов в России. В данном случае кредит МВФ выступит в роли «боеприпасов», которые поддержат Украину. Так что говорить о новой газовой войне еще рано, но «окопы и схроны» рыть уже пора.