Путин выдает желаемое за действительное
Запуская перву ветку «Северного потока», российский премьер Владимир Путин заявил, что Украина теряет эксклюзивное положение страны-транзитера российского газа в Европу. Так ли это на самом деле?
Запуская перву ветку «Северного потока», российский премьер Владимир Путин заявил, что Украина теряет эксклюзивное положение страны-транзитера российского газа в Европу. Так ли это на самом деле?
А ведь, на самом деле Путин выдает желаемое за действительное. Украина как была главным транзитером российского газа в страны ЕС, так и останется еще очень долго. К тому же Украина никогда не претендовала на «эксклюзивность» поставок газа в Европу и делила это благородное дело с Белоруссией.
Кстати, именно через Белоруссию и поставляется газ в Германию и Польшу. И если уже говорить о конкуренции, то в первую очередь «Северный поток» будет «забирать» транзитный газ у братской для России Белоруссии. У Путина хотя бы хватило ума не утверждать, что «Северный поток» заберет 20 млрд. куб. м. транзитного газа у Украины, как это эмоционально сделал несколько месяцев назад глава «Газпрома» Алексей Миллер.
Даже если посмотреть на планы России, то в 2011 году в Евросоюз будет поставлено 155 млрд. куб. м. газа российского газа. Из них 110 млрд. куб. м. пойдет через территорию Украины. А это 70% всего российского транзита в Европу.
Запуск «Северного потока» никаким образом не коснется транзитных интересов Украины. Природный газ, который пойдет в Германию по трубопроводу «Северный поток», будет добываться на Южнорусском месторождении (Ямал). Именно оно и было с самого начала официально объявлено как базовое месторождение для поставок газа для «Северного потока». На этом месторождении «Газпром» будет добывать до 28 млрд. куб. м газа ежегодно. Это полностью закроет потребности первой ветки газопровода.
Для второй ветки «Северного потока» также существует свое месторождением на морском шельфе – Штокмановское. Здесь должны добывать до 27 млрд. куб. м. газа. Общая мощность «Северного потока» составит 55 млрд. куб. м. газа. На данный момент вторая ветка только строиться, но уже есть опасения, что «Северный поток» ожидают проблемы с получением газа с Штокмановского месторождения. И хотя «Газпром» оптимистично заявляет, что газ со «Штокмана» начнет поступать в 2016 г., но в последние годы постоянно откладывал реализацию этого масштабного проекта в связи с финансовыми трудностями.
Не менее важным моментом является рост потребление природного газа странами Европы. Только Германия в последующие годы будет нуждаться в дополнительных 16 млрд. куб. м. газа для того, чтобы заменить ядерную энергетику природным газом.
С 1995 г. по 2010 г. Европа увеличила потребление газа на 47% – с 360 млрд. куб. м до 530 млрд. куб. м. До 2020 г. Евросоюз увеличит закупки газа, – в том числе и в России, - до 650-700 млрд. куб. м. И рынок с легкостью «проглотит» весь газ, поставляемый по «Северному потоку».
Так что это не Украине нужно волноваться, а России, которая должна будет увеличивать добычу газа (что сейчас уже проблематично) для выполнения контрактов с европейскими компаниями. Словом, как в той известной поговорке, валят с больной головы на здоровую. Ведь это «Газпрому» придется догонять рост потребления газа в Европе, а в Украины есть все возможности увеличить транзит в страны ЕС до 140 млрд. куб. м газа ежегодно. И это «Газпрому» нужно будет отдавать многомиллиардные долги, которые пошли на строительство «Северного потока».
Да и вообще раньше, буквально в июне этого года, глава «Газпрома» Миллер заявлял, что «Северный поток» вообще не будет нести никакой угрозы для транзита газа через Украину. Ведь целевые страны этого проекта – Германия, Франция, Бельгия, Нидерланды, Франция, – получают газ через Польшу. Словом, на лицо очередная фальшивая нота в песне «Газпрома» и России по отношению к Украине.
Такие российские «танцы» вокруг украинского транзита только подтверждают, что «Газпром» сильнее всего заинтересован в контроле над ГТС Украины. Вопреки постоянным заявлениям о «гнилой трубе» и уменьшения важности Украины как транзитного государства. И в контексте последних газовых стычек Россия пытается в очередной раз использовать «Северный поток» для получения нужного результата от Украины – «поделиться» газотранспортной системой.