Энергетическая еврофикция Минэнерго
Министр энергетики и угольной промышленности Юрий Бойко обсудил с европейским комиссаром по энергетике Гюнтером Эттингером возможность совместного использования с европейским странами украинских подземных хранилищ газа (ПХГ) и возможность поставок газа из стран Европы в Украину.
Министр энергетики и угольной промышленности Юрий Бойко обсудил с европейским комиссаром по энергетике Гюнтером Эттингером возможность совместного использования с европейским странами украинских подземных хранилищ газа (ПХГ) и возможность поставок газа из стран Европы в Украину.
На самом деле Минэнерго дезинформировало общественность, и министр Бойко всего-то просил у комиссара ЕС Гюнтера Эттингера поддержки в вопросе выделения средств для ремонта ГТС. Речь идет о многострадальном кредите размером 308 млн. долл. Главным аргументом Минэнерго выступил принятый в первом чтении законопроект о внесение изменений в Закон Украины «О трубопроводном транспорте», который облегчает реформирование «Нафтогаза Украины», чего и добивается ЕС. Обещанные же переговоры Бойко и Эттингера об использовании Европой подземных хранилищ и поставках газа в Украину с ЕС оказались фикцией.
И все прежние заверения украинских чиновников – от заместителя главы правления «Нафтогаза Украины» Вадима Чупруна до премьер-министра Николая Азарова, – что Украина будет использовать свои ПХГ для хранения газа европейских компаний являются не больше, чем полуправдой. Даже озвученные намерения работать с германской компанией RWE касаются газового сотрудничества исключительно в рамках треугольника «Украина-ЕС-Россия». Германия согласовывает свои действия с Россией.
То же самое касается недавно озвученного намерения закупать газ на «спотовых» рынках ЕС. Обращения «Нафтогаза Украины» к компаниям Австрии, Венгрии, Болгарии, Польши, Румынии, Словакии и Чехии с предложением продать Украине немного газа потерпели фиаско. И мечта главы «Нафтогаза» Евгения Бакулина скупить на рынках Евросоюза 10 млрд. куб. м. газа так и не сбудется.
При этом не стоит забывать о двух существенных преградах, которые стоят на пути реализации идеи совместного использования с европейскими странами украинских ПХГ и поставок газа из стран ЕС в Украину.
Для того, чтобы хранить свой газ в ПХГ Украины европейским компаниям нужно покупать российский газ на границе Украина-Россия. А в таком случае нужно подписывать отдельный контракт со всеми компаниями, например, с той же германской RWE, на транзит газа по территории Украины. Пока же российский газ для европейских компаний продается на «границе» Украина-ЕС.
Второй преградой является катастрофически и издевательски низкая цена на закачку, хранение и отбор природного газа – до 5 евро за 1000 куб. м. В то время как в странах ЕС уровень цен на услуги подземных хранилищ колеблется в пределах 30-70 евро за закачку, хранение и отбор 1000 куб. м газа.
Соответственно, до начала реализации проектов по хранению газа в ПХГ следует повысить стоимость услуг ПХГ Украины. Экономически обоснованная цена может составить 15-20 евро за 1000 куб. м.
При этом нельзя сказать, что ЕС и европейские энергокомпании не интересуются возможностью использования ПХГ Украины. Им это даже очень интересно! Но все субъекты ЕС выдвигают Украине условие, что вопрос подземных хранилищ нужно обсуждать в формате Украина-ЕС-Россия. И, кстати, в европейских компаний возможный газовый консорциум вызывает интерес, в первую очередь, возможностью получить долю в украинских ПХГ.
Поэтому подобные заявления Минэнерго о бодрящих встречах с Еврокомиссаром Эттингером – это продолжение всеобщей политики президента Януковича и правительства по оказанию давления на Россию в газовых переговорах. На таком фоне оптимистические заявления Януковича о том, что в мае Украина и Россия наконец-то договорятся, вызывают сомнения.
Для того, чтобы достичь конкретного результата в газовых переговорах – и по изменению цены российского газа, и использования ПХГ европейскими компаниями, и закупки газа на спотовом рынке ЕС, – украинским энергетическим чиновникам следует отказаться от порочной практики имитации прогресса в переговорах как с Россией, так и с ЕС. В первую очередь ЕС ждет от Украины не спекуляций, а конкретных действия по сближению украинского и европейского законодательства. А за этим последует и более сговорчивая позиция России в переговорах.