Когда патриот хочет поражения своей страны?
Ну, это смотря потому, что за патриот. Если патриот профессиональный, то никогда не хочет. Ну, а если патриотом называть того, кто просто страну любит, то тогда временами он обязан хотеть ее поражения.
Ну, это смотря потому, что за патриот. Если патриот профессиональный, то никогда не хочет. Ну, а если патриотом называть того, кто просто страну любит, то тогда временами он обязан хотеть ее поражения.
Представьте себе любящую мать сына-драчуна, растущего сущим бандитом. Она видит, как каждая его победоносная драка делает его все более злым, все более самовлюбленным, все более жестоким. Видит, как эти драки приближают его к тюрьме. Будет она радоваться победам сына? Или будет мечтать, чтобы кто-то так отметелил ее чадо, чтобы он и думать забыл про кулаки и засел за учебники?
Тут ведь всё просто. Любящий всегда чего хочет? Правильно – добра для любимого. А когда он видит, что победа обернется злом, а поражение – добром, чего любящий страну человек должен хотеть? Правильно – поражения.
Бывает ли так, что победа оборачивается злом, а поражение – добром. Да, сколько угодно. Вся история полна такими примерами.
Но сначала нужно разобраться, а что это вообще такое – добро и зло. Вопрос не праздный. Ведь добро – это не когда у человека (или страны) много добра, или как еще говорят по-русски – много барахла. Ведь и это сплошь и рядом – барахла полно, а жизни нет.
Нет, добро – это нечто иное. Добро – это возможность жить полновесной жизнью, или иными словами возможность развиваться. Придави зерно камнем, оно не сможет свободно расти. Расти всё равно будет, но криво, искореженно. Так и избыток барахла лишает нас порой возможности нормального роста. (Впрочем – как и его недостаток.) Добро – это возможность становиться добрее, умнее, честнее, выше душою. А зло – наоборот: когда человек становится глупее, злее, бессовестнее, самовлюбленнее.
А теперь перенесем это с одного человека на весь народ. Может ли война сделать народ лучше? Может. А – хуже? Тоже может. Всё зависит от того, что это за война.
Захват Польши сделал Германию лучше? Нет, не сделал. Сделал хуже. Больше бюргерства, больше глупости, больше жестокости. Взгляните кадры кинохронники. Немецкой кинохронники. Это люди? Да, нет, не очень. Зомбированные идиоты.
А страшное поражение во второй мировой войне с потерей территории, расчленением и полной разрухой? Оно сделало Германию лучше? А вот поражение как раз сделало. Гораздо лучше. Несравненно лучше. Поражение стало для Германии добром. А победы Гитлера были злом. Нечто похожее случилось и с Японией.
Так что патриот, когда он вырастает из коротких штанишек и перестает кричать "Наших бьют!", обязан анализировать, а что за войну ведет его народ и как эта война на народ влияет. Делается ли народ чище, выше, умнее, добрее? Или все происходит как раз наоборот, и война, пусть и кажущаяся победоносной, народ убивает – убивает, придавливает к земле душу народа? Вот в чем вопрос.
Советский Союз вел много войн. И это были очень разные войны. Иногда – возвышающие душу. Иногда – совсем наоборот. Победы в первых войнах государство укрепляли, потому что укрепляли душу народа. Победы во вторых – ослабляли: и государство, и душу народа. Стыд за эти вторые победы и его, как говорят психологи, "неотреагированность", или, как говорят церковники, "нераскаянность" вели к формированию комплексов вины и утрате самоуважения – уважения к своему государству. Окужджава точно подметил, что это самая главная причина гибели государств.
Многие поражения в плохих войнах могли бы спасти Советский Союз, если бы запустили коллективную работу переосмысления. Но коммунистические вожди всегда страшно боялись такой работы. И вся их политика была направлена на уничтожение в обществе способности осмыслять себя. Чем это закончилось – известно.
Как подействовала на народ война с Украиной, мы видим. Доброе это воздействие или злое – знаем. Отсюда и ответ на вопрос, как должен относиться к этой войне человек, любящий страну, а значит, и желающий стране добра.
Если он, конечно, не дурак.