О Русском Мире, Новороссии, Великороссии, Малороссии и о «старшем брате»
Первые четыре из этих пяти концепций реальны; последняя – эфемерна.
Первые четыре из этих пяти концепций реальны; последняя – эфемерна. Но реальные концепции реальны по-разному. Первая отражает прошлое и настоящее, то есть уже случившееся, то, что можно «пощупать руками». Вторая – реальность будущую, про которую никто еще ничего толком не знает. А третья и четвертая – и прошлое, и будущее.
«Русский Мир» – пространства русской культуры. Слово «культура» здесь надо понимать максимально широко – не только искусство, но и все разнообразие наших поведенческих и ментальных стереотипов, которые отличают нас от не-нас: язык прежде всего, манера говорить, манера держаться, отношение к миллиону разных вещей и т.д. и т.п.
Внутри русского культурного пространства эта специфика не видна, видны, естественно только различия: например, московского и питерского говора – у кого «батон», а у кого «булка».
Видна же специфика русской культуры только при взгляде со стороны, из-за границы, когда сравниваешь русских (в широком смысле) с не-русскими. Различия огромны: русского (неважно, еврей ли он, грузин, украинец, или ярославец) от англичанина отличить можно задолго до того, как оба откроют рот.
В общем, Русский Мир реален, и границы его не совпадают ни с политическими границами государств, ни с антропометрическо-генетическими группами голубоглазых блондинов, ни с антропонимическими границами звучания фамилий (только на «-ов» или «-ин»).
«Новороссия» – понятие иного рода. Это будущая Россия (подчеркиваю – не РФ, а Россия), то есть будущий «Русский Мир». Конечно, это реальность – ведь каким-то пространство русской культуры будет и в будущем. Только эта реальность пока еще не наступившая. И поэтому никто не знает, какой она будет. Но всем хочется, чтобы она была хорошей. Хотя, что такое «хорошая», люди понимают в соответствии с уровнем своего развития: для одних «хорошая» значит мускулистая; для других – красивая.
Что же касается «старшего брата» – то это фантазия, за которой реальности нет. Внутри Русского Мира есть этнически окрашенные части. Безумная сегодняшняя политика РФ пытается эти части сплотить и вытолкнуть из Русского Мира. Сплотить удается прекрасно. Вытолкнуть не удасться – это просто за пределами человеческих сил. Это как с неграми. Вывезти из Африки – можно. Превратить из африканцев в американцев – можно. Сделать белыми нельзя. Поэтому и говорят об афро-американцах.
Всё дело здесь в том, что наряду с многими этническими частями Русского Мира отдельного русского этноса (то есть «русской картофелины» в картофельном супе Русского Мира) просто нет. Те люди Русского Мира, кого в Русском Мире называют «русскими» – «русские по паспорту» – это не еще одна картофелина в супе. Это бульон, «жижа». А бульон не может быть старшим братом картофелины. Правда, часть бульона, обиженная тем, что она не картофелина, мечтает о превращении в картофелину. Но вы должны понимать, насколько такие мечты могут быть реалистичными.
Но это сегодня не самое интересное. Интересно другое. Интересно – а что, собственно, происходит в Русском Мире? И здесь открываются очень неожиданные вещи.
Первое – огромная часть Русского Мира, а именно большинство населения крупнейшей его политико-географической части, поражено тяжелой болезнью. Ее симптомы – интеллектуальная деградация и нравственная деградация. Можно говорить и о более общей культурной деградации. Претензия этой части на какое бы то ни было водительство: политическое, нравственное, духовное – была бы смешна, если бы не была так опасна. Здесь мы наблюдаем духовно-психологический регресс – душа сжимается и в ней остается очень мало доброты, очень мало нравственного чувства и почти совсем нет ума.
По иронии судьбы пораженная этой болезнью часть Русского Мира называет себя великороссами, хотя по сути они не велико-, а очень мало россы: россы не с великой, а с очень малой душой.
А вот великими россами, то есть россами с великой душой оказываются, в частности, те, кого исторически именовали «малороссами». Именно они проявили нетерпимость к безобразиям своих узурпаторов. Именно они выступили на защиту своего достоинства. И именно они сегодня героически обороняют свою страну от многократно превосходящего их ресурсами агрессора.
В пространстве Русского Мира бывшие малороссы, ставшие великороссами, не единственные, кто решил жить по-человечески. Но печально то, среди решивших жить так очень мало людей с гражданством РФ – самого крупного политико-географического куска Русского Мира.
Что будет дальше? Я говорю сейчас не в политическом масштабе времени – не о нескольких ближайших месяцах и годах, а в масштабе культурно-историческом. Очень хорошо известно, что будет. Это множество раз бывало в истории, включая и нашу собственную. Духовное лидерство станет лидерством политическим.
Как это будет выглядеть? Переедет ли столица Русского Мира из Москвы в Киев (или в Тбилиси)? Сменится ли фонетическая окраска звучания русского языка? Ничего этого мы не знаем. Да и гадать нет смысла. Важно другое: люди маленькой души опускаются вниз, люди большой души поднимаются вверх. Точно так же, как это происходит с воздушными шарами.
И здесь будущее РФ выглядит крайне мрачно. А будущее таких частей Русского Мира, как Украина, наоборот весьма радужно.
Можно ли что-то исправить внутри РФ? Боюсь – очень немного. Болезнь зашла слишком глубоко. Но стараться, конечно, надо.