Коллективная ответственность
Ответственность – это когда приходится отвечать за то, что сделал. Или – за то, что не сделал.
Ответственность – это когда приходится отвечать за то, что сделал. Или – за то, что не сделал.
Что значит "отвечать"? Вообще-то это слово не очень точное. Потому что мы не столько сами отвечаем, сколько получаем ответ. Ответ от... ну, чтобы без громких и малопонятных слов, скажем так, от жизни. Мы что-то делаем. Или не делаем. И жизнь нам на наши действия или бездействия отвечает.
Хотим ли мы получить тот или иной ответ от жизни или не хотим – об этом нас как раз никто не спрашивает. Здесь мы уже сторона страдательная – мы ничего не делаем, в частности, ничего не "принимаем". Активной стороной, делателями мы были раньше. Когда что-то делали (или не делали). А сейчас приходит ответ. Ответственность.
Чаще всего мы знаем заранее, что ответ от жизни, то есть ответственность придет. Но, конечно, не всегда. Мы – народ легкомысленный. Это у нас с детства. О неприятном мы думать не любим. Зато очень любим считать себя невинными страдальцами, на которых эта паршивая жизнь обрушивает незаслуженные беды. И естественно – очень не любим тех, кто объясняет нам, что беды-то эти все – заслуженные. Впрочем, справедливости ради, надо сказать, что тех, кто способен объяснить такое правильно – очень немного, почитай, что совсем никого нет.
Между коллективной и индивидуальной ответственностью разница небольшая – как между "мы" и "я". Есть вещи, которые мы делаем или не делаем индивидуально, как индивиды – например, чистим или не чистим зубы. А есть вещи, которые мы делаем или не делаем все вместе – как субъект коллективного действия (если кто-то очень любит умные слова). Все вместе мы определяем свое государственное устройство. Все вместе воюем. Ну, и так далее.
Вместе делаем – вместе и отвечаем. И тут неважно, что я лично голосовал "против". Мое личное голосование влечет мою личную ответственность. А коллективные результаты выборов – коллективную. Первая, индивидуальная ответственность может быть приятной и смягчать ужасность второй, коллективной. Но не отменять.
Несправедливо? Нет, справедливо. Долго объяснять, да и поймут немногие, но просто в качестве "наводки": голосовавшие "против" платят за коллективный выбор, в частности, потому, что не сделали всего зависящего от них, чтобы выбор был другим. Хотя и не только поэтому...
Теперь, разобравшись со своей виной (мы ведь разобрались, не так ли?), самое время перейти к разговору "о мере, степени и глубине".
В отношении индивидуальной ответственности она, конечно, разная. Одна – у убийцы, другая – у отдавшего приказ убивать, третья – у сделавшего вид, что он об убийстве ничего не знает.
Но коллективная ответственность – одна на всех. Потому что одна на всех – вина. (Или – заслуга; ответственность – это ведь не всегда наказание, это часто и награда: вот, например, народы развитых государств сегодня получают такую награду в виде благополучия хорошо налаженной жизни за добрые дела своих предков-наладчиков).
Формы ответа – просто ли это муки совести (моральная ответственность), утрата ли влияния (политическая ответственность) или еще более материальные неприятности уголовной ответственности – определяется только одним фактором: достаточностью. Ответ должен быть достаточным для того, чтобы запустить работу осознания – индивидуальную или коллективную, в зависимости от того, о какой ответственности мы говорим. Здесь все как с детьми: одному достаточно хмурого взгляда, другому и подзатыльника недостаточно. Если мы говорим о нашей общей, коллективной ответственности, то, как вы догадываетесь, хмурого взгляда маловато, чтобы заставить коллективного "нас всех" схватиться за нашу, коллективную голову – "Что мы творим!".
И наконец, еще об одном. Важном. Мир устроен таким образом, что одни люди (и народы) являются палачами других людей (и народов). Когда нас надо наказать, жизнь (назовем Это так) очень часто наказывает нас руками других. А нашими руками наказывает других (и отдельных людей, и целые народы). Но не надо думать, что то, что мы являемся бичом в руках жизни (назовем Это так), избавляет нас от ответственности за наносимый нами удар. Этот удар – наше действие. И отвечать за него нам. Впрочем – как и за наше бездействие, за отказ наносить удар.
Как отвечать – это вопрос для понимания чрезвычайно сложный. Настолько сложный, что умом мы на него ответить не можем никак. Чтобы отвечать на такие вопросы у нас есть другие психические органы, не интеллект. Самый известный из них – совесть. Только мы этими психическими органами очень мало умеем пользоваться. Мы еще только-только учимся...
Но то, что отвечать придется, то, что придется потом платить – это большинство из нас уже в состоянии понимать. Платить за все наши художества. И за Афган, и за Чечню, и за Украину...
Впрочем, вы и без меня хорошо знаете, за что нам нужно платить.