И всё-таки это гражданская война
Я, конечно, об Украине.
Я, конечно, об Украине. То, о чем я собираюсь сказать, полностью понравится не многим. Такое уж свойство правды, если она объемная. Но сказать об этом нужно.
Война, которая идет на Украине, – гражданская. Нет, конечно – не в смысле, что это внутриукраинская гражданская война – между Донбассом и остальной Украиной. Нет, конечно. Это война между двумя государствами – Украиной и РФ. Не было ни в Донбассе, ни в Крыму никакого сепаратизма, не было для сепаратизма ни причины, ни повода. Так что никакой гражданской войны без РФ там быть не могло: мокрые дрова не горят. Чтобы их разжечь, нужно было привезти много бензина и много сухого хвороста из соседнего государства.
Но я хочу сказать не об этом. Война между двумя государствами тоже может быть гражданской. Если это война двух партий одного народа.
А народ-то один. Ну, что ты хочешь делай, а он один. С одним языком. И с одной ментальностью.
Отличия, конечно, тоже есть. Но сколько существует отличий между людьми одного народа! Скажем Шендерович и Шойгу – люди одного народа? Ну, ладно, если вы этого не понимаете, то ответьте на другой вопрос – к одному ли народу принадлежат академик Сахаров и Света из Иванова?
Людей объединяют в народы очень глубинное внутреннее сходство, на фоне которого могут существовать разительные отличия, сходства этого глубинного, тем не менее, не отменяющие. Мне могут жутко не нравиться те или иные люди моего народа. (И обязательно какие-то будут не нравиться до отвращения.) Но это не отменяет нашего родства – не кровного родства, конечно, а "родства в народе".
Я бы очень хотел "убежать из своего народа" в какой-нибудь другой по-симпатичнее. Но и это невозможно. Уехать из страны – можно. Выучить иностранный язык – можно. Выучить чужую культуру – и это можно. А убежать из своего народа – нельзя.
А украинцы и прочие люди из РФ – народ совсем один. Поэтому у них там Турчинов и Аваков – украинские националисты, а у нас Доренко и Шевченко – националисты русские. Мы говорим одинаково, думаем одинаково, одни и те же вещи любим и не любим. И даже тщимся отгородиться друг от друга одинаково. Мы – от "хохлов", они – от "кацапов".
Надо всем этим можно было бы посмеяться. Если бы не война. Она-то – настоящая. Хотя и гражданская. Две партии одного народа воюют между собой. И воюют по-настоящему.
И вот тут-то мы подходим к самому интересному вопросу. А за что идет это война? Не что там написано на знаменах у воюющих армий, а за что они воюют на самом деле? В чем сущность конфликта?
Только не надо прятаться за телештампы – вроде государственных интересов, суверенитетов и прочих красивых слов, которые начисто не понимаются теми, кто профессионально или любительски этими словами жонглирует. Во всяком случае, РФ уж точно воюет сегодня не ЗА свои государственные интересы, а ПРОТИВ них.
Нет, это война не за интересы государств или народа. Это война за выбор пути. За выбор пути, как народу жить. Жить ли народу по РФ-овски или жить народу по-украински? И не какой-то одной части народа – гражданам Украины или гражданам РФ, а всем народу.
Оттого-то такая истерика и приключилась с властями РФ, что они понимают, что выбор Украины не сможет остаться выбором ТОЛЬКО Украины. Народ-то один. И выбор Украины станет, и возможно очень быстро станет, и выбором РФ. Тем более – что выбор-то этот такой соблазнительный: выбор достоинства. Мы, в РФ, это самое достоинство, хотя и топчем по-всякому, но любим ничуть не меньше, чем в любят его в Одессе, Львове или в Харькове.
И без того образ жизни в РФ подтачивается ренегатами из Прибалтики с их выбором способа жить и ренегатами из Грузии с их выбором. Так еще и Украина нам свой выбор навязывает. Нет, на это мы пойти не могем. Как же это так – они будут тут у нас под носом жить по-человечески, а мы – по-своему, по традиции? Нет, граждане, так не пойдет! Отечество в опасности! Все на защиту отечества!
В чем же суть двух выборов: выбором, который люди Украины навязывают своей элите, и выбором, который элита РФ навязала своим людям?
Если говорить без ненужных деталей, которые только запутывают и без того не слишком умелых в анализе сложных узоров умы, то выбор этот – между правдой и ложью, а также – между достоинством и рабством.
Вокруг этого и идет война нашей Красной и нашей Белой Розы. Имеет ли элита (я говорю об элите политической и экономической) право обирать остальной народ и растлевать остальной народ? Или элита ни на то, ни на другое права не имеет?
Вот и весь вопрос. Очень простой. Но в нем – наше "быть или не быть?".
Элита РФ пытается убедить население РФ, что такое право у нее есть. И обосновывает свое право историей – деды наши обирали и растлевали, и мы их заветы не предадим. И будем за это воевать. Чтобы на всей исторической территории России (а позднее – СССР) люди жили по заветам предков: те, кто сильнее, обирали и растлевали тех, кто слабее. И куча красивых слов вокруг, смысла которых орущая их толпа не понимает и понимать не может. (Толпа, она, замечу в скобках, вообще, понимать не умеет, не ее, толпы это дело – понимать; понимают отдельные люди, а не толпы.)
Украина против такого правы элиты восстала. И оказалась не просто частью одного с нами народа, но лучшей частью нашего народа. Которая воюет с нами сегодня за нас же самих, за наше лучшее будущее.
Достоинство против холопства – вот что поставлено сегодня на карту. Вот за что идет сегодняшняя гражданская война. И понятно, что наши господа, которые очень любят своих холопьев (помните, как в "Винни Пухе" – "Любит ли он поросят? И, если да, то КАК он их любит?"), в этой войне не остановятся ни перед чем.
Разве что – перед силой, которая сильнее их силы.