В сегодняшней России главная проблема - потеря способности различать «хорошо» и «плохо»
Семидесятилетие единственной (к счастью) на сегодняшний день атомной бомбардировки породило очень любопытную информационную волну в рунете
Семидесятилетие единственной (к счастью) на сегодняшний день атомной бомбардировки породило очень любопытную информационную волну в рунете: люди приличные, люди совестливые всячески стараются эту бомбардировку оправдать.
Аргументы, которые они при этом используют, не очень интересны – это первые попавшиеся под руку аргументы в духе «Америка хорошая, и всё, связанное с Америкой, хорошо».
Причины такого рода выступлений тоже не нужно искать далеко: когда страна бьется в истерике антиамериканизма, хочется быть против. Эта та же самая причина, которая в советское время превратила США в сознании советской интеллигенции в идеал общественного устройства и вообще в рай на земле. Если они говорят так, я буду думать наоборот. И неважно, что они говорят. Плохой человек не может говорить правды.
То состояние общественного сознания, которое мы имеем на сегодняшний день, с восхвалениями Сталина, или Столыпина, или кем там еще мы восторгаемся, во многом производно от нашего стремления думать (если «это» можно так назвать) наоборот. Из этой же серии оправдания-отрицания холокоста или выворачивание истории Второй мировой войны, когда единственным занятием Красной Армии в Европе становятся коллективные изнасилования жительниц освобожденных территорий – даже странно, что не нашлось еще режиссера, который создал бы порно-триллер «Освобождение». Очень смешной мог бы получиться фильм.
Но такие «наоборот» не всегда смешны. Гораздо чаще они очень опасны. А самыми опасными они становятся, когда люди, претендующие на то, чтобы быть голосом совести общества, начинают называть белое черным, а черное белым только потому, что люди бессовестные в данном конкретном случае объявляют белое белым. Или – черное черным. Именно это и произошло в случае с воспоминаниями об атомных бомбежках японских городов.
Я не был в Нагасаки. Но в Хиросиме был. Ровно через шестьдесят лет после бомбардировки. Эти шестьдесят лет не смогли выветрить боль того ужаса. Она и сегодня разлита в хиросимском воздухе. Хотите оправдывать эту боль? Тогда вы не просто будете оправдывать любые массовые убийства (а атомная бомба убивает и тех, кто родится через годы после бомбардировки), но и будете участвовать в растлении тех, кто, начитавшись ваших рассуждений о том, как Трумэн спас Западную Европу от сталинских полчищ, а человечество – от третьей мировой войны, начнет воспроизводить эти рассуждения для оправдания других массовых убийств: того же холокоста, или голодомора, или других сталинских геноцидов и т.д.. Этими рассуждениями вы даете свою моральную санкцию и нынешним ястребам, которые всё время наровят снизить планку допустимости применения атомного оружия.
Но даже не это самое страшное. Гораздо страшнее другое. В сегодняшней РФ и так главная проблема состоит в потере способности различать «хорошо» и «плохо». От этого все остальные беды. Людей, сохраняющих эту способность, становится всё меньше и меньше. У меня нет достоверной статистики, но их число, похоже, достигло того критического уровня, ниже которого страна жить просто не может. В таком состоянии ответственность тех, кто способность к различению «хорошо» и «плохо» сохранил, возрастает многократно. Это как раз тот самый случай, когда велика Россия, а отступать некуда – только в ад. И когда люди, способные отличать «хорошо» от «плохо», начинают выступать за колхозы только потому, что Евтушенко выступил против, это становится своего рода предательством, изменой «хорошо» в его битве с «плохо».
Конечно, семидесятилетие трагедии Хиросимы дало официальным пропагандистам прекрасную возможность раздуть пламя антиамериканизма. И, конечно, участвовать в раздувании этого пожара для приличного человека никак невозможно.
Но в данном случае и нет никакой необходимости оправдывать атомный кошмар. Остудить горячие головы можно гораздо проще. Роль СССР в войне с Японией далеко не розово-голубая. Имея мирный договор, без всяких уважительных причин мы напали на обреченную на тот момент Японию и отобрали часть ее территории. Мы стали агрессорами. Мы воевали против Японии вместе с американцами. Мы отнюдь не сопереживали в 45-м году страданиями сгоревших в атомном пожаре. И в полной мере разделяем со своими американскими союзниками ответственность за эти страдания. Отличие только в том, что для американцев это было кульминацией многолетней войны. Для нас же – просто ходом в политической многоходовке, обернувшимся утратой части приобретенного нами ценой немыслимых страданий морального авторитета спасителя человечества от ужасов гитлеризма. Так что нашей корове мычать здесь громко не пристало.
Но все эти несложные доводы оказываются для нас слишком сложными. Если Евтушенко против, я – за. Сложнее у нас не получается.
А простота эта хуже воровства. Потому что плата за нее та же самая – моральным авторитетом, доверием к нашим моральным оценкам. А эта валюта не рубли и не доллары – ее у нас и так-то почти что нет.
Источник: Эхо Москвы