Евросоюз эконом-класса
На запад – давно и бесповоротно решила украинская власть и, соответственно, давно, но безуспешно пытается в эту западную структуру интегрироваться. Чтобы понять, почему эти попытки не приносят ожидаемого результата, стоит просто отъехать 700 километров от Киева и посетить некогда близкую и политически и ментально Литву.
На запад – давно и бесповоротно решила украинская власть и, соответственно, давно, но безуспешно пытается в эту западную структуру интегрироваться. Чтобы понять, почему эти попытки не приносят ожидаемого результата, стоит просто отъехать 700 километров от Киева и посетить некогда близкую и политически и ментально Литву.
Страна с двухмиллионным населением, хотя официально в Литве проживает три миллиона, но после вступления в ЕС в 2004-ом, часть литовцев выехали работать или жить в более сытые Германию, Британию, Польшу и другие страны Евросоюза. Но и те, которые остались, хоть и не с восторгом, но, все позитивно отзываются о выборе присоединения к содружеству развитых европейских стран, сделанный в мае 2004-ого. Ведь прогресс, которого, почему-то, наши политики в упор не видят, - налицо. И в управлении, и в социальной сфере, и в экономике и в агропромышленном комплексе. Итак, несколько фактов, увиденных и услышанных мной от чиновников, предпринимателей и обычных граждан Литовской республики.
Медицина
То, о чем у нас говорят и мечтают, в Литве давно уже работает. И не просто работает, но оправдывает себя на все сто. Лозунг «Деньги ходят за пациентом» действует безотказно. Механизм прост: кассы наполняются за счет работающего населения – с зарплаты отчисляют около 10-ти процентов, а за пенсионеров платит социальный фонд «СОДРА». Годовой бюджет – 300 миллионов евро, прошлогодний бюджет Минздрава 48-ми миллионной Украины – всего лишь вдвое больше. Если человек заболел, он сам выбирает, в какую больницу обратиться. Лечение напрямую оплачивается из больничной кассы. То есть, деньги врачи получают за конкретного человека и за конкретную работу. Чем больше пациентов, тем больше денег. Смысла воровать нет, ведь неоткуда. Отсюда – конкуренция и повышение качества услуг. Кассы также оплачивают, при необходимости, санаторное лечение, сложные операции и даже пересадку органов.
Сельское хозяйство
Мне посчастливилось побывать в гостях у одного из богатейших фермеров Литвы, выходца из Украины. Живет он под Каунасом и занимается всем, чем обычно занимаются фермеры: от зерна до колбас. Имеет свои магазины, склады, мясокомбинаты. О буднях украинских коллег знает и радуется, что работает в Литве. Во первых: Евросоюз оплачивает половину стоимости сельскохозяйственной техники, платит несколько тысяч евро за каждый засеянный гектар земли. Родное государство помогает в получении кредитов и риски частично берет на себя.
Власть
Власть в Литве доступна. В мэрии Вильнюса, в отличие от киевской, у входа вас встречает не «вертушка» и милиционер, а огромный холл, девушки, принимающие запросы от населения, уютное кафе и столики с телефонами, по которым можно дозвониться нужному чиновнику. Министры, что интересно, в основном люди молодые и образованные, работают в таких же кабинетах, что и подчиненные: маленьких и светлых, скрытых за обычной стеклянной дверью, так что понять, что за дверью министр можно только по вывеске у входа. Договориться об интервью с министром можно в течении получаса. Это из опыта.
Жилищно-коммунальная сфера
ЖЭКов в Литве нет. А если и встречаются эти рудименты, то гражданин сам решает, заключать с ним договор или нет. В Вильнюсе работают коммерческие компании, которые предоставляют свои услуги. Офисы – современные, светлые. У вас примут запрос, выслушают проблему и в течении часа постараются решить. Каждый год жильцы заключают с такой компанией договор, это если она оправдала их надежды, если нет – ищут другую. Да, тарифы выше, чем в Украине, но и качество другое. В подвалах домов, кстати, построенных еще в советские времена, не крысы и ржавые трубы, а современная техника, за работой которой следят специалисты. Они регулируют, в зависимости от температуры за окном, градус воды в кранах и в батареях. Грубо говоря, летом здесь батареи не «жарят», а зимой не дают замерзнуть. И за согретый воздух или воду, вылитую в канаву, жильцы не платят.
Пенсии
Пенсионерам в Литве живется даже лучше, чем молодым людям, не имеющим высшего образования. Они получают больше. В среднем, на двоих – около 6 тысяч гривен. Те, кому до пенсии далеко, могут накапливать пенсию в пенсионных фондах. Отчисления – на свое усмотрение. Деятельность фондов контролирует государственная структура и сами вкладчики. Правда, беда в том, что население стареет, а молодежь уезжает за рубеж, но через пару лет они, как правило, возвращаются, понимая, что в своей стране они нужнее.
Это всего лишь несколько впечатлений от маленькой Литвы, в которую почему-то очень хочется вернуться. Да, внешних признаков сытости и лоска, которыми поражает Вена или Цюрих, нет, но есть такая необходимая людям скромная стабильность и необратимость движения вперед, которыми не может похвастаться Украина. Ведь разница между нашими странами в одном только: они делают, а мы только хотим.