Для чого росіян готують до війни?

Росія - країна з налагодженою системою інформаційного впливу на місцеве населення, завжди відрізнялася вишуканими методами впливу.

Мовою оригіналу

Если необходимо быстро откорректировать мнение народа – тут же формируется необходимые месседжи и готовятся каналы для их эффективного их распространения.

Можно вспомнить информационные всплески российских медиа 2015 года, связанные например с «китайским вектором» внешней политики России, возникновением «сирийской повестки» или скажем вызова неприязни к Турции. Все они были направлены для достижения определенных целей, транслируемых российской аудитории от руководства России.

Сегодняшняя информационная ситуация в России имеет все признаки создания нового информационного тезиса – «Россия в опасности. Народ, защити Россию»Россия без врагов не Россия… Это уже некая ментальность, дань исторической традиции.

Датой фактического формирования тезиса можно считать 10 августа 2016 года, когда президент РФ В.Путин сделал заявление о «бессмысленности встречи лидеров «нормандской четверки» на фоне задержания украинских «диверсантов» в Крыму». Своей риторикой Путин причислил Украину к категории стран-террористов, вместе с США и Евросоюзом, поддерживающих Украину.

В целях распространения тезиса в России были задействованы средства массовой информации, заявления отдельных лидеров общественного мнения, а также результаты социологических исследований.

Итак, по порядку.

За последний месяц в информационном потоке России уже привычными стали «милитаристские» заголовки материалов:

11 октября – В Кремле назвали американскую ПРО угрозой нацбезопасности России;

29 сентября – Наказание непокорной России: шизофреники из Вашингтона точат на Москву ядерное оружие;

7 октября – США не смогут помешать возвращению баз во Вьетнаме и на Кубе;

9 октября – Лавров обвинил Вашингтон в угрозе безопасности России;

9 октября – Базовая угроза: почему Россия задумалась о возвращении на Кубу;

11 октября – Это прямая угроза России;

16 октября – В МИД РФ с тревогой восприняли угрозы США о кибератаке;

18 октября – Война как предчувствие;

19 октября – Путин: «Теперь Россия - это проблема номер один» и многое другое.

В этом же контексте следует отметить, что тематика о российской военной мощи присутствует в каждом выпуске телевизионных новостей России. Например, итоговых «Вестях» с Дмитрием Киселевым риторика «военных бицепсов» Москвы достигает трети всего контента.

Сотни подобных материалов за последний месяц отчетливо формируют образ врага, который якобы уже нацелил свои ракеты на Россию. По информационной активности российских СМИ, ситуация очень напоминает выдержки из советских газет времен «холодной войны» 1960-1970 годов.

Другим отчетливым признаком формирования мнения россиян об угрозе их государству есть опубликованные результаты исследований от Всероссийского центра изучения общественного мнения – российского государственного института социологических исследований. Как правило, ВЦИОМ, как бюджетная аппаратная структура, «подгоняет» мнение российского социума под цели Кремля. Этот метод многократно зарекомендовал себя в авторитарной России, как рейтинговое оружие.

По результатам последних исследований ВЦИОМ, 64% россиян считают российскую армию хорошей школой жизни, которая формирует чувство патриотизма – 39%. Российские офицеры – люди высокой морали (52%). И при этом, в нынешней непростой экономической ситуации каждый второй отдал бы приоритет расходам на обеспечение обороноспособности России перед другими сферами. А 58% россиян полагают, что развитие военной промышленности ведет к положительным изменениям в экономике России в целом.

В своем заключении ВЦИОМ сделал два вывода:

  1. «Армия отвечает за обороноспособность страны (и решает эту задачу эффективно) и является главным местом для воспитания патриотов»;
  2. «Военно-промышленный комплекс России не просто должен производить высокоточное и эффективное оружие, но являться одним из локомотивов развития российской экономики, при этом деньги на него надо выделять в приоритетном порядке».

Обратим внимание, что всероссийский опрос  ВЦИОМ был проведен 20-21 августа 2016 года в 130 населенных пунктах 46 регионов России среди 1,6 тыс. человек. Фактически, данный опрос является логическим продолжением заявления Путина от 10 августа (см. выше) и, очевидно, частью плана по созданию нового информационного тезиса.

Скажем больше, риторика о «непревзойденной военной мощи России» уже дала свои плоды. Помимо информационного резонанса, в России отмечается настоящий «армейский бум». 

По официальным сообщениям российского оборонного ведомства, в России в разы возросло число желающих служить по контракту. При этом, минобороны развертывает в городах дополнительные отборные пункты, служить в армии хотят даже женщины. И все это подается с пафосом патриотизма, мужества, ответственности за страну,  военной романтики и тому подобное.

Однако, сами же контрактники говорят, что армия для них больше вынужденная мера, чем чувство долга. От службы они ждут денежного довольствия, социального пакета для военнослужащего и квартирного обеспечения. Большинство контрактников – это жители российской глубинки, потерявшие работу и неспособные оплатить кредиты.

Любовь к защите родины уходит на второй план, когда два года  подряд (с октября 2014-го по октябрь 2016-го) доходы населения падают в реальном выражении. По сообщениям Росстата, задолженность по заработной плате в сентябре этого года увеличилась на 127 млн руб. (3,6%) и составила 3,658 млрд руб. Например, только во Владимирской области за тот же период суммарная задолженность увеличилась почти в 4 раза, в Республике Башкортостан – почти в 3 раза, а в Ярославской области – в 2,7 раза. В Северной Осетии суммарная задолженность по заработной плате за последний месяц выросла аж в 13 раз.

Левада-Центр уверяет, что 41 % россиян ожидает задержек выплат заработной платы, 50 % – сокращения зарплаты, 58 % – сокращения кадров, увольнения.

Одним словом, объективное мнение самих российских экспертов сводится к выводам, что ситуация на рынке труда России вряд ли будет улучаться и контракты в армию в этом случае станут компенсатором социальной  напряженности.

Вернемся к летнему соцопросу ВЦИОМ. Опрос состоялся летом, а результаты почему-то опубликовали через два месяца.

Здесь кроется одна зависимость.

Тезис «Россия в опасности. Народ, защити Россию» помимо идеи в поддержку армии, преследовал цель повысить финансирование военных разработок.

Обратите внимание, что 4 октября 2016 года  Минфин России предложил внести поправки в бюджет 2016 года и увеличить расходы по закрытой части (секретные и совершенно секретные ассигнования) почти на 680 миллиардов рублей. Помимо этого, в правительстве России в этот момент бурно обсуждалась оборонные расходы и закрытая часть бюджета на следующий год. Здесь как раз и потребовалась информационная поддержка, роль которой сыграл ВЦИОМ. 

Для справки: К закрытой части Федерального бюджета относят проведение специальных операций за пределами России, секретные разработки и их испытания, подготовки специальных подразделений за рубежом; поставки вооружений оппозиционным силам других стран, финансирование зарубежных радикальных движений и прочее. Причем, финансирование таких мероприятий скрыто от экспертов и контролирующих органов, поскольку закрытые мероприятия могли остаться не одобренными ввиду своей нецелесообразности. Например, счетная палата России регулярно сообщает о необоснованности некоторых государственных расходов. В условиях секретности этого не сделаешь.

Одним словом, руководство России создало своеобразный информационный прецедент для увеличения  расходов  по обороне и закрытой части федерального бюджета России.

***

Таким образом, создание и эксплуатация нового информационного тезиса «Россия в опасности. Народ, защити Россию» имело главной целью повышение расходов федерального бюджета России по обороне и закрытой его части на этот год и в перспективе на 2017-й.

Для реализации замысла в качестве инструментов информационного влияния были привлечены проправительственные СМИ, эксперты, государственные чиновники, а также результаты социологических исследований, проведенных прокремлевским институтом социологии ВЦИОМ.

Параллельно с этим, в российской аудитории создан высокий рейтинг доверия российской армии, что выразилось увеличении числа желающих служить по контракту. Наряду с этим, российские СМИ замалчивают хронические невыплаты зарплат на производствах, увольнения и сокращения рабочих мест и снижения уровня доходов населения.

Вячеслав Гусаров, эксперт по информационной безопасности, ЦВПИ, группа «ИС»