Депутат Европарламента Эльмар Брок: Свободная торговля с ЕС и демократия в Украине – взаимозависимы
Украинское руководство делает все возможное, чтобы понравится Евросоюзу.
Украинское руководство делает все возможное, чтобы понравится Евросоюзу. Юлии Тимошенко позволили посетить Брюссель – в ее защиту выступал лично президент Европарламента Ежи Бузек. Александр Лукашенко не будет принимать участие в конференции по случаю 25-летия аварии на ЧАЭС – на чем настаивал лично глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу. В конце концов, возбуждено уголовное дело против Леонида Кучмы – и это ответ на критику ЕС об избирательности правосудия в Украине. На следующей неделе в Брюсселе состоится очередной раунд переговоров по созданию зоны свободной торговли между Украины и ЕС, куда отправляется правительственная делегация. Чего можно ожидать от этих переговоров? Как в ЕС относятся к «делу Кучмы»? Поверили ли в Брюсселе в демократические устремления Президента Януковича? Об этом - в интервью с влиятельным депутатом Европарламента от Германии, членом группы Европейская народная партия Эльмаром Броком.
Господин Брок, во время своего январского визита в Киев еврокомиссар Штефан Фюле выразил обеспокоенность по поводу состояния демократии в Украине. С того времени прошло много событий. Вы увидели какие-то сдвиги, изменения?
Не только Фюле, но и Европейский Парламент, Парламентская Ассамблея Совета Европы, правительства Германии и США, а также партия, представителем которой я являюсь, Европейская народная партия, критиковали избирательное правосудие в Украине, и местные выборы, которые нельзя считать ни свободными, ни честными. Кроме того, мы сейчас наблюдаем продолжающиеся преследования оппозиции – я не вижу каких-либо ощутимых изменений за последние месяцы. Согласно результатам исследования, проведенного Институтом Горшенина, более трети украинцев считают аресты и допросы оппозиционных лидеров политическими репрессиями. И, заметьте, это общепризнанное мнение, которое разделяют не только сторонники оппозиции, но также те, кто поддерживает Президента Януковича!
Подобное положение вещей идет вразрез как с декларируемой стратегической целью на вступление в Европейский Союз, так и с процессом подписания Соглашения об ассоциации. ЕС – это больше чем экономический союз. Это сообщество, основанное на общих ценностях и принципах. Именно эти основы должна принять украинская власть, что, кроме прочего, подразумевает и справедливую конкуренцию между правительством и оппозицией.
Как в Европейском Союзе воспринимают открытие уголовного дела против экс-президента Леонида Кучмы? Считают ли это убедительным доказательством того, что все украинцы равны перед законом?
Вокруг фигуры бывшего Президента Кучмы витает множество слухов. С одной стороны, очень хорошо, что началось расследование против коррупционных схем, но с другой стороны, существует подозрение, что борьба с коррупцией используется для политических целей. Не менее актуальной остается проблема политического влияния на судебную систему. Борьба с коррупцией – отлично. Манипулирование этим в политических интересах – недопустимо. Правительство и все, кто его поддерживают, должны осознавать, что неподтвержденные слухи и клевета не являются эффективными инструментами в политике, тем более на международной арене.
Существует мнение в Украине, что отношение членов Европейского Парламента к украинскому вопросу во многом зависит от их региональной принадлежности. К такому предположению украинцы склонялись, в частности, во время принятия последней резолюции Европарламента в отношении Украины. Считалось, что Германия занимает более критическую позицию, в то время как Польша демонстрирует умеренное отношение. Есть ли основания так считать? Или позиции Польши и Германии уже сблизились?
Безусловно, у нас разный исторический и культурный опыт, поэтому мы, естественно, по-разному смотрим на некоторые вопросы. Несмотря на все отличия, Европейский Союз как единая структура, охватывающая и Германию, и Польшу, в первую очередь, отстаивает демократию, верховенство права, свободу слова и прессы, защиту прав человека. Сегодня Украина не отвечает перечисленным критериям. Стабильность без демократии – этого не достаточно.
Исходя из этого, в ЕС существует консенсус, что именно реформы в этих сферах будут определяющими для углубления партнерства с Украиной, например в отношении либерализации визового режима. Также наша финансовая поддержка (речь идет о макрофинансовой поддержке ЕС на сумму 500 млн. евро, выделенной Украине в 2010 году), как и подписание соглашения о зоне свободной торговли и углубленное сотрудничество с Украиной должны рассматриваться исключительно с «привязкой к продолжению реформ, их соответствию стандартам ЕС и соблюдению верховенства права» (об этом идет речь в резолюции группы ЕНП от 23 ноября 2010 года).
Существует ли вероятность того, что Соглашение об ассоциации будет подписано уже до конца этого года?
Тяжело назвать точную дату подписания этого документа. Мы должны понимать, что Соглашение об ассоциации – это намного больше, чем просто техническое соглашение. Оно тесно связано с состоянием демократии и верховенства права в Украине. Соглашение об ассоциации зависит также от развития в этих сферах, поэтому Украине стоит прекратить преследование оппозиции, давление на средства массовой информации и гражданское общество.
Необходимо снять запрет на выезд с Юлии Тимошенко – лидеру оппозиции должны позволить свободно передвигаться. Следующие парламентские выборы должны быть прозрачными и справедливыми. ЕС больше не пойдет на компромисс в этих вопросах. До того времени, пока мы не увидим практические шаги и прогресс в отношении вышеперечисленных сфер, а именно общий уровень демократии, верховенство права, свобода слова – то, что, собственно, составляет европейские ценности, - до тех пор не стоит ожидать подписания Соглашения об ассоциации. Я поддерживаю и буду поддерживать европейские перспективы Украины, при любом правительстве, но лишь при условии, что все принципы и критерии будут выполнены.
Что нужно предпринять Европейскому Союзу и что должна сделать Украина для того, чтоб достичь успеха в переговорах о зоне свободной торговле?
Я повторюсь, нам необходимо осознать взаимосвязь между демократией и верховенством права в Украине с созданием углубленной и всеохватывающей зоной свободной торговли с ЕС. И еще одно: зона свободной торговли позволит Украине создать благоприятные и выгодные условия для своих граждан.
Кроме того, Украина должна понять, что невозможно модернизировать экономику и в то же время сохранить отжившие структуры (к примеру, в некоторых промышленных отраслях существующие предприятия защищают устоявшуюся систему, испытывая страх перед свободной торговлей). Я уверен, что зона свободной торговли – это очень позитивный и интересный проект.
В Европейском Союзе видят, что Россия в последнее время активизировала усилия по втягиванию Украины в Таможенный союз? Можно ли такую активность России связать со сближением Украины с ЕС?
В данном случае Евросоюз не намерен с кем-либо конкурировать. Правительству Украины принимать решение о том, кто и как может обеспечить процветание и безопасность украинских граждан и содействовать усилению влияния страны на глобальных рынках. В любом случае, Президент Янукович не единожды официально заявлял, что не может быть речи о Таможенном союзе, поскольку это не совместимо с соглашением о свободной торговле с ЕС. Эта позиция соответствует украинским национальным интересам.
Заметили ли вы, что Украина повысила уровень переговорной группы по созданию зоны свободной торговли. Первый вице-премьер министр Андрей Клюев побывал в Брюсселе дважды за последний месяц…
Да, следует признать, что это, похоже, является приоритетом правительства Украины, а не только Министерства иностранных дел. Это лишний раз подтверждает, что проблема углубления отношений с ЕС касается не только внешней, но и внутренней политики Украины.
Понимаете ли вы, что в Украине существуют разные группы влияния – одни ориентируются только на связи с Россией, другие пытаются балансировать? Знаете ли в команде Януковича тех, кто придерживается такого сбалансированного подхода?
Наш партнер по переговорам – правительство Украины. В компетенции Президента разрешать имеющиеся внутренние конфликты. Эти конфликты должны быть урегулированы, если Президент хочет достичь провозглашенной им же цели о соглашении с ЕС по зоне свободной торговли. У меня сложилось впечатление, что в Украине также существует сильное влияние бизнеса на политическую ориентацию страны, но одновременно мы знаем, что в стране есть региональный раскол. Мы должны также понимать, что в целом я не вижу проблем в существовании разных мнений, но важно, чтобы эта дискуссия проходила честно и без грязных трюков.
Фото pinchukfund.org