Виктор Бондарь: «Первый год работы любой команды – самый тяжелый»
Казалось бы, Виктору Бондарю можно позавидовать...
Казалось бы, Виктору Бондарю можно позавидовать. В свои 35, помимо бизнес-деятельности, он на «оранжевой» волне успел поработать министром транспорта и связи, заместителем главы Секретариата Президента, губернатором Днепропетровщины и уже при новом Президенте заместителем главы таможни. Даже после админреформы, сократившей количество замов, ему нашлось место директора организационно-распорядительного департамента службы.
Во времена Ющенко казалось, что Бондарь будет строить политическую карьеру. Но по прошествии пяти лет стало понятно, что он стал чиновником, которого мы наверняка встретим в обойме любой власти. Как говорит он сам, такой послужной список и молодость – залог стабильного успеха, несмотря на то, что в отношении его деятельности на должности министра транспорта заведено уголовное дело. Которое, как утверждает сам Бондарь, должно очень скоро рассыпаться. За неимением доказательств в «пособничестве в умышленном уничтожении чужого имущества, причинившее ущерб в особо крупных размерах, сопряженное с самовольным присвоением властных полномочий».
Что касается нынешнего места работы Бондаря – таможни – то она в последнее время находится в центре внимания: регулярно раздаются требования отставки главы ГТСУ Игоря Калетника, происходят показательные задержания взяточников, а Президент время от времени грозит ведомству пальцем, требуя немедленного реформирования, и одновременно пеняет за недостаточное пополнение бюджета. Обо всем этом – в интервью Виктора Бондаря «Главкому».
-- «Тигипко хотел сделать себе пиар на Таможенном кодексе»
Как изменились ваши функции на новой должности? Ведь не секрет, что по результатам админреформы многие меняют таблички, но, по сути, продолжают заниматься тем же, чем занимались.
Думаю, объем работы даже вырос, да еще и ответственности добавилось. Потому что в статусе заместителя больше отвечал сам за себя и координировал работу других. Теперь как директор департамента отвечаю персонально за каждое подразделение и человека в нем. Департамент – организационно-распорядительный и он, по сути, является аналогом генерального штаба в министерстве обороны. Мы отвечаем за все – организацию стратегического планирования, реформы, финансы, юридическое управление, взаимодействие с прессой, подготовку и контроль за выполнением указов Президента, законов и других нормативных документов. То есть, по сути, отвечаем за организацию внутренней работы таможни и координацию взаимодействия службы с внешним миром.
Таможня недавно бодро отрапортовала об увеличении поступлений в бюджет. Но Президент заявляет, что ваш орган не додал в казну около 600 млн. грн. Почему такие расхождения? Государство с вас слишком много просит?
В Украине бюджетное планирование не самое доскональное, и иногда можно понять Минфин, который старается при планировании заложить на каждое ведомство как можно большую налоговую и фискальную нагрузку и увеличить план не в соответствии с ростом экономики, а запланировать с весомым запасом.
А у таможни в 2010 году возникла особая ситуация: у нас, впервые за историю независимости, ушла из доходной части такая ключевая составляющая, которая давала почти четверть поступлений, как газ. Вы же знаете, что Верховный Совет освободил от уплаты НДС и прочих таможенных сборов импортируемый в Украину газ. То есть практически из денежного оформления ушло больше 20,8 миллиардов.
Таможня с честью вышла из этой ситуации, обеспечила наполнение бюджета и при этом еще нарастила 21 миллиард дополнительных доходов. Давайте сравним два последних года и все сразу становится ясно: в 2009 году поступления в бюджет – 62,3 млрд. грн., а в 2010 году– 83,3 млрд. грн.! То есть практически 344 миллиона грн. в день!
Была вывернута наизнанку вся та черная контрабанда, которая существовала в Украине последние десятилетия. И это не предел – в этом году по ключевым таможням идет прирост поступлений в бюджет на 40–50 %. Таможенники и бизнес должны понимать, что десяток лет безвластия и контрабанды прошли, сейчас выгодно работать только белым честным импортерам, которые не создают проблем ни себе, ни людям. Вы видите, что за год таможня стала ключевым органом по наполнению госбюджета – ее доля составляет больше 37 % от поступлений средств в госбюджет.
Но Минфин все равно недоволен. И Тигипко недоволен.
А когда может быть доволен главный орган, который отвечает за наполнение бюджета? Ни в одной стране Минфин не доволен доходной частью. И расходной тоже. Их задача – собрать как можно больше и распределить как можно меньше. А у нас еще много строится по образцу плановой экономики с ее максимальной централизацией средств и приоритетом фискальных рычагов над интеллектуальными. Но объективно есть понимание того, что таможня сейчас делает невозможное по наполнению бюджета.
С Минфином понятно. Почему, на ваш взгляд, Сергей Тигипко так муссирует таможенную тему и требует отставки Калетника? У него есть какие-то интересы на таможне?
Тигипко в свое время очень хотел сделать себе пиар на Налоговом кодексе, теперь на Таможенном. Во всем мире бизнес очень не любит налоговую и чуть меньше – таможню. Это два ключевых контролирующих органа, которые заставляют доставать сверхприбыль и отдавать ее государству, чтобы платить нормальные зарплаты учителям, врачам и прочим бюджетникам. Поэтому, как любой политик, Тигипко наверняка хотел сделать себе дополнительные рейтинги на таких актуальных для бизнеса темах как борьба с налоговой и таможней.
Ничего себе сделал рейтинг на налогах!
Что получилось с налоговой реформой в исполнении группы людей, которая этим занималась, мы видели. Вынужден был вмешиваться Президент, чтобы успокоить и выровнять эту ситуацию. Потом Тигипко назначили вице-премьером, ответственным за социально-гуманитарный блок, но он все равно по привычке периодически пытается сделать себе рейтинг и вроде как бороться то с налоговой, то с таможней.
Такая позиция не честная и не справедливая, весь социальный блок, который он курирует, живет от поступлений в бюджет, львиную долю которого наполняет налоговая и таможня. Мне кажется, его задача в этой ситуации провести в первую очередь именно социально-гуманитарные реформы и таким образом помочь Президенту. Но это не очень популярно, легче быть популярным на волне борьбы с кем-то.
Мы молча пошли другим путем. Весь прошлый год таможня изучала международную практику и законодательство. Делегация во главе с Игорем Калетником ездила в Грузию, внимательно изучали их опыт, подняли европейские законы, Киотскую конвекцию и т.д. Работали наши эксперты, выбрали все самое лучшее и систематизировали. Сейчас в комитете у Виталия Хомутынника практически круглосуточно они вместе с депутатами, представителями министерств пишут новую редакцию кодекса, в том числе с учетом проектов, которые депутаты закинули в Верховную Раду. В итоге, из нескольких вариантов получим один нормальный, который будет действительно европейским.
И когда?
До середины апреля, думаю, будет первый драфт этого документа, который полноценно запускает механизм электронного декларирования, упрощает реэкспорт-реимпорт, вводит институт экономического уполномоченного оператора, который даст возможность бизнесу самому проводить таможенное оформление без участия таможенников и только раз в месяц сдавать отчетность, как в налоговую. Добавляются возможности для бизнеса в плане простых белых процедур, принятых во всем мире: минимальное количество документов и минимальное участие таможенников. Например, это право произвести оформление импорта до момента прибытия в Украину. У нас ведь как – сначала привези груз, потом его где-то заскладируй, плати деньги, храни и потом оформляй. А нужно, чтобы декларации можно было оформить пока еще груз в пути. На въезде буквально за полчаса таможенник сверит вес, объемы, документы – и все.
Ну, у нас уже столько европейских прогрессивных документов принималось по всем направлениям – и ничего не работает.
За нарушение кодекса будет ответственность. Глава службы настроен очень радикально, и, думаю, что в мае будет в первом чтении утверждена новая редакция кодекса. Почему я в этом уверен? Депутаты и мы заинтересованы изменить принципы работы таможни и упростить процедурные моменты. В новом кодексе убираются все контролирующие органы с границы и от процедуры таможенного оформления. Сейчас же их масса: кто штампик ставит, кто галочку, кто запятую – и все это тянет время, ресурсы, нервы…
Вводятся такие радикальные вещи как декриминализация контрабанды. Если ты попался на контрабанде, чем грешит мелкий и средний бизнес, то будет, как в Европе: тебя не станут полгода терроризировать правоохранительные органы, суды и т.д., но товар конфискуют и возьмут 100%-ный штраф.
-- «Мы видим, что можно убрать из цепочки вообще всех!»
Вы говорите о заинтересованности депутатов. Не думаю, что для вас секрет, что многие из них «кормятся» как раз с таможни и стоят, в частности, за всеми этими фирмочками, которые ставят штампики и запятые.
Здесь уже включится государственная позиция – и Главы правительства, и, в первую очередь, Президента, который уже дважды дал поручение упростить процедуры и провести реформы. Могу вам показать его поручение, которое он после доклада Калетника от руки написал Премьер-министру и министру финансов, чтобы в течение месяца заставить другие госорганы перейти на электронное декларирование совместно с таможней. То есть они должны полностью изменить свои внутренние правила и убрать весь документооборот между нами и ними. Теперь во время оформления мы не будем требовать подкладывать бумажные документы под таможенную декларацию, как сейчас происходит. Нам достаточно будет электронных реестров.
Президент, конечно, любит выставлять сроки, но насколько реально это реализовать за месяц?
Понимаем, что есть проблемы. Глава службы дал поручение подготовить совещание со всеми задействованными в этом госорганами, где мы еще раз напомним, что есть поручение Президента и надо его выполнять. Никаких технических сложностей нет, была бы воля руководителей. Понятно, что хочется стоять на границе, участвовать в оформлении, в глаза заглянуть субъекту, поздороваться с ним…
Но это все быстро закончится, и на месте тех руководителей, которые сейчас этого не понимают, я бы бежал наперегонки и кричал, что решил этот вопрос и ушел со старой процедуры оформления. У тех, кто останется последними, думаю, будут большие проблемы, потому что можно будет говорить, что именно из-за них мы не можем ввести электронное декларирование.
Кстати, на четырех компаниях мы сейчас полностью отрабатываем эту процедуру, и результаты очень неплохие. Мы видим, что можно убрать из цепочки вообще всех! И представители бизнеса при оформлении грузов даже таможенников видеть не будут. Но будет жесткая система пост-аудита и серьезные штрафы при выявлении обмана.
Разговоры об электронной таможне и минимизации человеческого фактора идут уже очень давно. Почему раньше этого нельзя было сделать?
Не было воли, не было готового программного обеспечения, не было центра сертификации ключей. За год все это сделали. Остались мелкие технические вопросы. У Калетника хватило воли и желания пройти этот путь до конца.
Анонсированное увольнение из таможни 6 тысяч человек усложнит ее работу или, условно говоря, уменьшит количество ртов?
Думаю, очень сильные изменения произойдут, потому что мы не только готовим увольнения, но и пересматриваем всю внутреннюю структуру. В регионах будет упрощена вся система управления– делегируем все полномочия на места. Не надо будет людям ездить за десятки километров оформлять бумаги и печать ставить. И потом мы не уменьшаем количество людей, которые занимаются оформлением, а стараемся практически 95 % мест сохранить. В то же время убираем всю лишнюю административную прослойку – тех, кто имел отношение к процессу, но непонятно, каким боком.
Сейчас меняем сам принцип работы – один таможенник будет проводить оформление от начала до конца. Он ставит печать – и отвечает за все. Если что-то произошло, то его увольняют – никакой коллективной ответственности. Думаю, такое сокращение пойдет на пользу. Бизнес увидит, что нужно проходить меньше этапов, и никто лишний раз не заглядывает в документы и не дергает без повода.
Пока же бизнес жалуется на то, что под предлогом борьбы с фиктивной стоимостью товара, их грузы держат на границе по несколько месяцев. И, соответственно, теряется прибыль, платятся штрафы, пока различные инстанции дают свои заключения о реальной стоимости товара. Эта ситуация долго будет продолжаться?
Из белых импортеров никто не жалуется – жалуются те, кто пытается что-то придумать. Мы им говорим – давайте честный вес, честную стоимость. Не надо нам по пути вставлять оффшорки, которые занижают стоимость в десять раз. К сожалению, иногда хочется сэкономить и заработать сразу на процедуре растаможки, чем на том, что ты получишь от продажи на внутреннем рынке.
Например, на Одесской таможне мы сделали ротацию, и новый руководитель решила более досконально изучить все товаросопроводительные документы. Около ста человек вышли на митинг под таможню, позвали прессу и пытались сделать большой шум по поводу того, что им не дают оформиться. К их удивлению, начальница таможни вышла, почти час с ними разговаривала и всем предложила полностью открыть каждый контейнер и попунктно сверять все, что там есть, с тем, что будет подано на оформление. Почему-то никто активно оформляться не побежал!
Есть также жалобы, что для 95 % импортеров таможенные ставки повысились, а для 5 % самых крупных игроков остались на прежнем уровне. Например, импортеры цветов, заявляли, что стоимость оформления грузов увеличилась в 5 раз. Импортеры рыбы сетовали на непомерные индикативные цены. На основании чего такие неравные условия?
Для белых импортеров с прямыми контрактами условия абсолютно равные. В том, что касается цветов, есть позитивный момент в виде формирования внутреннего рынка. Есть же отечественные производители, которые выращивают цветы не хуже, но при этом не могут конкурировать с импортом, потому что по пути из Голландии в Украину возникает минимум одна оффшорная компания, которая занижает стоимость в несколько раз. И когда мы показали, что не может стоить цветок дешевле травы в поле и потребовали реальную стоимость, то они покряхтели, помучались, но через три месяца все стало на свои места. Все по-честному платят, и очень многие перешли на прямые контракты без оффшоров – люди поняли, что нет смысла вести двойной учет, если можно завезти нормально, на равных условиях со всеми. В этой ситуации выигрывают все, но надо было переломить тенденцию, потому что все боялись первыми перейти на работу по-белому.
Все довольны, но розы на Бессарабке, в итоге, подорожали…
Доля таможни в стоимости цветов – копейки. Но под этот шум и гам цветочники не в своих двухкратных-трехкратных доходах ужались, а решили сверху еще чуть-чуть заработать. А почему этого не сделать, если можно все спихнуть на таможню? Информационная волна – очень хитрая штука: ее можно запустить и на этом еще заработать денег. Но мы к этому уже привыкли.
-- «Все хотят остаться при старых заработках, с карманными фирмами, кусками границы…»
По поводу «спихиваний». Широко известна была недавняя ситуация на Одесской таможне, когда таможенные брокеры и перевозчики пожаловались губернатору, что их заставляют сдавать деньги «в общак». И называли конкретные поэтапные суммы. Ситуация с «общаком» вообще серьезно бьет по имиджу власти, которая выдает себя за реформаторскую, не находите? Ведь все эти многочисленные поборы собираются с формулировкой «на самый верх». То есть, с одной стороны, Президент требует реформировать таможню и налоговую, с другой – очевидно, что на этих направлениях кормится масса людей из его окружения.
Конечно, бьет по имиджу. И в Одессе было много заинтересованных в распространении этих слухов. Мы не исключаем, что очень много нечистых на руку наших сотрудников участвовали в схемах и зарабатывали. И по Львовской, и по Яготинской, и по Чопской таможням очень многих по этой причине увольняли за последний год и делали колоссальные ротации между регионами. Практически каждый шестой сотрудник из 18 тысяч привлекался к дисциплинарной ответственности и почти 400 человек были уволены за «участие в схемах», если не считать тех, кто сам сбежал, не ожидая увольнения по статье.
Если глянуть на статистику, то с 1999 года разница между вывезенными из Польши и ввезенными в Украину товарами составляла минимум 300 млн. долларов, на пике в 2007 году – 1 млрд.300 млн. долларов, в 2009 году – 361,5 млн., а в 2010 всего 3 млн. долларов! Чудес в экономике не бывает, это были зачищены серьезные контрабандные схемы.
Например, последняя проверка по Одессе вскрыла много фактов пропажи грузов из контейнеров еще до момента таможенного оформления. Такие факты не могли происходить без участия наших сотрудников. В итоге, есть приказ, по которому мы 15 человек выгнали, а 7 понизили в звании. И прокуратуре работы добавилось. Каждый день комиссии выезжают на места и вскрывают подобные факты.
Хотите сказать, что это все перегибы на местах?
Скажите, тот человек, который этим занимается, что должен рассказать субъектам? Что это он все для себя? Легче сказать, что все наверх. Но если бы это все было одобрено, наверно, никто никого не увольнял бы так массово и мы бы комиссии туда не отправляли. А сплетни будут распространять, потому что люди уже привыкли за полтора десятка лет зарабатывать свои сотни и тысячи долларов – им нужно, хоть тресни, но унести со смены эти деньги.
Но эти факты и мы, и СБУ постоянно вскрываем и очень многих руководителей увольняем – посмотрите, сколько начальников таможен, их замов и рядовых сотрудников поувольняли за прошлый год. И эта тенденция будет продолжаться.
Предположим. Но невыполнение планов таможня объясняла в том числе деятельностью компании «Ливела», которая занималась беспошлинным импортом энергоносителей и нанесла государству огромные убытки. Чем вы вообще можете объяснить существование подобных фирм? Очевидно же, что у них есть покровители в верхах.
Я знаю, что таможня была первым органом, который сразу же обратился по этому поводу в суд и прошел там две инстанции. Но вы же знаете нашу судебную систему – по судам надо ходить годами, чтобы получить финальное решение. И когда мы, наконец, дошли до позитивного решения суда, «Ливела» тут же прекратила свою деятельность.
Ситуация ведь была какая: если бы мы просто отказывали им в оформлении, то
имели бы проблемы с правоохранительными органами. Поэтому мы принимали декларации, а параллельно шли суды. Другого варианта у нас не было.
Предполагать, кто стоял за этой фирмой, – не в нашей компетенции, поскольку есть правоохранительные органы и Антимонопольный комитет. Мы отдали все документы им для реагирования и принятия решений. Ребята проскочили, найдя лазейку в законодательстве.
Можно предположить, что недавний гость этого здания – г-н Тефт – в том числе пытается отстаивать права американских экспортеров зерна, деятельность которых была практически парализована таможней. Сейчас это направление фактически монополизирует новосозданная, но уже нашумевшая компания «Хлебинвестбуд». Как таможня собирается выстраивать с ней отношения?
Скажу сразу, что г-н Тефт ни слова на встрече не подымал о лоббизме кого-то из экспортеров зерна. Много вопросов рассматривалось, но этот не стоял.
Вопрос создания и работы этой государственной компании не обговаривался. Таможенная служба в вопросе экспорта зерна должна придерживаться принципа невмешательства. Наша задача оформлять! Или не оформлять, если есть причины. Не дело таможни создавать правила поведения на рынке. Для этого есть профильное министерство и Кабмин, которые вырабатывают политику и отвечают за ближайшую стратегию и тактику.
Комментировать решения правительства, в частности, о квотировании экспорта зерновых, мне тяжело, поскольку я не знаю всей полноты картины в этой отрасли. С одной стороны, это вроде как нелиберально, поскольку рынок должен быть открытым и прозрачным, с другой – может, мы чего-то не знаем по внутренней ситуации с зерновыми, с тенденциями. В-третьих, Украина не в вакууме находится – есть мировые политические тенденции и нам на них не реагировать нельзя. Если мы видим угрозу продовольственного кризиса, то, наверно, лучше подстраховаться, чтобы самим не остаться без зерна.
С растаможкой беспошлинной китайской гречки проблем нет?
Я не слышал.
Осенью между украинской и российской таможней было подписано соглашение – т.н. «кодекс чести», который предусматривает высокую этику поведения таможенников, «прекращение фактов хамства и пренебрежения к гражданам при пересечении границы». И каковы результаты?
Мы очень жестко контролируем выполнение этого документа. Поставили цель, чтобы люди вообще границы не чувствовали. Причем не только с Россией развиваем сотрудничество, но и с другими сопредельными странами. И на сегодняшний день очень сильно изменилось на границе отношению к людям. Не хочу сказать, что все идеально. Есть человеческий фактор – тут сразу понятно, как решить проблему, а есть и старая десятилетняя проблема недофинансирования строительства современных пунктов пропуска. Думаю, к Евро-2012 и этот вопрос решим.
Вообще нужно возвращать уважительное отношение к таможенникам. Ведь двадцать лет эта система расшатывалась. Целые группы сотрудников на границах и в центре зарабатывали сверхдоходы. В этих схемах также участвовали масса госорганов и в том числе правоохранительных. Сейчас руководство таможни вместе с правоохранителями это все ломает, что вызывает бурю негодования. Все хотят остаться при старых заработках, с карманными фирмами, кусками границы и так далее. Но когда мы все это вычистим, вернется тот престиж и статус таможенника как государственника, лица, которое первым встречает иностранцев.
А почему вы считаете, что нынешнее руководство страны заинтересовано в ломке этих вековых схем? У нас что – пришла к власти новая прогрессивная команда, которая не имела никакого отношения к тому, что было раньше?
Если не начать ломать систему, она за пару лет развалит государство. Страна 10–15 лет медленно шла к развалу, живя за счет накопленных ресурсов Советского Союза. А они заканчиваются. И потом схема жизни в кредит рождает маленькую узкую прослойку сверхбогатых людей и нищету во всем остальном обществе. Не думаю, что кому-то из первых лиц государства хочется жить богатыми в бедной стране – это некомфортно, неудобно и чревато народными волнениями, что мы видим на примере Африки.
А как насчет народных волнений малого и среднего бизнеса? Не боитесь Таможенного майдана, по аналогиям с Налоговым?
Волнения же не только у нас происходят – посмотрите на Европу. В Греции, Германии, Великобритании – благополучных, казалось бы, государствах – тоже много недовольных налоговой, таможенной, социальной, еще какой-то политикой. Нет, наверно, общества, где все были бы довольны. Малый и средний бизнес просто более массовый, организованный, его легче поднять. Новый кодекс серьезно упростит процедуры. Надеюсь, что бизнес это оценит позитивно и многое выйдет из тени.
-- «Нет никаких предпосылок, чтобы до выборов 2012 года Калетник ушел с этой должности»
Давайте напоследок о вас поговорим. Каково вам работать в госструктуре, пребывая под подпиской о невыезде?
Уголовное дело не закончено. Следователь разбирается, мои адвокаты все смотрят, и, думаю, в ближайшем будущем будет объективное решение Генпрокуратуры. Не хотел бы комментировать ход следствия.
Ведь о чем речь идет? Когда я был министром, то под строительство будущего автовокзала были переданы территории, на которых стояли закопанные с 72-го года сваи (кстати, тоже под автовокзал). Город Киев на протяжении трех сессий горсовета утвердил проект строительства автовокзала и утвердил с инвестором все решения. Потом грянул кризис, и никто не начал ничего строить, просто потому что денег нет. У инвестора ведь не только эта площадка в 3 га, но еще и 65 га рядом, где он планирует развернуть большое строительство. И вся суть претензий в том, что сваи демонтированы, а ничего не построили. Но инвестор-то не отказывается строить автовокзал!
Инвестору выгодно – поток людей в торговый центр и выход к дороге, государству – бесплатно автовокзал. В Германии (после объединения) и в Грузии за одну дойчмарку или доллар отдавали такие объекты – лишь бы взяли, строили, платили налоги и создавали рабочие места.
Скажите честно, реально ли пробыть в верхах украинской власти и не запятнать себя вообще ничем, чтобы не бояться своих последователей?
Если смотреть и по моей ситуации, и по другим, думаю, нет ни одного руководителя в государстве, который в сегодняшнем законодательном поле мог бы со 100%-ной гарантией сказать, что к нему не может быть никаких претензий. Это поле настолько запутанное, что можно играть в разные стороны в разных ситуациях. Вопрос в том, как ты умеешь обосновывать, и как работают юристы.
Симпатики власти считают, что она сейчас реализует сакраментальный лозунг предшественников «Закон один для всех!». Вы с этим согласны?
Да. Думаю, что такие громкие дела, как по тому же убийству Гонгадзе, нужно выводить в судебную плоскость и открыто ставить точку. Тут, конечно, не мое дело, но, может, это нужно как-то более полноценно информационно освещать. Когда мало информации, возникает много домыслов, спекуляций и каждый начинает добавлять свои версии событий.
После президентских выборов вы заявили, что завязываете с политикой…
Так я и не лезу туда, сейчас отвечаю только за организацию внутренней работы и реформу таможенной службы. Отдельной задачей лично для себя вижу подготовку окончательной редакции нового современного, удобного для бизнеса и государства Таможенного кодекса. Видение главы нашей службы по этому поводу мне очень импонирует. Он хочет войти в историю как человек, который провел реформы. Не лезу в процессы организации таможенного оформления, не собираюсь вникать и лоббировать кого-то. И я не первое лицо в госоргане, чтобы озвучивать и комментировать политические моменты.
Да вам сейчас и не дадут.
Ну почему? Просто надо определиться: если я хочу делать политические комментарии, мне надо идти на политическую должность – депутат, министр.
Насколько удачно ваш бывший партийный лидер Виктор Балога совмещает партийную жизнь с пребыванием в министерстве?
Балога – очень грамотный интеллектуальный человек, и так же, как я, исходит из того, что политика – политикой, а накопленный опыт выкидывать на помойку нельзя. По действиям, которые он сейчас делает в министерстве, в нем можно увидеть как раз руководителя высокого государственного уровня.
Как вам, либералу по убеждениям, работается с коммунистом Калетником?
Таможня не играет в политику. Не слышал от бизнеса, что таможня не дает житья кому-то по политмотивам. Пенсионеру все равно, откуда деньги в бюджете и представитель какой партии обеспечил их выплату. Ему не все равно, сколько он их получит! Калетник – очень прогрессивный человек и понимает, что экономика должна быть минимально зарегулирована и максимально упрощена. К этому мы придём. Тогда бюджет и, как следствие, пенсионер, врач, учитель и т.д. получит больше!
Если Калетника все-таки отставят, вы останетесь работать на таможне?
По правилам если уходит первое лицо, то уходит вся команда, но, на самом деле, я думаю, что нет никаких предпосылок, чтобы до выборов 2012 года Калетник ушел с этой должности. Ключевые критерии, по которым оценивается работа, – это наполнение бюджета, борьба с правонарушениями, создание равных конкурентных условий для импортеров и защита внутреннего производителя. У Калетника есть четкое понимание, как сделать так, чтобы все приоритеты из этого коктейля были расставлены. Более опытного человека, который бы прошел столько разных таможен от инспектора до руководителя службы и знает все ключевые таможни и людей, которые на них работают, в лицо, сейчас в политике просто нет.
Вы можете оценить работу команды, пришедшей к власти? Вы примерно такого от нее ожидали?
Не хотел бы комментировать год работы, потому что первый год работы любой команды – самый тяжелый. Первый год работы любого Президента и в любой стране всегда не показательный – время уходит на решение кадровых вопросов, оптимизацию госорганов, подготовку реформ и т.д., но 2011-й должен стать переломным в плане реформ.
Речь же не только о результатах реформ, но и о поведенческой стратегии – выстраивании вертикали, изменении законодательного поля…
Учтены опыт и ошибки 2005–2009 годов. Система управления государством тогда очень буксовала, поскольку до конца не была выстроена вертикаль власти и не пошли на отмену Конституции.
Сегодня – ситуация идеальная: за год выстроена вертикаль, парламент собран в одну большую коалицию и есть возможность буквально за полгода принять основные изменения в законодательство, которые касаются всех социально значимых вещей.
Вы видите себя в дальнейшем еще на какой-то госслужбе?
Вижу. Я понимаю, что с таким послужным списком и возрастом можно много полезного сделать для государства. Пройдет еще несколько лет, и нынешний средний возраст будет очень востребован.
Ходили разговоры, что такой своей карьере в госорганах вы должны быть благодарны семейству американских бизнесменов Блейзеров, которое вас «двигало».
Мы когда-то создали с товарищем маленькую юридическую фирму, а потом пошли работать в «Сигму Блейзер» как юридическое подразделение. Развивался вместе с компанией. В итоге стал одним из первых лиц компании. С уважением к этой компании отношусь, поскольку украинский акционер Валерий Дема и американские акционеры братья Блейзеры привели в Украину огромное количество инвестиций, создали массу предприятий, рабочих мест, успешно их развивают, платят тут налоги и вкладывают средства в новые проекты. Но в 99-м году я понял, что нужно развиваться дальше и ушел на госслужбу, потом с головой окунулся в политику. Сегодня дружу с основными акционерами, но внутренние процессы в компании не контролирую и не получаю никаких дивидендов. Может, к сожалению, но вот так.