Глава Госрезерва: Международные аудиторы ответят, куда уходили миллионы

Алексей Лелюк рассказал о ситуации с «закромами Родины»

Еще на подходах к зданию Госрезерва на Пушкинской в глаза бросается своеобразный «памятник» президентской административной реформе. Возле центрального входа все еще висит табличка «Державний комітет з питань державного резерву України», но удивительнее всего, что на кабинете главы уже «отреформированное» название «Глава Державної агенції резерву України». Вот вам и символ нынешней властной вертикали – она вся на шпагате, где-то между комитетами и агентствами.

Хватает там и откровенного китча. У самого входа в кабинет Алексея Лелюка красуется огромное панно в виде герба Госрезерва. А удивляет в нем то, что выполнено оно отнюдь не красками, а …. овсом, гречкой и другими дефицитными нынче товарами. Как тут не вспомнить «Золотого теленка», Остапа Бендера и Феофана Копытто, с его умением «разводить» местных чиновников на вот такие же произведения.

Но, судя по всему, руководство пикантности ситуации не понимает, и особой скромностью явно не страдает. Что поделаешь, привыкли жить на широкую ногу… Еще в 90-х Алексей Лелюк был владельцем целого ряда структур, занимающихся в основном торговлей. Позже стал гендиректором Харьковского завода пищевых продуктов, а с 2003-го был председателем правления ОАО «Полтавагаз». В 2004-м прошел в Раду по округу, и во всех следующих созывах попадал в проходную часть списка Партии регионов. При чем, каждый раз заседал в разных комитетах – регламентном, топливно-энергетическом и, наконец, финансовом.

Бывшего главного регионала Полтавщины назначили в Госрезерв еще в декабре. Может, памятует судьбу предшественников, может, просто не уверен в своем будущем на посту, но депутатский мандат пока сдавать не собирается. Ситуация местами даже комическая. К примеру, пока мы записывали данное интервью в кабинете руководителя Госрезерва на Пушкинской, карточка господина Лелюка без проблем проголосовала за закон о красных флагах. Сам он в этом ни нарушения Конституции, ни чего-то зазорного не видит.

-- «Для меня предложение возглавить Госрезерв было определенным сюрпризом»

Алексей Владимирович, настолько нам известно, вы в прошлом занимались в основном «газовыми делами». Не было ли тяжело начать работать в такой структуре, как Госрезерв, где немного другая специфика?

Ошибочно считать, что я занимался только «газовыми делами». Я скажу так – я занимался «газовыми делами» в том числе, в частности, руководил ОАО «Полтавагаз». Но большую часть своей трудовой деятельности я работал в различных продовольственных проектах и руководил предприятиями продовольственной группы. Потому эти темы мне близки и знакомы.

Скажите, а как так сложилось, что именно вам предложили возглавить Государственное агентство резерва Украины?

Официально предложили. Госрезерв находится в подчинении Министерства экономического развития и торговли, эта структура и выступила с инициативой. Для меня предложение возглавить Госрезерв было определенным сюрпризом. Тем более, что я работал депутатом Верховной Рады. Но я обдумал и согласился.

Условно говоря, кто к вам лично подошел и сказал: Алексей Владимирович, идите в Госрезерв?

Совершенно официально первый вице-премьер Андрей Петрович Клюев предложил мне эту работу.

Весной 2010-го ваше имя называли в числе главных претендентов на пост губернатора Полтавской области. Почему тогда не произошло назначение?

Решение о назначении губернатора принимает Президент, и у главы государства всегда есть несколько вариантов кадровых назначений. Не исключаю, что и моя фамилия фигурировала в списке потенциальных руководителей области: учитывая, что я пять лет возглавлял областную организацию Партии регионов на Полтавщине, много лет там работал, как руководитель предприятия.

Вы пришли в Госрезерв в сложное время – как раз когда Виктор Янукович начал административную реформу и реструктуризировал Государственный комитет по вопросам материального резерва в Государственное агентство резерва Украины. Это было еще в декабре, но и сейчас на входе в ваше здание табличка со старым названием, а на входе в ваш кабинет – с новым. Что происходит со структурой, в каком она состоянии?

Госрезерв действительно находится на переломном этапе развития. В стране проводится административная реформа, которая касается и нашего ведомства. Происходит сокращение и определенная трансформация. Я как раз был назначен руководителем Государственного агентства резерва, которое еще окончательно не сформировано. Но уже утверждено положение об Агентстве и его структура. Надеюсь, что в первых числах мая мы заработаем как полноценное агентство.

То есть, положение об агентстве в скором времени будет утверждено указом Президента?

Оно уже утверждено 13 апреля 2011 года. Утверждено штатное расписание и структура. Сегодня мы согласовываем уже технические детали, нюансы: получаем новые свидетельства о регистрации в налоговой и открываем новые расчетные счета. Есть еще некоторые административные вопросы, решение которых займет пару недель.

Кто все это время реально руководил структурами Госрезерва, другими словами, как проходила передача власти?

Указ Президента говорил о реорганизации комитета в агентство. Была создана реорганизационная комиссия, она работает и по сей день. В ее задачи как раз входит проведение инвентаризации основных фондов, материальных и нематериальных активов, финансовых средств, ревизия финансово-хозяйственной деятельности Госкомрезерва и его предприятий. Возглавляет эту комиссию один из заместителей председателя Комитета. Мое назначение председателем Государственного агентства состоялось в декабре прошлого года, несколько месяцев я сам занимался работой в этой структуре, потом Указом Президента был назначен первый заместитель. Кадровая реорганизация, на мой взгляд, утверждение полноценной структуры Агентства займет еще дней 10. Процесс формирования новой команды на стадии завершения - я сам подбирал новых людей, оценивая их потенциал по уровню профессионализма, опыту работы, ответственности. Естественно, параллельно занимался тем, чтобы комитет-агентство существовал, и не было никаких сбоев в работе. Надеюсь, мы будем одним из первых агентств, которое завершит сложный процесс реорганизации и начнет полноценно функционировать.

-- «У нас «открывается» информация о фактах злоупотреблений за прошлый год»

Трудно понять смысл административной реформы, когда органы просто переименовываются из комитетов в агентства. Что реально изменится после того, как все заработает в виде агентства?

Новая структура будет оптимизирована: сократится количество чиновников, уменьшится число замов. Раньше у председателя Комитета было шесть заместителей, сегодня только два.

Но ведь и без превращения комитета в агентство можно было сократить их количество…

Дело не только в кадровых сокращениях, ( а сегодня, согласно Указу Президента, на 30% сокращено количество сотрудников), но в новых подходах к работе, модернизации производства, внедрении новых управленческих подходов. Реформа – это, прежде всего, новые современные подходы к государственному менеджменту, упрощение схем работы, ликвидация предпосылок для коррупции. И в этом контексте, честно говоря,

я бы не сокращал некоторые наши отделы аж на столько.

У нас есть собственное контрольно-ревизионное управление, юридическая служба, которые несут большую нагрузку, и сокращать их неуместно. Ведь у Госрезерва более сорока предприятий по всей Украине. Чтобы их проверить, провести профессиональный аудит необходимо и значительное правовое «подкрепление». Кроме того, у нас очень много судебных тяжб: необходимо в судах бороться за возвращение средств, которые в то или иное время «уплыли» из Госкомрезерва, вернуть их в бюджет. Поэтому на юридический отдел значительно увеличилась нагрузка, люди не успевают справиться с задачами так, как они ставятся в нынешних условиях. Это первые сложности реорганизации, но думаю, мы сможем подстраиваться под ситуацию.

Не пробовали дискутировать с руководством страны по некоторым позициям, где сокращать не целесообразно?

Я высказал свою точку зрения, привел аргументы. Но было четко определено, что сократить аппарат надо на 30%. Поэтому моя задача не дискутировать, а как руководителю, найти новую модель оптимальной работы в нынешних условиях. В частности, подобрать профессиональных специалистов очень высокого уровня, которые справляются с самыми сложными задачами.

Можно было хоть варьировать, сокращая разное количество людей в разных отделах?

Варьировать можно, но есть специфика, ведь в отделе не может быть меньше пяти специалистов. Департамент не может состоять менее, чем из четырех отделов и одного сектора. Поэтому, чтобы иметь департаменты, надо иметь определенное количество отделов и секторов. В рамках этих критериев мы могли моделировать структуру, и получилось два департамента и несколько управлений.

Неужели все эти сложные пертурбации, учитывая трудности с тем же юридическим отделом, приведут к более эффективной работе?

Перейти к более эффективной работе – это моя задача. На этом пути у меня есть сложности. Одна из них – приходится сокращаться и работать с меньшим количеством специалистов. Вторая сложность – это наследие, которое существует в Госрезерве.

К сожалению, несмотря на весь прошлый год: составленную аналитику, проверки КРУ и правоохранителей, внимание общественности и прессы, и по сей день у нас «открывается» информация о фактах злоупотреблений, приходят акты КРУ за прошлый год, по которым надо реагировать. На переходном этапе это сложно делать оперативно, поскольку представители реформируемого Комитета зачастую саботировали решения, направленные на оптимизацию ведомства - они же работали в тот период, который сейчас проверяет КРУ и правоохранительные органы.

В прошлом году в Госрезерве, еще до реформации, работали два человека уже при Президенте Януковиче: Николай Злочевский и Юрий Благодырь. Их тоже можно назвать «командой Президента». Как оцените год их работы, ведь вы вот даже сейчас говорите, что по ним приходят акты КРУ?

Я не говорил, что лично по ним приходят акты КРУ. Что вы имеете в виду, когда просите оценить их работу?

Хотя бы то, почему им не удавалось оптимизировать работу Госрезерва?

У меня есть такое правило – я стараюсь не давать оценок там, где являюсь последователем. К сожалению, у нас в стране такая тенденция, что когда кто-то новый приходит, то во всех проблемах обвиняет предшественников. Я принципиально такого не делаю. Оценку работы дает руководство и время.

Давайте глянем на ситуацию по-другому – способствовало ли нормальной работе то, что за год работы Виктора Януковича три раза сменилось руководство Госрезерва?

Безусловно, не способствовало. Но Президент искал оптимальную кадровую модель для такой сложной структуры как Госрезерв. Если взять последние пять-шесть лет, когда у нас была чехарда руководителей Госкомрезерва, то ничего хорошего ведомству это не принесло. К сожалению, все наши политические события в стране, начиная с 2004 года – это чехарда кадров, правительств. Безответственное отношение к стране предыдущего руководства не могло не отразиться на уровне экономики, на структурах власти, в том числе, и на Госрезерве.

Но ведь и при новой власти так же. Пришел Николай Злочевский – от Партии регионов, его сменил Юрий Благодырь – человек Литвина. Тоже есть квоты и договоренности, из-за которых меняют руководителей. Стабильности все равно не добавилось…

Я готов говорить о работе, а не каких-то квотах. Мне об этом не известно.

-- «Мы запрашиваем в СБУ, какую информацию можно давать международным проверяющим»

В Госрезерве уже давно работают международные аудиторы («Trout Cacheris, PLLС» (Вашингтон, США). Есть ли первые результаты, о которых можно говорить прямо сейчас?

Международные аудиторы работают всего три месяца, и мы продлили их работу на второй квартал. Во втором квартале 2011 года они должны отчитаться о проведенной работе, продемонстрировать результаты. Да, их работа идет не быстро, потому что есть специфика деятельности Госрезерва, связанная с режимом секретности. По каждому специфическому вопросу мы запрашиваем в СБУ или Кабмин, чтобы нам объяснили, какую информацию можно давать международным проверяющим, а какую нельзя. Кроме того, есть нюансы в работе с самими аудиторами: например, мы им предлагаем определенные варианты взаимодействия, а их это не устраивает, они настаивают на своих. Я бы даже не назвал эту компанию в полной мере аудиторской. Она, с моей точки зрения, больше детективно-аудиторская.

Очевидно, что новое руководство заинтересовано в том, чтобы международные и независимые аудиторы дали ответ, куда уходили миллионные суммы, которые не вернулись в Госрезерв, то есть, государству.

Эта же компания проводила аудит работы правительства Юлии Тимошенко. В принципе, особых результатов их работы мы не увидели. По крайней мере, эти результаты не послужили почвой для уголовных дел. Может, и у вас все закончится аналогично?

А я как раз считаю, что общественность увидела и услышала о результатах «деятельности» правительства Тимошенко. Что и послужило основанием для продолжения расследований компанией «Trout Cacheris, PLLС» работы Госрезерва за период 2008-2010 г.

Мы заинтересованы, чтобы результаты работы международных проверяющих были, и как можно быстрее. Ведь надо, чтобы деньги вернулись государству. Только по одной афере под названием «Гермес-Трейд», которая проверяется аудиторами, из страны ушло 243 миллиона гривен. Из них только небольшая часть (80 миллионов гривен) вернулась в Украину, остальные находятся на зарубежных счетах. Вот еще почему необходима помощь именно международной аудиторской компании.

Чего ожидаете от аудиторов больше – уголовных дел против бывших чиновников Госрезерва или возвращения денег?

Одинаково важно и то, чтобы общество услышало независимую оценку политической и экономической деятельности бывшего правительства, и то, чтобы в страну вернулись средства, «вымытые» из бюджета.

Сколько реально вернуть? Вот Валерий Хорошковский как-то говорил о разворованных 5,5 миллиардах …

Мне сложно сказать. В прошлом году работала специальная следственная комиссия Верховной Рады. СБУ сейчас ведет ряд уголовных дел. Когда закончатся следствие и проверки, увидим. Цифры называются разные. Важно, чтобы понесли ответственность те, кто нарушал закон. Для нас это принципиально, ведь под удар попали предприятия, которые находятся в управлении Госрезерва.

Интересно, какой период работы Госрезерва проверяет международный аудит? Вот, к примеру, против Михаила Поживанова, работавшего руководителем в 2008 году, дело есть. А против следующих двух руководителей: Ганжи и Алехина, людей Литвина, дел не возбуждено…

Я не делю людей по партийной, политической принадлежности. А оценку работе руководителей Госрезерва, которых вы назвали, пусть дадут правоохранительные органы.

Но ведь уголовные дела, в основном, возбуждены против замов, а не первых лиц…

Дела возбуждаются против тех, кто подписывал документы. Сегодня ряд дел расследуется. Я это знаю, потому что наши сотрудники, большинство из которых работают много лет в системе резерва, по сей день ходят на допросы и очные ставки. К сожалению, это отвлекает их от текущей работы. Работа иногда просто парализована - бухгалтерия и юристы вынуждены отвлекаться от основной деятельности.

Со стороны выглядит, что близких к Литвину руководителей Госрезерва не трогают, а других – привлекают…

Мне сложно говорить, чьих людей осуждают. Повторю, дела возбуждают против тех, кто подписывал определенные документы. К примеру, дело по «Гермес-Трейд» - это февраль 2010 года, то есть, совсем свежий факт. Уже задержан зам главы, который подписывал документы и происходит следственный процесс. Как связан зам и руководитель – это должно выяснить следствие.

Один из ваших предшественников публично выступил с инициативой о том, что все материальные ценности должны храниться на складах предприятий системы резерва, а не у ответственных хранителей, которые, собственно, и допускали махинации. Вы согласны с таким подходом?

То, что продукция Госрезерва должна храниться на наших же складах – это очевидно. Экономически невыгодно платить за хранение чужим организациям, имея собственную мощную разветвленную систему складов. Кроме того, я ставлю своей задачей максимально загрузить предприятия нашей системы, повысив их эффективность. Сегодня мы проводим инвентаризацию, чтобы понимать, чем владеем, как можно рационально использовать имеющиеся у Госрезерва площади, склады, холодильники, мельницы. Как только мы начнем работу в агентстве, у нас будет полная картина. По крайней мере, по большинству вопросов. К сожалению, у нас есть такие предприятия, которые не сделали инвентаризацию по сегодняшний день.

Но практики размещения наших товаров у частных структур не будет, это однозначно. Я буду строить работу агентства на понятных и прозрачных принципах, а размещение ТМЦ у ответственных хранителей – это повод для «мутной воды». Такого, повторю, мы не допустим.

Говорят еще об одной инициативе экс-главы Госрезерва Благодыра, направленную на экономию бюджетных средств. Продукцию, подлежащую освежению, продавать чуть раньше, чем у нее будет истекать срок хранения. Таким образом, за нее можно получать больше денег и не продавать за бесценок. Есть перспектива у этой затеи?

Вся продукция в Госрезерве продается в соответствии с законом. В случае истечения срока хранения ТМЦ вообще нельзя реализовать, они подлежат утилизации - согласно нормативным документам. У каждой продукции свой срок хранения, это все регламентировано и закреплено в соответствующих документах.

Бывает, что реализация происходит и раньше намеченного срока: если возникает необходимость регулирования баланса спроса-предложения на определенный продукт на рынке. Во всех операциях мы руководствуемся законом о государственном материальном резерве, согласно его нормам, мы обязаны освежить продукцию, срок хранения которой подходит к концу, и купить новую, положив вместо проданной.

Сейчас по какой цене реализуется продукция, подлежащая освежению, сколько процентов от ее первичной стоимости?

На протяжении прошлого года не было порядка реализации, его правительство утвердило только в начале 2011-го. И мы сразу начали готовиться к проведению торгов, уже выставлено несколько лотов, среди которых - железо кровельное, бумага, джутовые мешки. Есть покупатели, и мы делаем все возможное, для того, чтобы их круг стал шире, чтобы как можно больше предпринимателей знало о наших мероприятиях. Все правила реализации неукоснительно соблюдаются, плюс в прошлом году вступил в силу закон о госзакупках. Правда, учитывая специфику работы в таком правовом поле, нам сложно: очень инертная система получилась. Многим организациям, прежде всего Госрезерву и Аграрному фонду не просто тяжело проводить закупки, а практически нереально. Если мы будем жить по таким правилам, то мы никогда не сможем быть конкурентоспособными на рынке. В Верховной Раде уже прошел первое чтение законопроект, согласно которому Госрезерв и Аграрный фонд будут продавать и покупать все на сертифицированных уполномоченных биржах. Это не только позволит сделать процесс закупок более прозрачным, но и повысить уровень конкурентоспособности наших предприятий.

Думаю, что необходимо внести и определенные изменения также и в Налоговый Кодекс: нынешний документ ставит Госрезерв в неравные условия при реализации зерна предприятиями системы резерва. Они ведь также сейчас неконкурентоспособные, так как по новому Налоговому кодексу считаются посредниками. Поэтому мы выступили с рядом законодательных инициатив, чтобы урегулировать эту ситуацию.

-- «Мы не можем говорить, что была череда кризисов. Есть череда инспирированных ажиотажей»

Еще до прихода Виктора Януковича к власти во многих своих интервью вы говорили, что команда оранжевых проводит провальную продовольственную политику. Но с приходом новой власти мы увидели целую череду продовольственных кризисов: то гречка исчезла, то с сахаром какие-то проблемы, то с хлебом перебои…

Мы не можем говорить, что была череда кризисов. Есть череда инспирированных ажиотажей на тот или иной продукт. Есть группа товаров: зерно, сахар, мясо, которые принципиальны для любого государства.

Что касается гречки, то повышенный спрос на нее был вызван крайним неурожаем в России. Часть обычного для украинца продукта перекочевала на рынки России, потому что там она гораздо дороже стоит.

Именно в тот период Госрезервом была внесена позиция «крупы» для закупки, которой раньше никогда не было. Потому с нового урожая, мы, безусловно, будем совершать закупки, если Кабинет Министров даст распоряжение и выделит деньги.

Я уверен, что после того, как на гречневом ажиотаже заработали производители, в нынешнем году площади посевов гречихи будут существенно увеличены. И гречкой в этом сезоне, если конечно не будет природных катаклизмов, украинский рынок будет завален полностью. Гречка – это очень специфическая позиция, она потребляется только на территории бывшего СССР. Но у нее есть социальное значение: она в рационе диабетиков, используется и для детского питания. Поэтому правительство и распорядилось ее закупить с нового урожая в Госрезерв.

Понятно, в рыночной экономике что-то дорожает, что-то дешевеет, но когда власть запрещает продавать гречку дороже 14 гривен за килограмм, то и получается ажиотаж и пустые полки в магазинах. Разве это правильно?

Мы пытаемся жить при капитализме, а меряем все социалистическими понятиями. Правительство не может регламентировать магазинам цены, ведь они все в основном частные. Как только правительство начинает регламентировать, мы все недовольны, как это так государство лезет в бизнес. С другой стороны, нельзя допускать резких скачков цен, потому по некоторым товарам, например по хлебу, утверждена норма рентабельности.

Вот мы начали программу переработки зерна на муку, когда был всплеск на рынке, и мука высшего сорта достигла 3,6 грн за килограмм. Наша совместная с Аграрным фондом акция опустила цену до 3,10 грн. Мы сегодня вообще продаем по 2,6 грн высший сорт. Это пример, как оперативное реагирование сбивает ажиотажный спрос. В капиталистическом обществе все хотят зарабатывать, поэтому коммерсанты поднимают ажиотажную ценовую волну, а искусство правительства – сбить с нее гребень и привести ситуацию к полному штилю.

Смотрите, Азаров выходит к прессе и говорит: кто завтра будет продавать гречку дороже 14 гривен, то к нему придут. Из магазинов гречка пропала. Если не было бы таких административных действий, то никто бы ее не покупал за 27 гривен. Правительство само и создало ажиотаж. Разве это искусство?

Все эти вопросы регулирует Министерство аграрной политики, а не Госрезерв. Мы обеспечиваем хранение необходимого минимума, который идет в ход для регулирования баланса спроса и предложения, в случае такой необходимости. Именно так было с зерном и мукой, когда понадобилось удержать цены на социальный хлеб.

-- «Закупки китайской гречки находятся не в компетенции нашего ведомства»

На высшем уровне было принято решение закупить китайскую гречку. Насколько это целесообразно, будет ли она в Украине востребована?

Вопрос к Министерству аграрной политики. Госрезерв закупает только продукцию, соответствующую нормам ГОСТ и ДСТУ, что обеспечивает надлежащее качество продукции, хранящейся на наших складах. Поэтому закупки китайской гречки находятся не в компетенции нашего ведомства.

Сейчас удивляет ситуация в Беларуси. Там ажиотажный спрос на сахар, и люди просто сметают его с прилавков магазинов. Можно ли ожидать, что и в Украину такие процессы распространится?

Я сомневаюсь, что в Беларуси есть ажиотаж. Цены на сахар в Беларуси, Украине и России примерно одинаковые. Беларусь – мощный переработчик тростникового сахара. Собственный сахар она отправляет на российский рынок. Россия сейчас также очень мощный потребитель тростникового сахара. В Украине, несмотря на то, что половина заводов уже вырезана на металлолом, рынок на 80-90% обеспечивается своим сахаром. Государство корректирует, чтобы не было ажиотажных всплесков, выдачей лицензий и квот на ввоз сахара и переработку сахара-сырца на наших предприятиях. В этом году ситуация с ценой на сахар была стабильной и спокойной.

Украинский сахар не вывезут, правильно понимаем?

В России по отношению к украинскому сахару есть заградительные барьеры и квоты еще с 90-х годов. Другой подход у Беларуси: они перерабатывают для себя тростниковый сахар, а свекловичный отправляют в Россию, зарабатывая деньги. В Украине ситуация иная: отличие от Беларуси и России, у нас нет свободного взаимного проникновения товаров. У нас вообще с Россией, к сожалению, сегодня очень маленький товарооборот, особенно на продовольственном рынке. К сожалению, потому что Россия – огромный рынок продовольствия. Надеюсь, что нашему правительству удастся наладить более эффективные торговые связи с РФ.

Раз уж зашло дело о российском рынке. Вы как считаете, Украине надо вступать в Таможенный союз с Россией, Беларусью и Казахстаном или же подписывать соглашение с ЕС об углубленной зоне свободной торговли?

Мне бы хотелось, чтобы хоть кто-то профессионально показал достоинства и недостатки одного и другого вектора. До сих пор никто с цифрами не объяснил людям преимущества ЕЭП или свободного рынка с ЕС. Пока этого не произойдет, все остальное будет политическими спекуляциями.

Я вспоминаю, когда мы вступали в ВТО, как «оранжевые» дрались в парламенте с коммунистами. В результате, Украина таки вступила в мировой торговый клуб, руководствуясь обещаниями, что наши товары будут востребованы в Европе. Но этого не произошло, поскольку там перепроизводство аналогичных товаров, но более высокого качества. Спросите у перевозчика, сколько стоит фура 20-тонная из Украины в Европу и обратно. Вы выясните, что из Европы в Украину она стоит в три раза дороже, чем отсюда. Нам нечего везти: сегодня в Украине вообще не производится ряд товаров, такие, например, как зубная паста, зубные щетки… И это - один из «результатов» поспешного вступления в ВТО, ведь мы просто «положили» многие отрасли отечественной промышленности. Поэтому при определении внешнего вектора надо руководствоваться прежде всего национальными интересами, экономической выгодой.

Очевидно, что вы видите больше перспектив, если мы вступим в Таможенный союз. Там наша малоконкурентная продукция будет востребована?

Я бы хотел, чтобы была создана рабочая группа, которая наработала и вынесла определенный вердикт с цифрами. Я не участник переговоров, но как гражданин я бы хотел видеть цифры, и согласно им, оценить преимущества сотрудничества. Очевидно, если бы у нас границы с Таможенным союзом (ЕЭП) были более прозрачными, то мы смогли бы гораздо больше продавать в Россию, Казахстан и Беларусь.

Надо же понимать, что есть не только продовольственная группа товаров, есть и другие отрасли. Надо видеть весь срез, чтобы принимать правильное решение. Сегодня же этот вопрос крайне политизирован, потому и сложно принять экономически выгодное, обоснованное решение.

Вы много говорили о планах закупки той или иной продукции в Госрезерв. Хватит ли вам на это все денег. Сколько средств выделяют для обеспечения закупок в 2011 году?

Я стал руководителем Агентства, когда бюджет – 2011 года уже был утвержден, потому работаем в рамках того, что есть. Сейчас инициируем внесение изменений в бюджет, чтобы мы смогли качественно выполнить план освежения продукции.

Сколько уже выделено и сколько еще будете просить?

Госрезерв – это организация, которая обладает определенным режимом секретности. Есть некоторые позиции, которые нельзя выносить на общее обсуждение, в том числе, и некоторые финансовые данные.

Для того, чтобы реализовать разработанные и представленные Кабмину программы закупки сахара, переработки зерна в муку для изготовления социальных сортов хлеба, надо изыскать дополнительные объемы средств.

Сегодня перед нами стоит одна задача – выполнить план освежения. К сожалению, у нас есть позиции, которые у нас на уровне ниже минимального. Мы вынуждены увеличивать закупки, чтобы у нас был предвиденный минимум.

-- «Пока не создано и полноценно не работает Государственное агентство резерва Украины»

Алексей Владимирович, вы уже долгое время совмещаете работу в Госрезерве с депутатским мандатом. Даже в данный момент ваша карточка голосует в сессионном зале. Когда вы напишете заявление о сложении полномочий народного депутата Украины?

Пока не создано и полноценно не работает Государственное агентство резерва Украины совместителем меня назвать нельзя. В подкрепление своей позиции хочу напомнить о специальном решении Высшего административного суда Украины, которое касается нардепа В. Каськива. Решением суда определено, что пока Агентство не работает полноценно, значит, оно не существует. По-моему, ВАСУ дал ответы на все вопросы. Вначале должно быть создано то агентство, куда я назначен работать, а потом я должен сложить полномочия.

К сожалению, на сегодняшний день Государственное агентство резерва Украины еще не создано. Положение утверждено, но нет целого ряда рабочих механизмов. В частности, не утвержден ряд руководителей, а значит, мы не можем перевести их в агентство. Кроме того, нужно еще получить регистрацию в налоговой и открыть новые счета в казначействе. То есть, есть еще ряд технических вопросов, которые будут разрешены в первой половине мая. Тогда агентство будет считаться созданным.

И вы обязуетесь в мае написать заявление о сложении депутатский полномочий?

Конечно.

Вы достаточно негативно оцениваете работу прежней власти, но, тем не менее, в январе 2009 года получили от Президента Виктора Ющенко орден «За заслуги» III степени. За какие заслуги?

Действительно, орден «За заслуги» я получил. Меня представил к награде губернатор Полтавской области Валерий Асадчев. Для меня это представление было сюрпризом: ведь я считал своей задачей бескорыстно работать на благо региона, от которого я избирался депутатом еще в четвертом созыве Верховной Рады. Я занимался газификацией, у меня в округе нет школы, больницы или детского садика, которому я бы не оказал помощь. Но я это делал не ради орденов, а для блага своих избирателей.

Не было мыслей – я от этого Президента не приму?

Орден - это государственная награда, которую от имени государства вручает Президент. Это не личный «спецфонд» знаков отличия того или иного лидера. Поэтому для себя я никакого диссонанса не увидел. Если губернатор посчитал, что моя деятельность заслуживает определенной оценки на державном уровне, то это его право. Я себе наград не «выбивал». Также не в моих правилах политизировать такие события, устраивать демарши. Я считаю этот орден наградой для всей моей команды, подтверждением правильности того, что мы делаем для людей. Его мне вручил губернатор на коллегии при всех руководителях области. Получилось так, что вручали медали матерям-героиням, и мне - орден «За заслуги». Матери-героини были в основном из моего избирательного округа. Получилось очень трогательно…

В Госрезерве много менялось руководителей, люди долго здесь не задерживаются, кто-то уже в бегах. Как думаете, сколько удастся поработать вам? Не будет так, что через пару месяцев вернетесь в парламент?

Хотелось бы поломать эту тенденцию, вернуть Госрезерву его доброе имя. Если я принял решение возглавить столь непростое ведомство, то буду добиваться результатов, а не искать пути к отступлению.