Александр Рар: Янукович должен видеть, что происходит с Лукашенко
Западный эксперт о политических репрессиях в Украине
Вчерашние события вокруг дела Юлии Тимошенко вызвали больше вопросов, нежели пролили свет на планы власти по отношению к экс-премьеру. Сначала заявления об аресте, потом нервные оправдания Рената Кузьмина о том, что ее таки выпустят, ну и венец всей истории – вызов Генеральным прокурором иностранных послов, чтобы рассказать им о санкции на арест Тимошенко от самого гуманного в мире Печерского райсуда. Но, мол, гуманное украинское правосудие арестовывать Юлию Владимировну пока не собирается.
Даже в Украине мало кто понимает, что же на самом деле происходит, и осознает ли Янукович возможные последствия. Тем более на Западе трудно разобраться во всех хитросплетениях работы украинских правоохранителях. Но, как признаются западные эксперты по Украине, – разбираться там не слишком то и пытаются, а вслух произносят фразу «политические репрессии».
О том, как видят ситуацию в Украине в Европе, ждет ли Януковича судьба Лукашенко и зачем нашему президенту преследовать оппозицию в блиц интервью «Главкому» рассказал директор Центра имени Бертольда Бейца при Германском Совете по внешней политике Александр Рар. Который, кстати говоря, ранее не очень лестно отзывался о Юлии Тимошенко.
В Украине у всех на устах ситуация с «политическими репрессиями». Сначала внимание было привлечено к суду над Юрием Луценко, вчера все гадали, арестуют ли Тимошенко. Позже генпрокурор заявил, что пока не арестуют, но санкция на арест уже есть. Как это все выглядит из Европы?
Здесь тяжело объективно разобраться с причинами, почему ведутся преследования против Юлии Тимошенко. Но очевидно, что в деле Тимошенко пахнет политикой. Мне трудно себе представить, чтобы премьер-министр, который окружен парламентом и президентом, мог идти на какие-то уголовные сделки. Юлия Тимошенко, конечно же, неординарная личность. Вспомним, что она под следствием была еще при Кучме, теперь вот при Януковиче. Может, это у нее такая политическая судьба. Но каждый раз ей удавалось выкручиваться, она спасала свою репутацию.
Мне кажется, что нынешнее преследование Тимошенко направлены на то, чтобы политически ее изолировать. Чтобы она больше не несла политической угрозы Партии регионов и президенту. Тимошенко пытаются обвинить в том, что она превысила полномочия при подписании газового договора с Россией. Но это очень странная формулировка. Может быть, что эту историю власть использует для того, чтобы выйти из договора с Россией. Всю вину хотят свалить на Юлию Тимошенко, так сказать, найти стрелочника.
Так ситуация выглядит из Европы. Здесь очень пристально следят за событиями вокруг Юлии Тимошенко. У европейцев преследование оппозиционных политиков и посадка их в тюрьму всегда вызывает большие подозрения и неприязнь. Тем более, так быстро после смены власти. Опасность для самой Украины здесь заключается в том, что если через четыре года к власти придут люди Тимошенко, то такие же акции будут направлены против нынешних министров. Это не придаст Украине ни политической стабильности, ни имиджа правового государства.
Бывший министр внутренних дел Юрий Луценко сидит в СИЗО, долгое время голодал. Но его все равно не выпускают на свободу. В Европе есть понимание, что в Украине начались массовые политические репрессии?
Ну, было бы неправильным использовать термины сталинских времен – массовые политические репрессии. Пока столько известных людей не сидят. Во всяком случае, Тимошенко не сидит, и я думаю, она не будет сидеть. Мы же не живем в 30-е годы! Мы даже не живем в 80-е годы, когда садили диссидентов. Но нервы оппозиционерам, конечно же, власть будет трепать. На самом деле, к Луценко не будет столько интереса в Европе. Он неизвестная на Западе фигура. В то время, как Юлия Тимошенко имеет связи в США и ЕС. Ее преследование на Западе вызывает очень много вопросов.
Предположим, ее сегодня арестовывают и помещают в СИЗО. Как бы на это отреагировали в Брюсселе?
Отреагировали бы очень остро и негативно. Обвинения в том, что премьер-министр якобы неправильно вела переговоры с Россией – это не причина садить человека в СИЗО или судить. Когда на Западе такие вопросы возникают, и есть подозрение, что прежнее правительство делало ошибки, может даже уголовные ошибки, то делается все более цивилизованно. Мне кажется, что это не дело только судов, решать была ли сделка политического масштаба корректной. Такие вопросы нужно рассматривать в парламенте, создавать комиссии и разбираться в документации.
Знаете, за последние 20 лет в Украине и других странах СНГ, которые выходили из эпохи коммунизма к рыночной экономике, ошибок было сделано очень много. Такие ошибки можно найти у каждого премьера Украины, России и других стран. Потому на Западе к делу Тимошенко относятся очень критично.
Смотрите, сначала ведь Тимошенко вменяли махинации с каретами скорой помощи и экологическими деньгами по Киотскому протоколу. Как-то оно со временем заглохло, теперь взялись за газовое соглашение. У вас есть впечатление, что следователи лишь ищут повод засудить Тимошенко и не пустить ее на выборы, и речи о правосудии вообще не идет?
До выборов еще долго. Очень трудно предсказать, что будет через полтора года. Вы правильно сказали – есть подозрения, что Юлию Тимошенко таскают по судам по политическим причинам, чтобы сломать ее как политика. В то же время, мы же знаем Юлию Тимошенко. Она не простой политик. Надо будет посмотреть, как она выкрутится и использует ситуацию в свою пользу. В Украине очень любят политических мучеников, и их боятся оппоненты. Если она повернет ситуацию в свою сторону, покажет себя главной жертвой режима, то сможет набрать очки. Не понимаю, почему нынешняя власть и президент не видят этого.
В Украине опасаются, что Запад отвернется от Украины из-за политических репрессий. В этой ситуации власть выберет российский вектор и откажется от европейской интеграции. Насколько реален такой сценарий?
Журналистам и экспертам всегда свойственно драматизировать ситуацию. Но я думаю, что все менее драматично. Считаю, что Украине очень выгодно быть и с ЕС, и с Россией. Неправильно со стороны России требовать от Украины отказа от договоров с ЕС. Ведь сам Путин говорил, что Россия хочет зону свободной торговли с ЕС. Европейский союз также не правильно делает, угрожая Украине разрывом, если та станет членом Таможенного союза.
Можно найти формулу сотрудничества и с восточными рынками, и с западными. Думаю, иного выхода в Украины просто нет.
На днях в Беларуси на пять лет осудили одного из конкурентов Лукашенко на президентских выборах. В Украине происходит что-то похожее. Возможно, что если в Украине не прекратятся преследования с политическим подтекстом, то Янукович окажется в такой же изоляции, как и Лукашенко?
Я очень надеюсь, что до этого не дойдет. Я как раз вернулся из Украины, и у меня остались двоякие впечатления. С одной стороны, есть опасения по поводу политических преследований, и многие об этом говорят. С другой стороны, когда общаешься с представителями властных структур Украины, то чувствуешь желание двигаться к Европе, быть с Европой, а не Евразией.
И это не только на словах, люди действительно этого желают. Украинский бизнес стремиться в Европу, в Украине стремятся к европейским ценностями. Это должен быть приоритет политики Януковича. Он должен видеть, что происходит с Лукашенко, который полностью изолирован на Западе. Виктор Янукович не может себе этого позволить. Иначе выход будет один – идти к России. Но ведь Украина играет иную геополитическую роль, чем Беларусь, она должна иметь хорошие отношения с Россией и Казахстаном, но на равных условиях, а не так, как получается у Беларуси. Украина не может быть младшим братом!
Я думаю, что верхушка это понимает, и стремится в Европу. Но на втором и третьем уровне, в силовых структурах, правоохранительных органах Украины происходит что-то совсем непонятное. Там с оппонентами борются еще старыми методами, которые к правовому государству отношения не имеют.
По вашему мнению, Янукович понимает опасность посадки Тимошенко и своей международной изоляции?
Могу только сказать, что не проходит дня, чтобы с Януковичем на эту тему не говорили западные лидеры. С Президентом Украины постоянно ведутся консультации. При чем, с ним не говорят так, как с Лукашенко, угрожая санкциями. Наоборот, Виктору Януковичу на Западе дают хорошие оценки. Я сам был удивлен, что на Западе позитивно оценивают его экономическую политику. Совсем иначе, как в самой Украине. В Европе его рассматривают, как достаточно успешного менеджера. Из-за этого МВФ и давал Украине кредиты.
Абсолютно непонятно, почему этот статус, честно заработанный Януковичем, так нелепо транжирится, и происходят те вещи, о которых мы говорим. Начиная от очень странных дел вокруг представителя фонда Аденауэра, которого задержали в аэропорту, и заканчивая преследованием Тимошенко. Конечно, это еще не Белорусские дела, не думаю, что Тимошенко станет украинским Ходорковским. Но с другой стороны, если так и будет продолжаться, высшее руководство будет говорить одно, заявлять о стремлении в Европу, а на уровне силовиков будут проводится репрессии, то, конечно, это может остановить движение Украины в Европу.