Владимир Фесенко: «Клюев сейчас выполняет роль надежного и не очень заметного исполнителя»
Главная критическая линия, которая может привести к обрыву нынешних отношений украинского руководства с Западом – это недемократичные выборы.
Во второй части интервью с известным политологом, руководителем Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимиром Фесенко читайте о том, что нужно сделать Януковичу, чтобы Обама не здоровался с ним за руку, кто хочет «оторвать» Президента от Партии регионов, и какую женщину Виктор Янукович может назначить следующим премьер-министром Украины.
Первую часть интервью читайте здесь
-- «Если бы арест Тимошенко состоялся, кто его знает, что было бы с Януковичем в Варшаве»
Из новостей последних дней создается впечатление, что у Януковича сейчас наихудшие отношения с Западом за все время его президентства. В этой связи вспоминается и отчет Еврокомиссии по выполнению Украиной программы Политики соседства, и заявление речника Кэтрин Эштон по поводу дела Тимошенко – ведь это уже далеко не уровень секретариата Европейской народной партии, и отчет GRECO об отсутствии в Украине борьбы с коррупцией… Все действительно так плохо?
Я бы не стал чрезмерно драматизировать эту ситуацию. За почти полтора года пребывания у власти нынешней команды мы видели несколько таких сложных периодов критики со стороны Запада. Сейчас так совпало, что таких критических сигналов действительно звучит очень много…
Действительно просто совпало?
Вряд ли все эти институции синхронно огласили свою критическую информацию случайно. Сначала уголовные дела против отдельных оппозиционных лидеров, а потом и попытка задержания Тимошенко стали катализатором активного критического внимания к Украине. Поэтому появление целого ряда таких критических отчетов является своеобразным предупреждением Украине, ее промежуточной «неаттестацией» в плане ситуации с демократией. Но, с другой стороны, Януковича, выражаясь футбольным языком, не удаляют с поля. Процессы евроинтеграции Украины, переговоры по созданию ЗСТ и ассоциации с ЕС с трудом, но продолжаются.
Очень характерно в этой связи, что во время визита в Варшаву у Януковича состоялось пусть короткое, но общение с Обамой и, что важно, рукопожатие двух Президентов. Ведь если бы арест Тимошенко состоялся, кто его знает, что было бы с Януковичем в Варшаве. Я не исключаю, что он столкнулся бы там с жесткой обструкцией, игнорированием и символическим бойкотом, через который когда-то прошел Кучма.
Нынешнюю критику можно назвать профилактической, но следует признать, что уровень, масштаб этой критики гораздо больший, а тональность – жестче, чем в прошлом году. И нынешней украинской власти, если ее представители хотят быть въездными в Европу, придется с этим считаться…
Вы упомянули о том, что арест Тимошенко может считаться достаточным основанием для символичного удаления Януковича с политического поля Европы. А какие еще могут быть основания для этого шага? Можно ли считать таковым гипотетическое вступление Украины в Таможенный союз?
Вряд ли. От этого скорее просто прервется процесс европейской интеграции Украины. Но нынешнее украинское руководство прекрасно понимает, что делать этого не стоит. Подобные действия не отвечают не только интересам страны в целом, но и интересам значительной части нашего крупного бизнеса.
Главная критическая линия, которая может привести к обрыву нынешних отношений украинского руководства с Западом – это недемократичные выборы. Не случайно в тех отчетах, о которых шла речь, вновь прозвучала тема, казалось бы, давно забытых местных выборов. Говорить, что прошлогодние местные выборы были совсем недемократичными, было бы не вполне корректно. Однако во многих регионах Украины административный ресурс действовал в полном объеме, а давление власти на разные институты местных выборов было очень сильным. На Западе это уловили, и теперь всячески намекают руководству Украины, что честное проведение парламентских выборов просто необходимо для поддержания нормальных отношений с Европой.
Я не уверен в этом на сто процентов, но такой «красной линией» в отношениях с Западом может стать и перенос даты парламентских выборов, о котором мы уже упоминали. Этот шаг, безусловно, вызовет очень жесткую критику и будет воспринят как нелегитимное действие власти – в этом я совершенно уверен.
Наконец, к серьезному кризису отношений с Западом – вплоть до дипломатической изоляции Украины – может привести новая волна арестов деятелей оппозиции, похожая на события после президентских выборов в Беларуси. Но у нас сейчас такое вряд ли возможно – как минимум, потому что для этого вроде как просто нет поводов…
Дело против Леонида Кучмы в свое время называли способом подать Западу сигнал о том, что украинское правосудие претерпевает качественные изменения, что оно не избирательно. Создается впечатление, что выполнить эту задачу власти так и не удалось, и теперь она озадачена вопросом, что делать с этим делом сейчас…
Да, эту задачу в полной мере выполнить не удалось. Все внимание в последнее время переключилось на Тимошенко. Одним делом Кучмы ситуацию тут не изменишь.
Кстати, я думаю, что эта демонстрация неизбирательности украинского правосудия продолжится. Более того, если ставка будет сделана именно на карательную функцию правосудия, если в той же прокуратуре верх возьмут «ястребы», то спустя какое-то время неизбежно начнут сажать не только чужих, но и своих. Причем эти посадки будут связаны не только и не столько с реальными нарушениями закона отдельными руководителями, но и с борьбой между группами влияния в окружении Президента.
А в каком месте политической системы надо находиться, чтобы гарантированно застраховаться от ареста?
Повода посадить кого-либо из власть предержащих особо искать не надо, потому что, извините меня за такие слова, но «рыльце в пушку» там очень у многих. Здесь уже все будет зависеть исключительно от обстоятельств: ты никогда не знаешь, где, с кем, почему и когда ты можешь оказаться в конфликте.
Где-то ты можешь не угодить Президенту, где-то – оказаться крайним в результате какой-то вспышки борьбы между разными бизнесовыми или политическими группами, а итог этого может быть плачевным – ты просто попадаешь за решетку.
Такой жертвой обстоятельств может стать кто-то из больших чиновников или политиков, кто-то из олигархов… Думаю, что кандидат номер один – правда, не сейчас, а в перспективе приближения даты киевских выборов – это Леонид Михайлович Черновецкий, даже несмотря на то, что, как говорят, лично он никаких документов, связанных с персональной правовой ответственностью за конкретные управленческие решения, не подписывал, рисковали больше его подчиненные…
Так ведь говорят, что Черновецкий и вся его семья давно пребывают за пределами Украины и возвращаться оттуда не собираются …
А это уже другой вопрос. Главное – что с политтехнологической точки зрения может возникнуть прямая потребность «достать» Черновецкого, масштаб его фигуры вполне подходящий для демонстрации решительной борьбы с коррупцией…
Возвращаясь к делу Кучмы, мне кажется, что Леонид Данилович рискует не очень сильно. И не потому, что его дело сейчас ушло в тень по сравнению с тем же делом Тимошенко (кстати, я не исключаю, что суды над Кучмой и Тимошенко будут проходить одновременно – это было бы политически выгодно, чтобы несколько отвлечь внимание от суда над Тимошенко). Главное – что прямых доказательств вины Кучмы нет.
Ключевой элемент обвинений против Кучмы – это пленки Мельниченко. Защита Кучмы будет делать все, чтобы доказать, что, с учетом всех технических нюансов, считать их достоверным доказательством невозможно, и многие эксперты говорят, что эта линия защиты фактически беспроигрышна.
У этой темы есть еще и политический аспект. Слишком уж многим представителям нынешней власти крайне невыгодно раскручивать тему пленок Мельниченко и легитимизировать их как некое юридическое доказательство в суде. Ведь если они раз сработают против Кучмы, потом их могут использовать и в других ситуациях, в том числе, и относительно тех эпизодов, на которых зафиксированы голоса нынешних представителей власти. А зачем создавать предпосылки для такого прецедента?
Часть людей в окружении Президента это прекрасно понимают, и, думаю, говорят об этом Виктору Федоровичу. Ведь как бы то ни было, осуждение бывшего Президента создает очень негативный прецедент и для действующего главы государства…
Посему нас, вполне вероятно, ожидает небезынтересный процесс с яркими ходами и действиями адвокатов, информационной шумихой, но, видимо, без каких-то ощутимых результатов. Наиболее вероятный результат этого суда – признание отсутствия прямых доказательств вины Леонида Кучмы...
-- «Азаров является только формальным лидером партии»
Как вы думаете, до какого предела – и временного и чисто процентного – будет падать рейтинг Партии регионов и Виктора Януковича?
Решающую роль в этих процессах будет играть развитие социально-экономической ситуации в стране. Сейчас она более-менее успокоилась, и падение рейтингов правящей партии прекратилось. Думаю, какая-то новая динамика может появиться осенью, и тогда власть может столкнуться с новыми вызовами и рисками…
Исходя из социологической информации последних месяцев и из опыта тенденций снижения электоральных рейтингов, можно утверждать, что предел падения рейтинга – это достижение уровня устойчивого электорального ядра того или иного политика. Как правило, таким ядром являются избиратели, которые полностью доверяют данному политику и не колеблются в готовности голосовать за него. Для Януковича эта цифра сегодня составляет около 10% от всех избирателей Украины. Это и есть тот рубеж, до которого может в ближайшей перспективе снижаться его рейтинг. Хотя, с другой стороны, мы все помним о негативном примере Виктора Андреевича Ющенко, когда он несколько раз за пять лет своего президентства просто разрушал собственное электоральное ядро, и опускался даже ниже, казалось бы, минимально возможного для себя уровня.
Стоит ли Виктору Януковичу с точки зрения политической целесообразности отрываться от Партии регионов в имиджевом плане?
Это очень непростой вопрос. Насколько я понимаю, в окружении Президента есть сторонники разных линий поведения в отношении партийной идентификации Виктора Януковича. Одна часть его соратников настроена, в том числе исходя из нынешней ситуации в государстве, делать Президента непартийным и надпартийным…
Это вы Сергея Левочкина имеете в виду?
Не только его, но его в том числе. В принципе, эту логику вообще можно назвать классической логикой руководителя администрации – без персоналий. К тому же, Левочкин хорошо помнит, что Кучма был непартийным и надпартийным Президентом, и эта схема работала довольно долго и довольно эффективно. Поэтому корень убеждений Сергея Владимировича вовсе не стоит искать исключительно в его возможном критичном отношении к некоторым своим коллегам по Партии регионов или в том, что он так и не стал в этой структуре своим до конца. Его логика – это логика его персонального политического опыта. Он действительно может быть одним из тех, кто предлагает Януковичу постепенно, не сразу, но становиться надпартийным Президентом.
Кстати, мы не можем исключать реализацию и такого сценария, при котором в Украине будут созданы сразу несколько пропрезидентских партий. Логика этого политического хода будет состоять не в интригах отдельных персоналий в окружении Президента, а в том, что это может быть выгодно с технологической точки зрения. Если Партия регионов теряет часть своих сторонников, то, чтобы сохранить их в лояльном Президенту политическом поле и обеспечить относительное большинство в результате парламентских выборов, можно создать еще одну пропрезидентскую партию, раскрутить ее и пусть себе конкурирует с Партией регионов на электоральном поле русскоязычных избирателей Юго-Востока, при этом, не отступая от генеральной линии поддержки Президента. При такой комбинации и волки будут сытыми, и овцы останутся целыми.
А вы видите человека, который гипотетически мог бы возглавить эту партию?
На сегодня – нет. В кулуарах давно циркулируют слухи о том, что в случае, если Табачника уберут из власти, он может возглавить эту новую, условно говоря, пророссийскую партию. Я даже не исключаю, что Дмитрий Владимирович может сам распускать эти слухи, чтобы не стать жертвой отставки. (смеется)
А если серьезно, то создать партию, которая бы эффективно забрала на себя часть бывших избирателей Партии регионов на самом деле будет не так просто. Ведь подобные попытки уже имели место. Помните, как в 2005 году пытались раскрутить «трудовиков» во главе с Валерием Коновалюком? И чем это закончилось?
Тем более не стоит забывать о том, что значительная часть «старых» регионалов – тех, кто создавал и до сих пор контролирует эту партию, – не хотят появления конкурентов на своем поле и будут всячески этому противиться. Эти люди выступают категорически против того, чтобы Президент дистанцировался от Партии регионов. Для них очень важно, чтобы Янукович сохранял эту родовую, политическую, идеологическую связь с Партией регионов.
С другой-то стороны, все эти «стародонецкие», похоже, далеко отодвинуты от центра принятия решений...
Не все, хотя и многие. Многие «классические» донецкие регионалы очень настороженно восприняли новые веяния, при которых Ринат Ахметов фактически дистанцировался от прямого участия в политическом процессе в обмен на получение определенных экономических преференций. Они видят в этом дурные предзнаменования...
С другой стороны, мы видим, что как раньше, так и сейчас ключевыми фигурами с точки зрения влияния на партийный аппарат, на текущую партийную политику, как в Верховной Раде, так и в период выборов остаются «старые» – не по возрасту, а по стажу пребывания в политике – донецкие, в частности, в лице Андрея Клюева. Азаров по сути является только формальным лидером партии, на самом деле не секрет, что реально политику Партии регионов контролирует Андрей Петрович… Да и тот же Борис Колесников сохраняет чуть ли не монопольное влияние на медиа-стратегию Партии регионов…
Так что в окружении Президента существует своеобразное равновесие между этими двумя стратегическими линиями в отношении Партии регионов, и, думаю, Президент будет колебаться между ними. Тем не менее, рискну предположить, что его связь с Партией регионов будет сохраняться, он не станет разрывать ее в ближайшем будущем.
А, коль уж мы заговорили о «старых донецких», что вы думаете о месте в политической системе такого гражданина, как Юрий Иванющенко?
Его функция очень проста. Феномен неформального политико-экономического института под условным названием «Семья» появился еще в ельцинской России. К нему относятся не только члены семьи Президента в прямом смысле этого слова, но и близкие к ним люди, через которых проводятся и финансируются самые различные операции – от бытовых вопросов до каких-то масштабных бизнес-проектов.
То есть, условно говоря, Иванющенко занимает в окружении Президента то место, которое когда-то приписывали Антону Пригодскому?
Я не так глубоко осведомлен насчет всех этих нюансов, но вполне возможно. Судя по всему, Иванющенко является ключевым элементом бизнесовой части института «Семьи». В политическом плане определенную роль он может играть, но никаких свидетельств того, что он активно вмешивается в политический процесс, нет.
Хотя мы ведь не знаем, кто и какие советы дает Президенту или просто высказывает ему свое мнение по тому или иному поводу в неформальной обстановке. Как правило, в постсоветских странах Президент и политики такого высокого уровня черпают информацию не только из формальных, официальных источников – мониторингов, аналитических записок, докладных, которые идут по линии Администрации Президента, Кабинета Министров и так далее. Очень важна информация из неформальных источников – когда люди идут в баню вместе, играют в теннис или гольф, а параллельно делятся оценками тех или иных событий и даже слухами,.
Именно эта часть жизни Президента сейчас наиболее закрыта и малоизвестна – мы можем только догадываться о том, кто входит в самый ближний круг регулярного общения Президента в неформальной обстановке. Чем больше мы будем об этом знать, тем лучше мы будем понимать, кто и как информационно влияет на Президента, тем точнее мы будем понимать логику принятия его решений. Кстати, поговаривают, что достаточно велико может быть влияние на Президента в этом плане со стороны главы ДУСи Андрея Кравца…
-- «В окружении Президента поняли, что Виктор Федорович созревает к идее замены премьера»
Рейтинги Партии регионов сейчас, очевидно, намного меньшие, чем ей бы хотелось, посему часто можно услышать мнению о том, что импульс для их роста может придать «сброс кадрового балласта» из Кабмина...
Я глубоко убежден, что самый главный фактор, который может изменить негативную рейтинговую тенденцию для Партии регионов, – это эффективная социально-экономическая политика. Если они стабилизируют ситуацию в экономике, а через год-два им удастся в достаточно заметных объемах нарастить размеры социальных выплат, то это поможет вернуть им по меньшей мере часть отвернувшихся сторонников.
Другое дело, что времени для того, чтобы сделать это до будущих парламентских выборов, практически не осталось. Они рассчитывали на то, что 2011 год будет тяжелым, потому что планировали в первом его полугодии провести все непопулярные решения. К концу года, по их расчетам, ситуация должна была выровняться, а в 2012 году начнется интенсивный рост экономики, который придется очень кстати перед парламентскими выборами.
Но очевидно, что сейчас эта, казалось бы, достаточно логичная стратегия не работает. График ее выполнения сломан. Практически все непопулярные решения зависли в воздухе – часть их решили максимально смягчить, часть – вообще отложить на неопределенный срок…
Что касается «сброса балласта», то это действительно целесообразно делать, но только в случаях возникновения риска каких-то кризисных ситуаций или крайне негативных тенденций в отдельном секторе. Например, такой можно считать ситуацию с гречкой в начале этого года – просто тогда Янукович, похоже, просто не был готов к жестким кадровым решениям. Если подобная ситуация повторится в достаточно серьезных масштабах осенью, у Президента просто не будет другого выхода, кроме как сбрасывать «балласт» и таким образом стабилизировать социально-экономическую ситуацию. А стабилизировать ее в этом случае можно только при помощи отставки премьера – все остальные фигуры являются несравненно менее значимыми.
Тем не менее, довольно часто можно услышать о том, что такими «козлами отпущения» могут стать Сергей Тигипко или Дмитрий Табачник…
Понятно, что Тигипко является раздражителем для многих – как во власти, так и в политикуме вообще. Но степень ответственности за ситуацию в стране Тигипко и Азарова просто несопоставима.
Конечно, Тигипко можно было бы обвинить в проблемах с социальными реформами – если бы, например, власть приняла жесткие решения по пенсионной реформе, коммунальным тарифам, народ начал бы протестовать, вышел бы на улицы и так далее. В этом случае для Сергея Леонидовича был бы велик риск, что его назначат «стрелочником» и отправят в отставку. Сторонниками такой тактической линии являются часть регионалов и не только. В эту же игру играют коммунисты, но по немного другим мотивам. Для них Тигипко – очень удобная цель. Им не позволяется критиковать не то, что Януковича, а даже Азарова, а Тигипко не скрывает своих либеральных убеждений и просто напрашивается на критику со стороны ленинцев. Еще одним активным публичным оппонентом Тигипко в последнее время выступает Николай Мартыненко, но у него, мне кажется, другие мотивы – таким образом он просто зарабатывает очки в глазах Арсения Петровича, ведь электоральные поля Тигипко и Яценюка и их политсил пересекаются. Поэтому Тигипко, конечно, может стать жертвой политических интриг, но, скорее всего, не сейчас…
С другой стороны, Сергей Леонидович выполняет в нынешнем правительстве целый ряд важных функций. Во-первых, он исполняет роль публичного реформатора – как для Запада, так и для части украинского общества…
Многие задаются вопросом: а где же те реформы, которые за полтора года пребывания у власти реализовал главный реформатор страны…
Одно важное уточнение – главный официальный реформатор у нас – Президент. Может быть, главная проблема для Тигипко состоит в том, что он просто стал заложником структурной схемы подготовки и реализации реформ. Общую концепцию реформ готовят в Администрации Президента, а сами реформы реализуют уже через правительство и законодательные решения в парламенте. Вокруг направленности и содержания отдельных реформ идет острая борьба, как явная, так и скрытая, во всех высших государственных институтах. Тигипко не является ключевой фигурой в нынешней власти, с точки зрения его реального влияния на процесс принятия решений, но он активный участник и объект политической борьбы вокруг реформ.
Вообще для Сергея Леонидовича – и об этом много говорили еще в прошлом году – самым оптимальным вариантом было бы сыграть на опережение и вовремя уйти из этого правительства, громко хлопнув дверью. Но он, похоже, просто не хочет уходить. У меня такое ощущение, что его нынешнюю линию поведения нужно анализировать не столько с точки зрения политической логики, сколько с точки зрения психологии. Во-первых, мне представляется, что он, в отличие от того же Яценюка, просто не мыслит себя в оппозиции, для него это неудобная, неорганичная политическая позиция. Во-вторых, мне кажется, что для него осуществление хотя бы одной структурной реформы превратилось в дело принципа. Это вызов, на который он хочет ответить и как политик и как управленец.
Еще одна функция Тигипко в этом правительстве: несмотря на то, что его вроде как перебросили на «социальный фронт», - он продолжает оставаться главным коммуникатором в переговорах Украины с МВФ. И тут многое будет зависеть от того, сохранятся ли у нас конструктивные взаимоотношения с МВФ. Если нет – риски для Сергея Леонидовича увеличатся – эта его функция просто перестанет быть нужной для руководства страны. Кроме того, бывший глава МВФ Доминик Стросс-Кан слыл большим другом Украины, а сейчас, получается, связи с руководством фонда нужно будет налаживать заново. Если у Президента и в правительстве решат, что для этого целесообразно поменять коммуникатора в отношениях с МВФ, это может ослабить позиции Тигипко… Но в таком переговорном процессе нужны носители институциональной памяти. И этот фактор будет работать в пользу Тигипко.
А что вы думаете по поводу возможного принесения в жертву Дмитрия Табачника?
С Табачником ситуация еще сложнее. Его увольнение многими будет воспринято как уступка оппозиции, а идти на уступки политическим оппонентам – совершенно не в стиле Януковича. К тому же, Табачник, министр образования, воспринимается частью общества как одиозная фигура в области гуманитарной политики, а бороться-то Януковичу нужно с недовольством не гуманитарного, а социально-экономического характера. Табачник ведь к социально-экономическим проблемам прямого отношения не имеет!
Тем не менее, насколько я знаю, желание пожертвовать Табачником у части окружения Президента присутствует. Он слишком многих раздражает своими экстравагантными политическими заявлениями, поэтому можно предположить, что Януковичу советуют убрать Дмитрия Владимировича из исполнительной власти, и тогда рейтинговая ситуация на западной Украине немного выровняется. Но у меня есть сомнения, что в результате этого шага западная Украина поменяет свое отношение к Януковичу. Там скорее воспримут это решение не как жест доброй воли со стороны Президента, а как свою победу над ним, что, согласитесь, не одно и то же.
Еще одна проблема: отставка Табачника может быть очень критично воспринята россиянами.
С другой стороны, я не исключаю, что если в Украине повторятся достаточно масштабные протесты студентов или учителей, Табачник может оказаться уволенным. Он находится в зоне риска, и прекрасно это понимает.
Более вероятной вы считаете отставку Азарова?
Очевидно, что у Президента усиливается недовольство деятельностью премьера. Это можно увидеть по множеству прямых и косвенных признаков, в том числе и по эмоциональной критике главы государства в адрес Николая Азарова. Что характерно, сейчас вокруг Азарова плетется просто громадное количество интриг. То есть, похоже, в окружении Президента поняли, что Виктор Федорович созревает к идее замены премьера, и в связи с этим начали масштабно интриговать, предлагая ему различные варианты. Поэтому риски для Николая Яновича сейчас очень усилились, и я полагаю, что сейчас Президент вряд ли простил бы Азарову проблемы, похожие на те, которые он не сумел решить в начале года.
Таким образом, большая политическая игра вокруг должности главы правительства уже началась, и вопрос состоит только в том, когда Президент созреет к практическому решению вопроса о замене премьера. С рациональной точки зрения такое решение ему лучше принимать осенью. Сейчас для этого нет особого повода, ситуация более-менее спокойная, а вот осенью эти действия могли бы иметь политтехнологический смысл и нейтрализующий социально-политический эффект.
Кресло сменщика Азарова в нынешней ситуации – это должность второго по важности чиновника в государстве или место для политического самоубийцы?
Украинская политическая практика не раз доказывала, что кресло премьера вполне может стать трамплином для будущей карьеры, в том числе и для претензий на пост Президента и подтверждением этого является политическая судьба Кучмы, Ющенко, и Януковича. Хотя между пребыванием в кресле премьера и победой на президентских выборах может возникнуть целая масса проблем и непростых испытаний в виде прохождения через оппозиционное чистилище...
Но в нынешних условиях, конечно, риски того, что кресло премьера превратится в политический «электрический стул», очевидны. Подробно рассказать об этом сейчас мог бы тот же Николай Янович…
Кого вы считаете самым реальным претендентом на кресло следующего премьера?
Называют разные имена. Начнем с того, что в правительстве среди замов Николая Яновича есть сразу два очевидных претендента. Самым органичным вариантом выглядит первый вице-премьер Клюев, который и так тянет на себе текущую оперативную деятельность правительства. Поговаривают, что и Борис Колесников не скрывает своих премьерских амбиций.
В последнее время в кулуарах активно циркулируют слухи о том, что идею замены Премьера лоббируют от Фирташа. В списке возможных кандидатов от этой группы влияния традиционно присутствует Юрий Бойко, однако сейчас о нем говорят как-то меньше – более активно обсуждаются фамилии Хорошковского и Левочкина.
У них действительно серьезные шансы получить премьерскую должность?
Минус Хорошковского состоит в том, что он приобрел некоторую одиозность на посту главы СБУ. Он – опытный управленец, в свое время был министром экономики, имеет либеральные экономические взгляды, но нынешний одиозный имиджевый налет будет работать против него.
Что касается Левочкина, то я сомневаюсь, что человек, который сейчас де факто имеет гораздо более сильное политическое влияние, чем премьер, будет претендовать на кресло главы правительства.
А из каких соображений вообще будет исходить Президент в кастинге кандидатов на пост премьера?
Главная проблема Януковича состоит в том, что ему нужна фигура, которая бы воспроизводила преимущества Азарова. Будущий премьер должен быть такой же относительно нейтральной фигурой, не принадлежать к конкурирующим группам внутри власти. Именно поэтому, думаю, у кандидатов, возможно предлагаемых тем же Фирташем, или у Бориса Колесникова, которого связывают с Ринатом Ахметовым, шансов получить премьерское кресло несколько меньше – назначение на пост главы правительства представителя одной из конкурирующих групп могло бы сломать баланс сил внутри власти.
Преимущество Николая Яновича состояло еще и в том, что имиджево он давал Президенту хорошо, ярко выглядеть на своем фоне. Они – почти ровесники, но, согласитесь, Президент выглядит на фоне Азарова более молодым, энергичным политиком, реформатором – особенно в связи с тем, что Азарова все традиционно записывают в консерваторы. Где найти фигуру, которая в этих отношениях была бы копией Николая Яновича – вопрос, который, наверное, и не имеет ответа…
Формально такой фигурой может стать Андрей Клюев. Он хоть и «донецкий», но все же не принадлежит напрямую к «ахметовской группе», а тем более к «группе Фирташа». Конечно, он моложе и Николая Яновича, и Президента, зато – и это сближает его с Азаровым – он является непубличной фигурой и не демонстрирует своих политических амбиций. Как в свое время Азаров, Клюев сейчас выполняет роль надежного и не очень заметного исполнителя.
Если вдруг Президент решит, допустим, поставить на премьера с имиджем реформатора, то теоретически на это кресло могут претендовать Яценюк или Тигипко. Хотя, учитывая нынешнюю ситуацию вокруг вице-премьера по социальным вопросам, не думаю, что на него сделают ставку. Тем более, мне кажется, что и сам Янукович, и его ближайшее окружение не готовы к тому, чтобы пост премьера отдать представителю чужой политической команды.
Я, кстати, не исключаю такого, казалось бы, парадоксального варианта, при котором, если во власти все-таки определятся, что следующим главой правительства должен быть человек с имиджем реформатора, то эта роль может быть предложена Ирине Акимовой.
Она – женщина, и уже хотя бы поэтому этот шаг мог бы быть очень интересным Европе. Во-вторых, она пользуется доверием Президента. Но ее главный минус состоит в том, что она никогда не работала в структурах исполнительной власти, у нее нет опыта правительственной деятельности.
Но имиджево этот ход выглядел бы очень сильно – прямо как когда-то назначение Кучмой на пост премьера Ющенко. Запад может воспринять это очень позитивно, как новый импульс в проведении реформ.
Таким образом, проблема состоит не только в формальной замене премьера, но и в том, что новый глава правительства должен быть равновесной фигурой, не связанной с конкурирующими группами внутри власти. Плюс он должен способствовать разрядке политической напряженности внутри страны и улучшению отношений с Западом – чтобы там опять воскресли надежды на реформы и на поступательное развитие Украины.