Сергей Марков: Таможенный союз выгоден Киеву больше, чем Москве
Украинский премьер после непростых газовых переговоров в Москве повторяет мантру, что коллега Путин его услышал.
Украинский премьер после непростых газовых переговоров в Москве повторяет мантру, что коллега Путин его услышал. Может, и услышал, но так и неясно, что именно может предложить Киев Москве для сбивания цены на газ. Увещевания о «справедливой цене» при уже подписанном и действующем контракте на Кремль, судя по всему, не особо влияют. Депутат Госдумы Сергей Марков объясняет, почему в украино-российских отношениях больше нет сантиментов, и чем Кремль так пугает украинскую элиту.
Как вы оцените тон недавних переговоров Владимира Путина и Николая Азарова? Каждая из сторон, судя по всему, осталась при своих?
Каждая из сторон действительно осталась при своих, и это пока что – далекая дистанция. Киев предполагает, что Москва должна ему дать скидку на газ, а о Таможенном союзе лишь должны начаться переговоры. Москва, насколько я понимаю, считает, что Киев должен вступить в Таможенный союз и ЕЭП, потому что это Киеву выгодно. Это спасает нынешнее украинское правительство от падения уровня жизни, от необходимости принимать такие жесткие меры, требуемые МВФ, как увеличение пенсионного возраста. Таможенный союз выгоден самому Киеву, по сути, больше, чем Москве. И именно с переговоров о Таможенном союзе должны начаться переговоры об изменении структуры цен на газ. Это действительно очень далекая, на мой взгляд, повестка.
Наверно бизнес-элита Украины боится, что Москва слишком жестко себя сейчас ведет. Условно говоря, их заводы начнут работать, но уже будут не их. И этот главный страх нужно как-то снимать. А Москва размышляет так – чего они вообще рыпаются, у них же дело – швах абсолютно, а Таможенный союз для них – спасение.
И как этот страх Москва собирается притуплять?
Не знаю, как собирается, но знаю, что точно нужно делать что-то для этого. Чтобы у людей была уверенность, что экономическое сближение с Россией – это плюс. Спокойствие за власть, которую украинские элиты с таким трудом добились, – это психологический момент, который, конечно, должен быть снят.
Опасения Украины вполне логичны. Ведь вы сами говорите, что наши выгоды от участия в ТС больше, чем российские. Почему тогда Россия с такой настойчивостью зазывает туда Украину?
Потому что она – лидер, и у нас тоже выгода будет большая. Мы привыкли думать собственными мозгами и понимаем, что евроинтеграция – это блеф, фикция и даже ЗСТ с Евросоюзом – это ничто, и она принесет экономике Украины вреда больше, чем пользы. Мы это прекрасно понимаем, а в Украине еще сильны еще такие сельские иллюзии, что кто-то другой сделает Украину Европой, как кто-то другой сделал Европой Польшу, Венгрию и Чехию. Почему бы, значит, и у нас не сделать? Но Венгрия и Чехия были частью Австро-Венгрии!
Скоро Киев рассчитывает подписать соглашение о ЗСТ и потом об ассоциации с ЕС. Собирается ли Россия через своих друзей в Европе тормозить этот процесс?
Мы не собираемся ничего тормозить, мы лишь скромно отмечаем нашим партнерам, что ассоциативное членство имеют даже, по-моему, Марокко и Парагвай. Это полная ерунда и ничто. Если кто-то слушал сказки «оранжевых» о том, что примутся какие-то европейские стандарты… Ни хрена это ничего не означает. Для украинских предприятий рынок Евросоюза не открывается, а для Европы – наоборот. Россия же тоже не сможет наблюдать, как в Украину будут завозиться товары, а потом беспошлинно – к нам. Поэтому мы будем вынуждены защищаться.
Почему же, раз все обстоит так, как вы говорите, украинская власть ведет себя так иррационально, не спеша в ТС и добиваясь интеграции с ЕС?
Повторюсь, она боится, что в Таможенном союзе украинские заводы хоть и получат большую загрузку, но принадлежать будут российским олигархам. Рациональнее было бы вести переговоры именно по этому существенному главному вопросу – как гарантировать украинским собственникам, что они сохранят контроль над собственностью и политической властью в стране.
И гарантии эти будут представляться под аккомпанемент нынешних событий в Беларуси… Сильно ли участие в Таможенном союзе помогло Минску?
Вы правы, события в Беларуси отразятся на вступлении Украины в Таможенный союз. Украина видит, как ей кажется, чрезмерную жесткость российской стороны и боится будущей жесткости в отношении себя.
То есть вы бы посоветовали российской власти вести себя помягче?
Да.
Ходят слухи, что в России очень недовольны Януковичем и даже жалеют, что выборы не выиграла более договороспособная Тимошенко.
Ничего подобного. Янукович – наш друг. У нас действительно будут труднейшие, тяжелейшие, сложнейшие переговоры, и Янукович будет упираться всеми ногами, чтобы отстаивать украинские интересы. Но это будут переговоры о сотрудничестве, а не вражда, как было при Ющенко.