Юрий Романенко: «Верховная Рада могла быть захвачена и сожжена»
Организатор акции «Достали!» – о новых методах протеста
Штурм Верховной Рады «афганцами» и «чернобыльцами», требующими сохранения льгот, не на шутку напугал парламентариев, давно отвыкших от непосредственного общения с электоратом. Во вторник от внепланового общения с народом депутатов спасли массивные двери, подпираемые довольно жиденькими рядами ОМОНа. И нежелание самих активистов афганских и чернобыльских организаций до последнего идти на обострение ситуации. Директор Центра политического анализа «Стратагема» Юрий Романенко, который в 2008-м году был вдохновителем нашумевшей протестной акции «Достали!», считает, что при желании Раду можно было брать штурмом, и размышляет о новой тактике протестной борьбы.
Как-то уже стало привычно слышать об Украине, что протестные всплески тут невозможны, поскольку украинцы после Майдана разочарованы и апатичны . Сегодня мы увидели, что все-таки кровь может взыграть, пусть и без особых последствий. Но парламент все-таки пошел навстречу митингующим, когда те подошли уже непосредственно к дверям Рады, и отложил принятие пресловутого законопроекта. Станут ли сегодняшние события в определенной степени знаковыми?
Это действительно знаковое событие. Я всегда говорил, что все разговоры насчет того, что украинцы миролюбивые и ни на что не способны – это чушь. Потому что если посмотреть на нашу историю, то мы всегда воспроизводили такой тип политического поведения: долго терпим, потом быстро запрягаем – и начинается... Такая матрица воспроизводится уже минимум 350 лет. И нынешняя ситуация показала, что люди, у которых забирают последние копейки в условиях кризиса, мотивированы использовать насильственные инструменты, чтобы защитить свой интерес.
То, что мы видели возле Верховной Рады, неожиданно для тех, кто смотрит на ситуацию в мейнстримовом ключе. Я имею в виду социологов, политологов, которые неспособны зафиксировать микроконфликты, которые разъедают социально-политическое поле Украины. Эти конфликты постоянно плодятся, поскольку нормативная система их не регулирует, и фактически все регулирование давно вышло за рамки судов, прокуратуры и так далее – все решается деньгами. Соответственно, у тех, у кого просто нет ресурсов, пропадают любые мотивации действовать в нормальном нормативном поле. Поэтому люди, главный ресурс которых – организация и массовость, могут добиться победы только организацией протестов и выступлений, что сегодня они с успехом продемонстрировали.
Был ли штурм ВР изначально запланирован или все-таки снесение ограждений перед парламентом произошло спонтанно?
Естественно, был запланирован. Как минимум, чтобы такое количество людей появилось возле ВР, нужно было провести огромную организационную работу. Учитывая, как долго раскачивались эти афганские организации и предупреждали о своих настроениях, то, что они взорвались, как раз неудивительно.
Мы уже привыкли, что у подобных протестов практически всегда есть политические поводыри. Насколько в организации этой акции, на ваш взгляд, были задействованы политики, и как может воспользоваться ее результатами в своих целях та же «Батькивщина»?
Думаю, что «Батькивщина» будет пытаться сейчас все это дело под себя освоить, как они обычно это делают, поскольку самостоятельно ничего организовать не способны. Мы же видим, как сейчас на тех же футболках «Спасибо жителям Донбасса» пиарится Данилюк и компания, в результате чего все это превращается в идиотский фарс. Они привыкли в таком ключе действовать – либо культ Майдана и заклинания вокруг палаток, музыка и прыжки вокруг Печерского суда, либо дешевые провокации, дальше которых они не идут.
Можно предположить, что БЮТ будет пытаться войти в эти афганские структуры. Если они там сейчас присутствовали, то минимально. Ведь если раньше у бютовцев не получалось собрать на встречи с Тимошенко несколько тысяч человек или вывести их под Печерский суд, то с какой стати сейчас должно было получиться? Сама по себе массовость – это на данный момент не почерк БЮТ. Провалы в их организационной идеологической структуре не дают возможности мобилизовать массы. Но массы мобилизует интерес конкретной социальной группы. И это – новая реальность, которая будет давить на старую политическую систему.
По сути, афганцы и чернобыльцы вышли с теми же требованиями, что в свое время малые предприниматели – то есть, отстаивая шкурные интересы. Но предприниматели ограничились метанием туалетной бумаги, а афганцы...
Здесь входят в действие различные жизненные практики – каждый делает то, на что способен. Лоточники не приспособлены к насильственным действиям, а «афганцы» прошли военные конфликты, имеют соответствующую подготовку, умеют организоваться и не боятся насилия. Они, судя по видео, действовали очень грамотно – не ломились на «омоновцев» всей толпой, а выхватывали их и тащили на себя. Это - чисто военный подход, и в этом во многом связан их успех. И четко было видно, что, в принципе, при желании они могли зайти в Верховную Раду, и милиция не была к этому готова. На самом деле, у митингующих была четкая установка туда не заходить. Да, они напугали, но при этом отдавали себе отчет, какие последствия могли бы быть. Хотели бы – захватили бы.
Милиция уже взялась за розыск подстрекателя к активным действиям. Стоит ли ожидать массового преследования людей, которые находились в эпицентре столкновений?
Если власть на это пойдет, она сделает себе только хуже. Ведь опять же – это люди, у которых есть мотивация, и которые способны самоорганизоваться. И если власть будет их прессовать, это может только радикализировать их поведение. Самое главное, что сегодняшние события показали, какой должна быть тактика, – нужно не уведомлять власть, а наносить удар и ставить ее перед фактом. Тогда власть будет идти на попятную.
Сегодня фактически было продемонстрировано то, о чем много говорится, – власть понимает только позицию силы. Означает ли это, что изменится философия дальнейших протестов? Возьмут ли новую тактику на вооружение другие протестующие?
Это неизбежно. Если вы играете с властью по ее правилам, она всегда будет вас переигрывать – и это до людей потихонечку начинает доходить. В противном же случае власть вынуждена подстраиваться. Так как власть имеет низкую легитимность, она не может рассчитывать на массовую поддержку своих действий, а только на штыки. А штыки, в свою очередь, тоже находятся в окружении людей, и, в общем-то, тоже получают низкие зарплаты. Определенная шкурная мотивация у правоохранителей есть, но не настолько большая, чтобы, если выйдут сто тысяч человек к Раде или к Банковой, на них кидаться.
Эта ситуация показала, что когда ты добиваешься численного перевеса в конкретной точке, то можешь делать с властью, что хочешь. Эту власть можно легко бить, просто для этого нужно правильно организовываться, выбирать время, направлять острие удара – и она просто будет рассыпаться. И эти выводы оппозиции нужно осмыслить и понять.
Понятно, что во вторник история Украины не могла измениться, потому что протестующих еще было не так много, и они не были настроены сбрасывать власть. Но опять же – при желании и при соответствующих лидерах бунт в Киеве можно было организовать. ВР могла быть захвачена, сожжена и так далее, а дальше могли бы быть запущены очень интересные процессы – это могло стать примером для остальных. А когда люди переходят порог страха, то дальше начинается «свободное творчество». И поскольку людей, радикально настроенных к власти, больше, власть начнет расползаться, как шагреневая кожа, потому что у нее не будет хватать ресурсов для ответов на каждый конкретный вызов.
Усилится ли в связи с этим паранойя власти, последние проявления которой мы видели во время недавней «футболочной битвы» на Майдане? Будет ли усилена охрана ключевых госструктур?
Паранойя будет усиливаться, но опять же возникает вопрос ресурсной базы. Власть привыкла воровать – и, с одной стороны, она забирает у льготников последние деньги, а с другой стороны – миллиарды тратятся на Евро-2012, из которых хорошо, если половина пошло на дело. От своих привычек власть отказываться не собирается и перекладывает все на мелкий и средний бизнес, бюджетников и так далее.
На самом деле, у Януковича сейчас ситуация цугцванга. Он мог бы преодолеть ситуацию, если бы с самого начала использовал другую философию. Ему нужно было давить не только взяточника Зварича, но и своих бить по рукам. Но он этого не делал, и сейчас у нас «олигополия», где Янукович хоть и «первый среди равных», но всего лишь один из игроков, вынужденный лавировать между различными группами влияния. Связанность интересами разных ОПГ не позволяет ему проводить политику, которая подняла бы его легитимность в глазах народа.
К тому же, следующий год будет кризисный, ресурсная база – ограниченная, и правительство будет находиться в постоянном поиске финансового кислорода. В таких условиях говорить, что с помощью блок-постов и милиции можно сохранить контроль, смешно. Это можно было бы сделать, изменив модель управления государством, но сейчас это время упущено. И, на мой взгляд, Янукович не удержится до конца свого срока. Кризисная повестка будет в полной мере проявляться во второй половине 2012 – первой половине 2013 годов, когда нынешние спонтанные удары перерастут в массовое явление, которое нельзя будет остановить, – и власть просто рухнет.