Александр Попов: Политику я не люблю
Киев для меня уже давно стал родным городом
Годовщина пребывания Александра Попова в должности главы Киевской горадминистрации прошла как-то незаметно. «Некогда праздновать. Нужно работать, а праздновать будем потом, когда жить станет лучше», - объясняет Попов.
Для многих киевлян один из главных претендентов на мэрский пост остается загадкой. Он не похож ни на Косаковского, ни на Омельченко, ни – уж тем более – на Черновецкого. Иногда кажется, что Попов намеренно предпочитает не светиться, инкогнито проводя инспекции строек; проверяя раз в две недели недоделки на станциях недавно запущенной кольцевой електрички. Он взялся лично контролировать выполнение большинства обращений в колл-центр; ездит, маскируясь под обычного пассажира, в метро, изучая нарушения перевозок; тихо и почти без скандалов увольняет проворовавшихся чиновников, а вырываясь в рабочие поездки за границу, старается привезти оттуда конкретные контракты. При этом все время пытается «быть в тени». Почему?
-- «В Киеве каждый ведет свою игру»
Александр Павлович, когда вы работали народным депутатом и министром ЖКХ, у вас, несомненно было свое представление о Киеве. Но когда стали главой горадминистрации, очевидно, по-другому смотрите на Киев. Что вас больше всего удивило, когда пришли на эту должность?
Это правда. Я имел несколько другое представление о Киеве, потому что оно было внешнее. Со стороны глубина проблем, накопившаяся до моего назначения в Киеве, была не видна. Во-первых, меня удивила практически разрушенная система управления городом. В любом городе такого быть не должно. Но в столице Украины – это ЧП! Причем, очень серьезное ЧП. Во-вторых, меня очень сильно удивило, что практически не было серьезной, плановой работы, решения зачастую принимались хаотически, не было понимания, в каком направлении должен двигаться город. Сейчас я изо всех сил пытаюсь выравнять эту ситуацию.
Масштабы не пугают? Ведь Комсомольск, где вы много лет были мэром и где вас все знают, и Киев, куда вы приехали относительно недавно – это достаточно разные вещи.
Я имею ввиду и масштабы города, масшатбы коррупции, процветающей во все времена в Киеве, масштабы накопившихся, как вы говорите, в последние время проблем и количество решений, которые нужно принимать очень быстро.
Во-первых, Киев для меня уже давно стал родным городом. Потому что даже когда за короткий срок через себя пропускаешь и проблемы, и уже достигнутые положительные результаты, становишься неотъемлемой частью жизни города.
Что касается корумпированной системы. Откровенно говоря, коррупция распространена на всех уровнях власти – от депутатов Киевсовета, правохранительных органов, заканчивая системой правосудия. Все же делалось ради того, чтобы определенная кучка людей только получала от Киева активы, фонды, капитал, а взамен ничего не отдавала городу. Уверен, что такого, в определенном степени «талантливого», механизма ни в одном городе Украины, наверное, не было, да и сейчас нет. Мы начали ломать этот механизм. Можете только представить, какое колоссальное противодействие я испытываю на каждом уровне ежедневно.
Один из народных депутатов, который переехал жить в Киев как-то жаловался мне, что в Киеве система отношений построена по-особому. Мол, когда в регионах говорят «да», то это означает «да, решение принято», а в Киеве зачастую это означает «возможно». Сталкиваетесь с этим?
Да, это парадокс, который в Киеве очень явно проявляется и сильно отличается от работы в регионах. Потому что здесь каждый ведет свою игру. И иногда говоря одно, человек думает другое, а истина находится в третьем. Я считаю это негативным моментом. Мне приходилось сталкиваться с такими случаями в своей деятельности. Скажу честно, в дальнейшем с такими людьми не очень хочется иметь дело. Если я поступаю честно, думаю, заслуживаю, чтобы и со мной вели себя так же.
-- «Стратегия развития Киева объединит интересы всех депутатов от столицы в Верховной Раде»
В журналистских и экспертных кругах существует мнение, что у вас конфликт с Кабинетом министров. Мол, он возник из-за того, что у города из бюджета изъяли солидную сумму денег, а возникший дефицит повесили на вас. Так ли это? Можете подтвердить? И если такой конфликт существует, то на каком уровне?
Моя позиция заключается в том, что все, что зарабатывает Киев, должно оставаться в Киеве. И у нас возник конфликт, когда менялось законодательство, когда формировался новый бюждетный кодекс, согласно которому часть подоходного налога изымается в государственынй бюджет, а не остается в столичном. Эта законодательная норма действует сегодня, и я считаю, что она должна видоизмениться в будущем. И все 100% подоходного налога должны оставаться в Киеве.
Почему это нужно? Потому что имея амбиции развивать город, формировать высокий уровень столичных социальных стандартов, Киев должен иметь свою финансовую основу, не зависящую от того, какое решение принимается на высшем уровне власти.
Но ведь для того, чтобы эту норму изменить, вам, очевидно, необходимо иметь мощное парламентское лобби. В нынешнем созыве парламента его нет. Надеетесь на следующий созыв?
Учитывая, что впереди пройдут парламентские выборы, и в Киеве будет 12 мажоритарных округов, надеюсь, что депутаты, прошедшие по этим округам, будут лоббистами интересов Киева. У меня нет сомнения, что так оно и получится. Потому что Стратегия развития Киева, которую вчера проголосовал Киевсовет, объеденит интересы всех депутатов от Киева в Верховной Раде.
Да ладно! Как можно объединить, скажем, регионала и бютовца?
Думаю, это произойдет, невзирая на политическую принадлежность киевских депутатов. Потому что все, что мы сейчас планируем сделать, направлено на развитие Киева. Последние общественные слушания по Стратегии развития города, в которых участвовали депутаты от всех без исключения политических сил, представленных в горсовете, вызывают у меня оптимизм: единое дело, направленное на строительство, а не на разрушение, должно сплотить и руководство горсовета, то есть, исполнительную власть, и оппозицию, если она вносит констуктив, и будущих кандидатов в парламент. А развитие Киева, хочу напомнить, будет означать и развитие Украины, ведь 20% украинского экономического потенциала сосредоточено в Киеве.
Это можно считать политическим заявлением?
(улыбается)
Александр Павлович, вы будете баллотироваться в мэры Киева. Амбиция понятна и закономерна. Скажите, в случае победы команда нынешнего главы КГГА и команда мэра Киева – это будут те же люди?
Конечно, изменения в команде будут. Это объективный процесс. Меняя задачи, меняются и люди, которые их выполняют. Не могу сказать, что смена будет кардинальной. Но конечно, вопросы, связанные с работой депутатского корпуса, с развитием местного самоуправления, с возможностью более интенсивного развития города, решения более высоких социальных задач, приведут к усилению команды. Это точно.
Правильно ли я понимаю вашу логику: вы хотите больше полномочий делегировать местному самоуправлению, чтобы люди почувствовали и свою ответственность перед городом, влияли на его развитие?
Поддержка местного самоуправления - обязательное условие развития Киева как эффективной территориальной общины. Причем, демократического развития. Меня иногда упрекают, мол, с вашим приходом в Киеве ликвидированы районные советы. Но если разобраться, были ли эти советы выразителями истинного самоуправления в Киеве? Я могу однозначно утверждать – не были! Это были такие себе клубы по бизнес-интересам определенных, пришедших на тот момент к власти политических и бизнес-объединений. А ведь местное самоуправление – это инициатива, в первую очередь, простых людей, их участие в общественной, политической и экономической жизни. И условия для этой модели нужно сформировать. К сожалению, в столице это сделать намного тяжелее, чем регионах.
Сегодня, когда мы даем сигнал, оказываем поддержку, в том числе и финансовую, объединениям людей в органы самоорганизации населения, в объединения совладельцев жилых домов и в другие формы – это и есть базовый фундамент местного самоуправления. Который в последствии должен быть представлен депутатами в городском совете. К счастью, следующий депутатский корпус Киева тоже будет избираться по мажоритарным округам.
Но при этом не существует механизма отзыва ни депутатов, ни мэра. Сегодня Киев живет фактически без мэра, но у киевлян нет даже возможности инициировать досрочные выборы. Учитывая, что Леонида Черновецкого не часто можно увидеть не то, что в Киеве, а и в стране? Вы не считаете, что в этом тоже проблема Киева?
Здесь есть над чем серьезно подумать. Убежден, что этот вопрос нужно правильно законодательно урегулировать и иметь механизм отзыва. Это цивилизованный путь. Но есть и обратная сторона. Давайте отследим ситуацию, сложившуюся в последние годы в регионах (в этом случая я вынес бы Киев за скобки). В нестабильной экономической ситуации к любому мэру может быть масса претензий. А, учитывая политические процессы, которые мы наблюдаем во многих горсоветах, мэров можно менять хоть каждый месяц. Это тоже не способ развития городов.
Поэтому подходы должны быть максимально взвешенными. С одной стороны – в интересах территориальной общины, с другой, чтобы они не провоцировали беспредел политических сил, которые могут получить контрольный пакет функций в городском совете.
-- «Киев должен иметь свою муниципальную милицию»
Мэр Ньо-Йорка Рудольф Джулиани, с которым, насколько мне известно, вы встречались на прошлой неделе в США, принял Нью-Йорк городом, где первые скрипки играли мафиози, а через два срока «сдал» его своему преемнику Майклу Блумбергу «городом для всех» и символом свободной Америки. Каким видите вы Киев через пять лет? Демократия сохранится?
У меня есть широкое понимание цивилизованного развития города. Поэтому я могу сказать о некоторых, основных моментах.
Во-первых, в городе должен существовать баланс интересов, связанных с жизнедеятельностью города, его обеспечением, и амбициями политических сил, неважно каких и какой направленности. Если в городе организовываются общественные общегородские мероприятия или просто выполняются функции города по обеспечению его нормального состояния, это не означает, что инициатива нескольких сотен людей должна все перечеркнуть.
Моя позиция проста и понятна: в Киеве, как во многих цивилизованных столицах Европы, должны быть определены территории, где хоть каждый день, хоть каждый час, хоть 24 часа в сутки, в любое время года можно заниматься политикой, публично, приглашать туда своих сторонников. А блокировать тротуары, движение по улицам, парализуя весь город, создавая другие неудобства, в первую очередь для таких же киевлян, – считаю достаточно неконструктивным подходом. Если политические силы заявляют, что они борются за права человека, то в первую очередь должны они показать пример, как не нарушать права других киевлян и гостей столицы. А не жить исключительно своими партийными интересами.
Второй момент – это правоохранительная система.
Вас тоже напрягает то, что на улицах – несметное количество людей в форме, которые якобы отвечают за правопорядок? Иногда кажется, что Киев – это военизированная зона...
Я считаю, что Киев должен иметь свою муниципальную милицию. И городская администрация совместно с руководством этой муниципальной милиции должны отвечать за общепринятые нормы общественного порядка. Тогда бы мы смогли более эффективно решать проблемы, в том числе, связанные с незаконными установками малых архитектурных форм, незаконной торговлей в подземных переходах, метрополитене и так далее.
А может все-таки лучше снимать возникающие напряжения в процессе элементарного общения с киевлянами?
Очень хороший вопрос. Хочу вам доложить, что мы уже подготовили свои предложения, с которыми выйдем на горсовет, как в масштабах города обсуждать все наболевшие проблемы с общественностью. В какой форме общественных слушаний это лучше делать, кто эти слушания будет организовывать, с какой периодичностью они должны проходить, кто будет представлять общественность, как максимально охватить все слои киевлян, чтобы они участвовали в отработке сложных решений, связанных с улучшением жизнедеятельности города? На все эти вопросы мы вместе с горсоветом должны дать ответы.
А можете пообещать, что в ближайших несколько лет забора перед горадминистрацией вдруг не появится, как это случилось за одну ночь перед Верховной Радой?
Конечно, здесь никакого забора никто ставить не будет. Крещатик, площадь Независимости – это вообще, как по мне, те места, где нужно проводить объединяющие людей акции. Возьмите большой телепроект «Майданс». Со всей страны съехались молодые, талантливые люди.
Я так понимаю, вы фанат этого проекта? А чем он вам понравился?
Да не только одному мне он понравился! Думаю, таких людей много. Это как раз тот проект, который объединяет страну. Было здорово наблюдать, когда выбывающие команды были поддерживаемы победителями. Это действительно было единение страны. Новый год, День Независимости… Это те праздники, которые объединяют людей, и хочется, чтобы именно с центре столицы витал этот дух. Это как в культовом сооружении говорят, что там – намоленное место. А почему? Потому что там существует определенная позитивная аура. И туда люди часто ходят, просят Бога, получают благословение. Хотелось бы, чтобы таким намоленным местом в Киеве была площадь Независимости, площадь с позитивной энергетикой.
А Киев сам по себе – город с позитивной энергетикой? Каково ваше ощущение?
Очень противоречивые чувства. Я уже сказал, что я люблю Киев. Но ощущения бывают разные. С одной стороны – это огромная богатая история, и здесь действительно хорошая энергетика, с другой стороны – чрезмерная заполитизированность, не являющаяся сегодня позитивным фактором. Стране нужна стабильность. Сегодня об этом говорят многие - и в оппозиции, во власти. Но одно дело об этом заявлять и теоретически говорить, а другое – что-то для этого делать.
-- «Мне, если честно, и не особо нравится быть на виду»
Вы ожидаете наступления в Киеве стабильности, и только после этого решитесь перевезти всю свою семью в Киев? Имею ввиду маму, которая во многих интервью жалуется, что видит вас очень редко. И неужели еще не подыскали в Киеве должность сыну? Он, кстати, до сих пор работает замначальника цеха на карьере в Комсомольске?
Да, он продолжает работать в рудоуправлении – это огромный карьер, который, кстати, обеспечивает значительные валютные поступления в казну нашей страны. Потому что Полтавский горно-обогатительный комбинат в основном работает на экспорт. К своей должности он прошел все ступеньки, начинал с помощника слесаря. Я горжусь, что у сына такая мужская специальность.
То есть, в Киев он переезжать пока не собирается?
Нет.
Вы, наверное, единственный из высоких чиновников, кто проживает в обычном спальном районе. Вам там, случайно, не скучно?
Времени на общение у меня нет. Дома – ночлег, все остальное время – работа. Даже на личное общение с женой и дочерью времени почти не хватает.
Получается, каждый день – проблемный переезд с левого берега на правый, пробки, все это ощущаете на себе?
На работе я уже в 8 утра. Так что пробок в это время еще не так много. А когда возвращаюсь – уже не так много. Но, соглашаюсь с вами, вопрос транспортных развязок нужно решать. И за год мы уже многое сделали в этом направлении. Неужели это не заметно?
Вопрос в лоб – почему вас не узнают на улице? Хотите быть «незаметной властью»?
(cмеется). Знаете, даже не задумывался над этим. Может быть, потому что внешне во мне очень сложно распознать руководителя? Мне, если честно, и не особо нравится быть на виду.
В принципе, самыми большими врагами киевлян являются ЖЭКи и главы районов. В этой сфере вы собираетесь кого-то менять? Ведь даже самые позитивные сигналы, спускаясь на места, в большинстве случаев сталкиваются с саботажем. Особенно, когда речь идет о личных интересах главы района или начальника ЖЭКа.
Я не сторонник «рубить с плеча», я за эволюционный путь развития. Командам, которые назначены в районах, нужно время, чтобы они могли себя показать и реализовать. Думаю, что год – это как раз тот период времени, когда можно делать выводы. Подводя итоги 2011 года, мы сможем объективно оценить положительные качества команд и их недостатки. Не исключаю, что такой анализ приведет к серьезным кадровым перестановкам в киевской власти на уровне руководителей районов.
Что касается ЖЭКов, то со многими руководителями мы расстались. К сожалению для них, и к счастью для киевлян. У них было много возможностей себя проявить – прошлая зима, подготовка к отопительному сезону текущего года.
Часто приходится слышать, что власть не всегда информирована. Настолько часто вы получаете информацию не только в своем кабинете и не только от своих замов? Откуда ее черпаете? Последние встречи с блогерами, общественными деятелями и журналистами – это элемент избирательной кампании, или это потребность услышать разные мнения?
К тому, что вы сказали, я много информации получаю и через Интернет, каждый день читаю новости.
А где компьтер?
У меня есть iPad (показывает планшетник), читаю новости в машине по дороге на работу и домой. Также стараюсь смотреть итоговые информационные программы в воскресенье, когда имею больше свободного времени. Понятно, что это необходимость понимать происходящее в Киеве с разных точек зрения, а не какая-то технология. Если смотреть на все происходящее только с этого кабинета, то можно наделать много ошибок. А я просто не имею права на ошибки.
Я обращаю внимание как на журналистские материалы, так и на заявления авторитетных общественных деятелей, с отдельными встречаюсь лично. Зачастую это альтернативная точка зрения, и мы ее учитываем.
-- «Успешная хоздеятельность дает, в том числе, и позитивный политический результат»
Насколько я знаю, многие главы районов с трепетом смотрят программу «Столица», боясь получить нагоняй в прямом эфире. А вы, когда смотрите центральные каналы, не боитесь получить такой же нагоняй, скажем от премьера или Президента?
В своей карьере я проходил через разные ситуации. Я не боюсь ни объективных, ни субъективных комментариев. Наоборот – это стимул работать более эффективно.
Еще раз завуалировано подтвердили тезис, что пытаетесь как можно дальше дистанцироваться от большой политики. Зачем?
Я не люблю политику. Вся моя деятельность, начиная с 1994 года, это хозяйственная деятельность. Как правило, успешная хоздеятельность дает, в том числе, и позитивный политический результат. Поэтому я в основном трачу время на решение конкретных, часто трудных, но жизненно необходимых для города вопросов. Тем более, что их очень много в Киеве. Они взрывоопасны. На них нужна реакция первого руководителя. А «светиться» или любоваться собой на экране – это не мое…
Последние поездки за границу во Францию, США, Германию, Японию – это протокольное рукопожатие, или вы что-то привезли в Киев, в том числе и материальные вещи, которые можно пощупать - инвестиции, договоренности?
Основная цель последних моих командировок – это реклама Киева как партнера, который готов протянуть руку зарубежному бизнесу, создать условия для реализации инвестиционных проектов с участием этого бизнеса. Другими словами – создать новые рабочие места с нормальной заработной платой. Первая и вторая поездка, о которых вы сказали, дали позитивный результат. Во Франции компания «Киевгорстрой» продолжает контактактировать по поводу технологий строительства экологически чистых домов, административных зданий. Вполне возможно, что в следующем году такие объекты мы уже начнем строить.
Что касается решения городской инфраструктуры, отрабатываем вопрос участия бизнеса в строительстве паркингов, торговых комплексов и плодоовощных баз. В таком плане состоялся разговор и в США. Ко всему прочему, контакты с господином Джулиани дали нам возможность в будущем иметь в его лице серьезного партнера, имеющего практический опыт реализации плана развития города – Нью-Йорка. У него есть желание оказать нам содействие.
Он читал Стратегию развития Киева?
Он не просто читал. Во время встречи у него на столе лежал этот документ с закладками. Было видно, что его коллеги и консультанты очень тщательно проработали документ, дали ему высокую оценку. Одно дело теоретически его подготовить, другое – от теории перейти к практике.
Кстати, что он считает самой большой проблемой Киева? Коррупцию?
Мы не акцентировали внимание на какой-то одной проблеме. Мы обсуждали варианты широкомасштабного сотрудничества. Он делал акцент на том, что ему досталась эта проблема в очень явно выраженном аспекте и он делился своим опытом, как он это преодолел. В Нью-Йорке, кстати, как и в США в целом, полиция, занимающаяся общественным порядком, ведомственно подчиняется городу. Даже в период терактов 11 сентября механизм сработал максимально эффективно, потому что он управлялся из города.
Тяжело ли было вам объяснять внутриполитическую ситуацию в Украине? Вы были единственным официальным представителем Украины на торжествах, посвященных 20-летию Независимости Украины в США…
Я не услышал в словах американцев, с которыми общался, какие-то упреки в адрес Украины. Мне кажется, Америка настроена на конструктивное деловое сотрудничество с Украиной. Мы должны этим более системно и настойчиво заниматься, предлагая себя в качестве системного партнера американскому капиталу.
Руководители предприятий, работавших с Украиной и присутствовавших на одном из форумов, показывали динамику развития своего бизнеса. Поднимались некоторые вопросы, связанные с усовершенствованием законодательства. Многие говорили, что хотели бы дальше продолжать деятельность в Киеве и в Украине. Нам надо лучше себя пропагандировать, иметь больше контактов и создавать необходимые условия. И не только для американского капитала, но и для других стратегических инвесторов.
Нельзя обойти стороной ваши отношения с Администрацией Президента. Как вы их сами можете охарактеризовать: дружеские, подчиненный-начальник, корпоративные?
Вы имеете в виду Президента?
В первую очередь.
Президент - это Президент, какие здесь могут быть дружеские отношения? Он - глава государства. Прежде всего, хочу не подвести его, реализовать те амбициозные задачи, которые были поставлены передо мной.
Вы чувствуете поддержку ваших действий?
Как мне кажется, я имею эту поддержку, потому что Виктор Федорович не раз помогал решать многие вопросы, связанные с Киевом. Отношение к Киеву показывает и участие всех первых лиц – Президента, премьер-министра и главы парламента - на презентации проекта Стратегии развития города.
Когда говорят что Попов – это наместник Президента – это обидно, или нет?
Не обидно. Сегодня всех глав администраций в областях можно называть наместниками Президента. Ведь, согласно закону, Президент назначает этих руководителей.
Можно говорить, что Попов у Президента числится в любимчиках, в сравнении с другими губернаторами и мэрами?
Думаю, этот вопрос логичней было бы задавать Президенту. Хотя, откровенно говоря, мы приняли Киев, когда он в рейтинге регионов стоял на предпоследнем месте. Сейчас мы устойчиво удерживаем первую позицию. Надеюсь, что по итогам 2011 года еще раз подтвердим свое лидерство.