Александр Скибинецкий: «Хорошковский ориентировался на установки, которые были когда-то в КГБ»
На все руки мастер Валерий Хорошковский пошел на явное повышение, поменяв пост главы СБУ на министерский портфель.
На все руки мастер Валерий Хорошковский пошел на явное повышение, поменяв пост главы СБУ на министерский портфель. Еще неясно, будет ли он применять в Минфине навыки, полученные на работе в спецслужбе, открытым остается и вопрос, утихнут ли теперь скандалы, неизменно сопровождавшие работу службы при Хорошковском. Пока Президент назначил исполняющим обязанности главы СБУ первого зама Владимира Рокитского, но кастинг на эту должность, судя по всему, не окончен. Генерал-лейтенант СБУ «бютовец» Александр Скибинецкий рассуждает о том, чем запомнилась работа службы при Хорошковском и что изменится после его отставки.
Изменится ли стиль работы СБУ с уходом его экс-главы в Кабмин? Ведь если при Наливайченко служба больше занималась восстановлением исторической справедливости, то при Хорошковском, по мнению оппозиции, превратилась в репрессивный аппарат.
Если в двух словах, то стиль работы СБУ в последнее время можно назвать служением не Украине, а Виктору Федоровичу Януковичу. И этот стиль вряд ли изменится. Конечно, у каждого человека свой подход, своя манера руководить, но, по сути, никаких послаблений в сторону демократических принципов работы спецслужбы мы не увидим.
Что вы подразумеваете под демократическими принципами? Наливайченко в свое время много рассказывал о «декагэбизации» службы...
Это прежде всего сбалансирование угрозы злоупотребления спецслужбой. Нужен баланс в виде контроля – прежде всего, парламентского. Надо, чтобы общественность через парламент могла контролировать соблюдение законности и деполитизацию службы. Но мы этого не ожидаем, поскольку после изменения Конституции парламент у нас вообще не причем. Ни о каком реформировании службы речь сейчас не идет. У нас есть обязательства перед Европой, европейские резолюции о том, что надо делать, чтобы спецслужба выглядела цивилизованно. Но все стоит на месте.
Не секрет, что силовики в Украине – очень влиятельные люди. Не мне вам рассказывать, что они могут надавить на бизнес, подтолкнуть человека к тому или иному решению и так далее. По вашей оценке, насколько это влияние усилилось при Хорошковском?
При Валерии Ивановиче это влияние наращивалось, прежде всего, за счет выполнения политических задач. А как будет при его преемнике, посмотрим.
Кстати, кадровые службисты с большим трудом воспринимали Наливайченко. А как с Хорошковским – человеком тоже, в принципе, не из этой среды?
Я в его подчинении не работал. Знаю только, что он ориентировался на те установки, которые были когда-то в КГБ СССР. Менеджер он успешный, как мы знаем из бизнеса, да и службе, на мой взгляд, правильно поставил дисциплину. Но ориентация у него – совсем не демократическая, более того, присвоение ему воинского звания, напоминающее игру в солдатики, не украшает даже такого классного менеджера, как Валерий Иванович.
Насколько вообще в спецслужбах распространена такая вещь как фрондерство? Условно говоря, когда низшие исполнители, видя, что начальство «самодурствует», саботируют его распоряжения?
Как массового явления, никакого фрондерства там не будет. Тот, кто не согласен с начальством, просто уходит оттуда.
При Хорошковском СБУ очень любило попугать различными якобы готовящимися терактами. Насколько было оправдано такое держание всех в тонусе?
Это политические игры и непрофессионализм спецслужб, когда вместо устранения угрозы молча, не создавая паники, они начинают об этом трубить. В расчете на то, что первое лицо, которому служит руководство службы, оценит это по достоинству и будет все время находиться под влиянием этой угрозы и, соответственно, службы безопасности. Это же не первая такая ситуация – мы помним Леонида Васильевича Деркача с его охотниками в Черниговской области, которые с охотничьими двустволками замышляли заговор и переворот. Сейчас те же мыльные пузыри.
Судя по тому, что Хорошковский пошел на повышение, его старания оценили. Вы удивились, когда узнали, что глава СБУ ушел в Минфин?
Нет, потому что амбиции Валерия Ивановича наверняка превышают пост председателя службы. Он будет расти.
Вы считаете, что ему комфортнее работать в публичной сфере?
Думаю, он стремится не столько к публичности, сколько к власти и к тому, чтобы оставить имя в истории.
То есть вы входите в число тех, кто считает, что в будущем он может стать премьером и выйти на первые роли в партии власти?
Я это допускаю.
Что вы можете сказать о Владимире Рокитском? Надолго ли он задержится в роли шефа службы? Помнится, Валентин Наливайченко с приставкой «и.о.» проработал очень долго, правда, там несколько иная была ситуация – его парламент не утверждал…
Не буду гадать на кофейной гуще. Рокитский – профессионал СБУ, хотя профессионал в определенном аспекте – борьбе с организованной преступностью и коррупцией. Считаю, что эта функция спецслужбы временная, вызванная определенными обстоятельствами, поскольку главное в ее работе – контрразведка. Без контрразведки спецслужба будет еще одной милицией, налоговой и таможней. Я Рокитского хорошо не знаю и могу только повторить, что он профессионал – вырос с самого низкого уровня до руководителя такого порядка.
Хорошковский сохранит влияние на службу?
Давайте посмотрим, кто будет председателем службы, и тогда сделаем выводы. Если будет назначен тот, кто, скажем так, не очень озабочен сохранением влияния Валерия Ивановича, то там и заместителей поменяют.
Вы наверняка видели фамилии возможных преемников Хорошковского, мелькавшие в СМИ. Кузьмин, Сивкович, Ильяшов и прочие… Что вы думаете об этих кандидатурах и кто из них стал бы приемлемой заменой?
В свое время в Советском Союзе, когда были выборы в США, лектору задали вопрос: «Кто нам выгоднее – Картер или Буш?» Лектор был остроумный и ответил, что выгодней Гас Холл – руководитель Коммунистической партии США. Никого из названных вами кандидатов не считаю идеальным.
А фигура шефа службы в нынешних условиях вообще важна?
Служба подчинена лично Януковичу, он будет давать указания, а уже транслировать и детализировать их будет председатель службы. Вот и вся иерархия.
Наливайченко, помнится, жаловался на маленькое финансирование СБУ. Сейчас с этим лучше?
В этом году увеличили. И не только СБУ, а и прокуратуре, и милиции – всем. Оно, конечно, все равно недостаточное, но сам факт говорит о внимании к спецслужбе.
Впереди выборы. Усилят ли сейчас спецслужбы репрессивные меры по отношению к оппозиции?
Поступит команда – будут этим заниматься. А команда, думаю, поступит.