Ольга Герасимьюк: «Януковича водят, как дрессированного медведя»
Визит Виктора Януковича на Парламентскую ассамблею Совета Европы (ПАСЕ) запомнился знаковым отречением от планов его предшественника о признании Голодомора геноцидом украинского народа.
Визит Виктора Януковича на Парламентскую ассамблею Совета Европы (ПАСЕ) запомнился знаковым отречением от планов его предшественника о признании Голодомора геноцидом украинского народа. И в итоговой резолюции, которую вынесла ПАСЕ, Гододомор геноцидом не назван.
Появление украинского Президента в Страсбурге совпало с «яичными боями» в Верховной Раде и ратификацией одиозного договора о продлении пребывания Черноморского флота в Крыму. Именно этим оппозиционно настроенные члены украинской делегации объясняют устроенный демарш – во время выступления Януковича они покинули зал. Среди не дослушавших Януковича была депутат фракции НУНС Ольга Герасимьюк. «Это выступал не президент Украины, а губернатор украинской области Российской империи», – сгоряча заявила она. «Главком» поинтересовался у Герасимьюк подробностями одного из первых международных визитов Януковича в его новом статусе.
С вашим отношением к Януковичу все понятно, а как он был воспринят европейцами?
Он не имел на такие высказывания о Голодоморе права, потому что Президент страны не может отрицать законы и решение суда своей страны. Недавно появился комментарий пани Герман, что он выразил свое личное мнение. Но, к сожалению, если мы нанимаем на службу народу Президента, он уже не имеет права на личные высказывания.
Но главное в другом. На следующий день утром мы пришли на комитет, где рассматривались поправки к докладу о Голодоморе. И российская делегация стала настаивать на внесении подпоправки, где приводила как раз слова Януковича. Конечно, мы приложили все усилия, чтобы эту поправку не приняли. Но ему эту фразу вложили в уста, чтобы затем всунуть в резолюцию. У них ничего не получилось, но мне, например, стыдно, что наш Президент выполняет задания главы российской делегации Косачева. К тому же, это было сказано, чтобы воспользоваться моментом, когда мы постепенно теряем независимость.
И дело не столько в том, что эта страница нашей истории была раньше запрещена к огласке, а в том, что когда был Голодомор, мы потеряли государственность. И сегодня повторяется эта ситуация. Для россиян было принципиально важно это, и я утверждаю, что Янукович сказал, то, что сказал, по их заказу. Все это было разыграно, и наш Президент фактически поучаствовал в художественной самодеятельности.
Теперь возвращаясь к вашему вопросу о восприятии Януковича европейцами. Естественно, что парламентарии, собирающиеся в ПАСЕ, ведут себя совершенно иначе, чем у нас принято. Там есть особые правила, процедура, никто никогда не будет говорить больше отведенного времени, голосовать чужими карточками. Прием всегда оказывается в вежливой форме, но вопросы были острые, в том числе по Сталину.
Ведь все понимают, что Янукович – марионетка Медведева. И когда мы предложили организовать слушания по ситуации в Украине, это получило предварительную поддержку. А мы просто обязаны сейчас анализировать эту ситуацию и предавать ее огласке.
Европа сейчас тоже думает о своем будущем. Меняются сферы влияния в мире, и то, что происходит – результат беспокойства, где кто окажется. И, конечно, Европе очень сложно под давлением россиян, которые сражаются как в последний раз и которым тоже нужно понять, какое место они займут в мире.
Европейцы понимают, что такое Черноморский Флот в Севастополе. Мы не смогли заставить Россию отреагировать на резолюцию ПАСЕ, а министр иностранных дел РФ Лавров прямо сказал, что Россия не собирается выполнять никаких резолюций. И если сейчас Янукович, которого водят как дрессированного медведя, сдает флот, завтра он сдаст всю независимость, послезавтра с нашей территории могут пойти военные корабли. Ведь только благодаря тому, что Грузия – дружественная нам страна, она в свое время не прореагировала на происходившее.
И то ли Янукович на сто процентов доверяет своим покровителям, то ли не совсем понимает, что делает, но когда он уверяет, что флот, который будет у нас оставаться вопреки Конституции – это гарантия безопасности, он забывает, как этот флот когда-то передвигался без согласования с руководством нашего государства.
То, что мы говорим в Европе о наших проблемах, не означает, что мы наносим удар по имиджу страны. Имидж страны тогда крепок, когда у нее даже не порядок, а стабильность.
Европейцы осторожничают, но почему глава ПАСЕ Мевлут Чавушоглу достаточно резко высказался о «варварских действиях оппозиции»?
Об этом отдельно. Мы специально добились встречи с Чавушоглу по этому поводу, передали ему письмо с просьбой объяснить, правда ли то, что распространяет служба Литвина. Так вот я вам сейчас официально пересказываю его слова. Он сказал, что ни в коем случае не мог позволить себе оценить действия оппозиции или большинства в другой стране. Он не делал этого заявления. Когда мы попали в центр влияния всех мировых СМИ, он действительно позвонил и сказал, что сожалеет, что спикер парламента ведет заседание в такой ситуации, но ни слова осуждения в чью-либо сторону он не говорил.
Как вы восприняли итоговую резолюцию ПАСЕ по Голодомору?
Это та резолюция, которой мы добивались. Все спекуляции вроде того, что ПАСЕ не признало Голодомор геноцидом, – это попытки увести внимание в сторону. Я хочу напомнить, что два года назад, когда мы подали предложение резолюции, оно звучало буквально так – о необходимости осуждения преступлений Голодомора в Украине в 30-е годы. Нет там слова «геноцид». Мы не ставили вообще вопрос так. Просто до того времени в ПАСЕ на эту тему был наложен запрет. В 2006-м году был последний доклад о необходимости осуждения тоталитарных коммунистических режимов и туда даже строчка о Голодоморе не могла быть внесена. И мы подали это предложение, потому что знали, что теперь никто никуда не денется и об этой теме будут говорить.
Через три месяца российская делегация внесла встречное предложение, и это была первая победа, потому что эта тема была открыта к обсуждению. А когда начали кричать, что националисты требуют признать себя жертвами номер один и презирают другие смерти, это была попытка увести обсуждение в сторону.
Мы добились, что за эти два года вся Европа узнала о преступлениях Сталина, которые были совершены в нескольких регионах Советского Союза – в каждом регионе по своей причине. Но почему россияне за эти два года приложили столько усилий и средств и так работала их пропагандистская машина?
Речь шла о том, что эти преступления были совершены конкретно в Украине, чтобы уничтожить государство Украина. Им нужно было убить республику, крестьянство, готовое к восстанию, убить элиту, которая была действительно элитой, а не тем, что мы имеем сейчас, убить веру, потому что он объединяла. Они тогда убили будущую политическую нацию. И не случайно сегодня, когда мы снова теряем суверенитет, эта тема была так важна для них и они заставили Януковича сказать эти слова.
Мы эту тему подняли, чтобы бить тревогу. Ведь тогда вся Европа «проспала», и мы оказались на грани передела мира, и сегодня – та же история. Так что резолюция в нынешнем виде – это то, за что мы боролись, а все остальное – пропагандистская пыль.
А получила ли Украина, на ваш взгляд, какой-то позитив визита Януковича? В частности, он намеревался поднять вопрос о снятии мониторинга.
Ну этим он, наверно, насмешил бы всех, потому что снять мониторинг можно только когда мы выполним основные требования – это и свобода слова, которая сейчас снова в плачевном состоянии, реформа прокуратуры, судебная реформа… Мне кажется, что люди, которые сейчас ведут его внешнеполитический курс, не задаются целью создавать какую-то внешнеполитическую линию государства, а используют как марионетку. Это все московский план, который Москва, потирая руки, выполняет. Российская делегация нам открыто говорит: «Ну что – попались? Теперь все быстро будет».
Если говорить о позитиве его пребывания, то оно должно сплотить оппозицию и открыть глаза многим его избирателям. Потому что получилось так, что мы избрали Президентом человека, который готов сдать страну.
«Главком» связался также с оппонентом Герасимьюк – регионалом Иваном Попеску. Глава делегации Верховной Рады Украины в ПАСЕ смеется, когда слышит такие страшные обвинения оппозиции:
«Визит Януковича прошел очень хорошо. Несмотря на попытки нашей оппозиции уговорить представителей Европейской народной партии также бойкотировать его выступление, европейцы остались в зале и на все свои вопросы получили от Виктора Федоровича ответы, которые были восприняты. Более того, вопрос, который прозвучал от этой партии, был связан как раз с защитой прав нацменьшинств. А это именно тот момент, который, в отличие от предшественников, решает новая власть. И после того, как Президент сказал, что в Украине будет выполняться европейская хартия, в зале раздались аплодисменты. А глава ПАСЕ заявил, что будет оказывать активное содействие нашим реформам – той же судебной, созданию Общественного телевидения и прочим.
В отличие от наших предшественников, которые только на словах были европейцами, нас воспринимают как силу, которая может добиться политической и экономической стабильности. И именно после этого визита представитель нашей страны (сам Попеску – «Главком») был избран вице-президентом Ассамблеи, а Харьков первым из украинских городов получил Премию Европы.
Конечно, оппозиция сейчас пытается отвлечь внимание от проблем, которые сама же создала в свое время и некоторые из них касаются именно Европы – например, растрата средств, которые были выделены нам по Киотскому протоколу. Оппозиция врала. И даже обращение, которое они направили для недопущения избрания судьей Европейского суда Сергея Головатого, они написали на фальшивом бланке».