Александр Мирский: Тимошенко – потерянная для мира артистка
Евродепутат - союзник Партии регионов о санкциях к украинским чиновникам
Украинская власть продолжает эскалацию конфликта с ЕС из-за Тимошенко и других политзаключенных. Можно сбиться со счета, сколько европейцы приняли жестких резолюции и сколько лидеров стран ЕС призывали прекратить избирательное правосудие против украинской оппозиции – ничего не действует.
В ответ на очередной документ или жесткое высказывание западных лидеров президент, премьер и прокуроры идут в информационную контратаку, пытаясь убедить европейцев, что Тимошенко, Луценко и сотоварищи – оголтелые уголовники и убийцы, а не какие-то там политические заключенные. Такой лейтмотив последних интервью и Януковича, и Азарова, и Кузьмина.
Хотя говорить, что все европейцы как один на стороне Тимошенко - не стоит. К примеру, союзники Партии регионов в Европарламенте – евросоциалисты, ожидаемо приняли сторону украинской власти. В понедельник в Европарламенте вновь вернулись к теме Украины – в комитете по иностранным делам прошли дебаты о перспективах подписания Соглашения об Ассоциации с Украиной. И главным вопросом снова была Тимошенко…
О деле Тимошенко, санкциях Евросоюза и перспективах сотрудничества европейских социалистов с Партией регионов «Главкому» рассказал депутат Европейского парламента от Латвии, представитель группы социалистов и демократов Александр Мирский.
Александр Томасович, недавно депутат Европарламента Вернер Шульц сообщил, что в случае недопуска Тимошенко и Луценко на выборы, к украинским чиновникам могут применить санкции. Насколько реальна такая перспектива?
Это личное мнение Вернера Шульца. Фракция «Зеленых» об этом не заявляла. Он может говорить что угодно, это его право. Мнение всего Европарламента решается только голосованием. Я думаю, что это будет постоянная разменная монета, будут пытаться обойти законы Украины, чтобы привести к власти Тимошенко.
Официальная позиция Европарламента была указана в резолюции, которая была поддержана голосованием. То, что говорит Шульц – это обычный пиар. Каждый депутат доказывает, что он очень влиятельный. Тот же Вернер Шульц не очень влиятельный в Европейском парламенте.
Как в неформальном общении депутаты высказываются о возможности введения санкций к украинским чиновникам?
Выскажу свою позицию: многим депутатам не доступна к пониманию такая вещь, как ментальность славян, тем более украинцев. На них бесполезно давить, с ними можно только разговаривать. Украинцев тяжелее всего сломить. За всю многовековую историю украинский народ доказал, что он не поддается давлению. Если за Тимошенко будут переживать сами украинцы, на ее стороне будет общественное мнение – это один вопрос. Когда же мнение навязывается извне, то это для Тимошенко играет крайне негативную роль.
Она бы больше занималась тем, чтобы заставила своих однопартийцев работать над программами экономики, финансов, занятости и социальных услуг. У нее же целая партия осталась в парламенте! Надо работать, а они заняты одним – освободить Тимошенко. Но она же осуждена судом государства, в котором вы живете. Если вы оспорите одно решение, будете давить на другого судью, это будет прецедент, чтобы давить на всех судей. Мы сейчас не обсуждаем, были ли ошибки в ее деле, но есть решение суда, его надо выполнять. Будет еще кассация. Мы говорили, что в этой связи надо смотреть документы, чтобы процесс был максимально прозрачен и максимально понятен европейцам. А то появляется Вернер Шульц, который и в Украине толком не был. Он толком и четыре города украинских не назовет. Где-то услышал, что есть Тимошенко. Он вечный защитник оппозиционеров во всех восточных странах. Может, это и хорошо.
Сейчас в Украине пребывает Квасьневский с его юридической миссией контролировать процесс Тимошенко. Известно, что вы по-особому относитесь к ее заключению, но если даже европарламентарии найдут нарушения в деле, тогда признаете, что власть засудила экс-премьера по политическим мотивам?
В таком случае надо отправить украинскую миссию в Польшу, чтобы они там тоже посмотрели за польским правосудием. У них там есть люди, которые назовут себя политическими заключенными. Если бросить клич в Польше – кто себя считаем политическим заключенным, то каждый второй уголовник так скажет. Потому отправить туда украинскую комиссию и рассмотреть все дела. Это же цирк с этим Квасьневским, кто он такой? Бывший президент? Бывших у нас много.
Там же и господин Кокс, бывший президент Европарламента в этой миссии…
Пускай смотрит. Если украинское правительство будет считать, что их миссия имеет юридическую силу, будет иметь силу выше украинского суда, тогда пусть по каждому заключенному в Украине привозят такую же. В таком случае ЕС должен вообще заменить украинские суды.
Подождите, но ведь Азаров договаривался об этой миссии с вашим коллегой по социалистической фракции Мартином Шульцом, президентом Европарламента. Вы не верите в то, что эта миссия сработает?
Скажу откровенно – миссия Европарламента по Тимошенко не сработает. Социалисты – это люди, которые ищут в Партии регионов что-то положительное. Пытаемся подсказать им правильные решения в этом конфликте. Ну, приедут, посмотрят, а дальше то что? Хорошо, что Шульц с Азаровым договорились, но не уверен, что из этого что-то получится.
Понимаете, в Европарламенте тяжело оппонировать господам Броку и Галлеру, которые подняли вот эту пыль из-за Тимошенко. Они долго были друзьями Тимошенко. Чтобы им оппонировать, социалисты отправили своих людей в Украину, чтобы иметь больше аргументов на руках при дискуссиях с господином Броком и сотоварищами. Как я понимаю, для этого и было все сделано.
Мы ведь были вынуждены подписать резолюцию месяц назад. В противном случае мы могли остаться в изоляции. В связи с этими избиениями Тимошенко в тюрьме, были они или не были, поднялась большая волна. Все фракции выступили за Тимошенко.
Почему вы не допускаете, что они были правы?
Они ведь не понимают, что Тимошенко – артистка, потерянная для мира артистка. Думаю, что после выхода из тюрьмы Тимошенко может ехать в Голливуд и писать сценарии для самых сопливых мелодрам. История с избиением Тимошенко – это цирк. Мне, как человеку, близкому к системе правоохранительных органов, понятны ее мотивы. Мотива устроить ее избиение перед Евро-2012 у Президента и его команды точно нет.
У Тимошенко же таких мотивом множество. Я перед принятием резолюции выступал на фракции. Сказал, что мотивов у украинской власти нет, это же любой следователь знает. В концовке наша фракция социалистов мне аплодировала.
Почему вы исключаете человеческий фактор – ее силой выводили, она пнула охранника, а он не сдержался и пнул ее? Не Януковичу ж давать команду ее бить…
Нет, я уверен, что охранники были проинструктированы. Они же везли не мешок с картошкой, а бывшего премьер-министра, который использует любой повод для пиара. Тимошенко надо было, чтобы ее ущипнули или толкнули, а если этого не сделали, должна была сама упасть. Ребята, ей это было выгодно, но не президенту и правительству. Власть хочет, чтобы она была здоровенькая, розовая, прыгала по камере как заяц.
Ну что из того, у человека радикулит. У всех после пятидесяти радикулит. Это нормально. Так что, из-за радикулита Тимошенко войну начинать? Зачем столько внимания? Что делать с остальными украинцами, у которых радикулит?
Хорошо. Скажите тогда, почему Путин с Медведевым также говорят о нарушениях в процессе Тимошенко?
Не знаю. Думаю, Тимошенко, это некий дестабилизирующий фактор в Украине. Некий последний гвоздь в деревянном строении. Если его удастся выдернуть или вогнать куда-то, то можно строить фундамент. Других факторов вот так общаться с правительством Украины, которое ведет себя сбалансировано, нет.
Сейчас между Украиной и ЕС настоящее похолодание. На фоне бойкота Евро-2012 дошло до того, что глава украинского МИД обвинил Евросоюз в невыгодном газовом контракте, что это европейцы вынудили его подписать. Как европейцам воспринимать такое?
Таких заявлений будет еще воз и маленькая тележка. Куча народу стремится попиариться на этой теме. Все политики дружно поехали в тюрьму к Тимошенко справиться о ее здоровье. Пока она была на воле, их сильно это не интересовало. Как только она попала в камеру, туда потянулись толпы. Не знаю, что происходит, но все сошли с ума. Занимайтесь своим здоровьем. Это уже стало ритуалом – поехать проверить здоровье Тимошенко. У нее там новый прыщ появился, кто в этом виноват? Ясно же кто – злой Янукович.
Вы так жестко говорите о незаслуженной критике украинской власти из-за Тимошенко, но фактов давления на суд и заинтересованности власти в процессах против оппозиции множество. Взять хотя бы заявление Януковича в интервью «Блумберг» о том, что Тимошенко виновна в убийстве Щербаня. Суда еще не было, а Янукович уже вынес вердикт. Это что, не давление на суд и не политический заказ правоохранителям?
Вы уверены, что во всем мире судьи независимы?
В Украине точно нет…
Я не видел стран, где все судьи независимы. В любой стране судья – человек, а не робот. Он работает на основании закона и личных ощущений.
Но когда такое говорит глава государства, как быть судьям?
Если глава государства говорит, что у него есть сведения о причастности кого-то к убийству, то он отлично понимает, что за слова надо будет отвечать. Если его спросят, то придется все факты выложить на стол. Он же не самоубийца – приедет к тому же Путину, а тот его спросит о причастности Тимошенко к убийству. Тот должен будет что-то положить на стол. Одних слов будет мало, это слишком серьезное обвинение. Думаю, если Янукович сказал о причастности Тимошенко к убийству, то у него есть аргументы.
Ваша депутатская фракция является союзником Партии регионов. Но в последние месяцы мы слышали много заявлений о возможном прекращении сотрудничества. Когда это возможно?
Я много чего слышал, разговаривал с коллегами, с тем же Свободой, которому эти слова приписывают. Он так конкретно не заявлял, а сказал, что любой договор может быть пересмотрен. Потом сразу же передернули, что отношения будут разорваны. В Украине сейчас идет жесткая политическая борьба. Тут сложно все делить на черное и белое. Я сам говорил, что, может, судья был слишком жесток. Тимошенко же женщина, можно было сделать некое исключение. Она же с гранатой не ходит по улице, социально не опасна. Меня не слушали, вон во что все это вылилось. Если бы сегодня Тимошенко была не за решеткой, было бы меньше вопросов. Жаль, что случилось иначе.
Все же, можно ожидать разрыва отношений между Партией регионов и евросоциалистами?
Отношений то между Партией регионов и евросоциалистами нет! Поймите, есть меморандум о том, что мы будем помогать Партии регионов становиться более демократическими и двигаться в социал-демократическом направлении. Того, чтобы кто-то начал дружить семьями и надолго – такого нет. Если они хотят, почему бы нет?