Мустафа Джемилев: Могилев в крымской лавке продержится недолго

Глава Меджлиса об отношениях крымских татар с Януковичем, Могилевым и КОДом

Украина одна из последних стран Европы, в которых до сих пор на официальном уровне в почете сталинские репрессии, а уничтоженные коммунистическим режимом народы называются пособниками Гитлера. У нас ставятся памятники Иосифу Виссарионовичу, но законы о реабилитации целых репрессированных народов Украины вот уже 20 лет пылятся в Верховной Раде.

Накануне очередной годовщины депортации крымских татар в Верховной Раде отказались принимать многострадальный закон о правах лиц, депортированных по национальному признаку. Мало того, лидер фракции коммунистов, входящей в правящее большинство, Петр Симоненко публично оправдал сталинское преступление против татар. Спустя неделю подпел ему и премьер-министр Крыма Анатолий Могилев, назвав вернувшихся домой крымских татар не коренным народом, а диаспорой. Международное сообщество в шоке, различные ОБСЕ и ПАСЕ в недоумении, но украинские власти ничего зазорного в таком положении вещей не видят.

19 июня правящее большинство вдруг поменяло свое мнение и таки проголосовало за закон в первом чтении, хотя извиняться перед татарами никто так и не думает. О судьбе закона о депортированных, отношениях крымских татар с Президентом Януковичем и премьером Крыма Могилевым, а также о ходе переговоров с КОДом о совместном походе на выборах в интервью «Главкому» рассказал глава «Меджлиса» крымскотатарского народа, депутат от НУНС Мустафа Джемилев.

-- Европейские страны могут закрыть въезд Симоненко

Господин Джемилев, на прошлой пленарной неделе в первом чтении таки проголосовали ваш многострадальный законопроект о правах лиц, депортированных по национальному признаку. Почему его с треском провалили накануне годовщины депортации 16 мая и почему поддержали 19 июня?

Происходят не совсем понятные вещи. Напомню, что в 2004 году этот закон был принят, голосовали даже коммунисты. Тогда на носу были президентские выборы, каждая политическая сила хотела понравиться крымским татарам. Но потом на этот закон экс-президент, который сам не баллотировался, наложил вето.

В этот раз я подал практически тот же законопроект, причем, с учетом некоторых замечаний, которые были в вето экс-президента.. 16 мая, когда его рассматривали в сессионном зале, лидер коммунистов выступил с расистскими и фашистскими заявлениями. Это понятное дело, коммунисты совершали преступление против крымских татар, вынуждены оправдывать. Другое дело, что промолчал Президент, промолчал глава правительства. Можно ли молчание расценивать согласием с такой позицией? В любой другой европейской стране была бы острая реакция.

Чем аргументировали провал?

Перед голосованием выдвигались аргументы, что реализация закона будет стоить больших денег, а их нет. Говорили также, что нет точных финансовых расчетов. Хотя принимаются десятки документов, в том числе на днях и языковой, без каких либо финансовых обоснований. Понятно, если нет желания принимать, то находятся всякие аргументы.

Рассмотрение проекта 16 мая закончилось тем, что отправили на повторное первое чтение. Основное требование - сделать экономические расчеты. Комитет по правам человека и межнациональным отношениям, который является головным для этого законопроекта, направил в Кабмин запрос, но в ответ конкретных цифр не получили, только из Минфина поступили рассуждения на счет того, что это стоит больших денег. Собрали представителей различных ведомств с тем, чтобы они доработали этот законопроект по своему усмотрению. К чему-либо конкретному они не пришли. Комитет по правам человека снова рассмотрел все их предложения, кое-что приняли во внимание, а в основном оставили то же самое.

Были у меня ряд встреч, в том числе с послами Евросоюза, нескольких европейских стран, были выезды в Брюссель, в Гаагу. В комитете Парламентской ассамблеи Совета Европы в Париже тоже был затронут этот вопрос, но в основном разговор тут был об оскорбительных в адрес крымскотатарского народа высказываниях лидера украинских коммунистов Петра Симоненко. Я предложил, чтобы было принято решение о запрете въезда подобным типам в европейские страны. За день до повторного рассмотрения 20 июня законопроекта был разговор также с вице-премьером Сергеем Тигипко и его замом Василием Надрагой. Наконец, слава Богу, все же проголосовали «за основу».

Подействовало влияние Запада?

Возможно, в какой-то мере. Например, Верховный комиссар ОБСЕ по делам национальностей неоднократно напоминал руководству страны о необходимости принятия этого законопроекта, который он охарактеризовал как «соответствующий европейским стандартам». Но и сам Президент Виктор Янукович был в принципе не против этого законопроекта. Еще в августе 2010 года, когда он приезжал в Крым, дал несколько поручений различным государственным ведомства в плане решения проблем депортированных и обеспечить его прохождение. Но это поручение Кабмином не было выполнено. Такое впечатление, что в верхах нет единого мнения насчет этого законопроекта. В день рассмотрения законопроекта 16 мая я получил информацию от представителя Президента в Верховной Раде, что регионалы будут за него голосовать. Но за несколько минут до моего выступления сказали, что передумали голосовать, поскольку получен сверху какой-то телефонный звонок.

С Банковой?

Видимо. Он мне не уточнял и я не спрашивал. Тем не менее, уже было поздно снимать с рассмотрения, и произошло то, что произошло.

6 июня законопроект вновь был включен в повестку дня сессии, но выяснилось, что фракция Партии регионов не приняла решение о положительном голосовании. Причем, мотивы довольно интересные. Оказывается, если проголосуют за этот законопроект, то в некоторых мажоритарных округах в Крыму у «регионалов» могут возникнут проблемы. То есть антитатарски настроенные избиратели в Крыму могут за них не проголосовать. И я вынужден был обратиться к Литвину, чтобы вопрос не выносили пока на рассмотрение.

Но потом у них вроде бы было бурное обсуждение законопроекта и они в конце концов решили проголосовать. И действительно, на мое удивление, 19 июня проголосовали почти все присутствующие. Только коммунисты остались в изоляции.

Чего ждете ко второму чтению?

Есть опасения, что различными поправками могут выхолостить основное его содержание, и тогда я и сам буду голосовать против его принятия. Много разговоров о том, что он дорогостоящий и очень обременительный для бюджета страны. Как будто кто-то требует, чтобы решили все социальные проблемы незамедлительно. Для нас сейчас самое главное, чтобы государство четко признало преступность депортации народов по национальному признаку.

О признании преступления. За заявления Симоненко с отрицанием преступления против татар будет какая-то уголовная ответственность?

В статье 15-ой законопроекта говорится лишь об ответственности за невыполнение положений закона. Заявления же Симоненко подпадают под диспозицию статьи 161 УК Украины, предусматривающей ответственность за разжигание межнациональной розни.

Сколько денег каждый год надо будет выделять из бюджета для выполнения хотя бы минимальных ваших запросов на исполнение этого закона?

Откровенно говоря, от украинского бюджета мы больших денег не ожидаем. Больше рассчитываем на международную помощь. В октябре прошлого года в Киеве мы провели встречу с послами европейский стран, Канады, США и главами международных организаций, где обсуждали вопрос о проведении Международного форума по проблемам депортированных. Все участники встречи до единого высказались за проведение этого форума и выразили готовность принять участие в решении проблем депортированных

Финансово?

В том числе речь шла о финансовой помощи. Форум предполагается провести под эгидой ОБСЕ, точнее Верховного комиссариата ОБСЕ по делам национальностей. Уже разработан сценарий, разработан блок вопросов: экономический, политический, культурный. Но очень важно, чтобы идею проведения этого форума поддержала Украина и приняла закон.

Мы по этому форуму обращались во все властные структуры Украины: Министерство иностранных дел, Министерство соцполитики, Кабмин. Ответ такой, что мы не против проведения форума, но для этого первоначально нужно принять закон о восстановлении прав депортированных и утвердить программу решения социальных проблем крымских татар. Мы пытаемся созвать форум, потому что не решаются проблемы, а эти говорят: давайте решим эти проблемы, потом соберемся. Замкнутый круг. Но надеюсь, если закон примут, мы проведем международный форум и от иностранных доноров получим значительную часть денег для его реализации, а Украина будет выделять столько, сколько сможет.

У нас осталась последняя пленарная неделя в парламенте. Когда будет второе чтение?

Возможны разные варианты. Скорее всего, это будет вынесено в сентябре. Но поскольку будет бурная предвыборная ситуация, возможно, даже в сентябре не будет принят. Но надеюсь, потому что перед выборами вряд ли политические силы захотят портить отношения с крымскими татарами.

-- «Проект Колесниченко-Кивалова несет угрозу территориальной целостности Украины»

Вы негативно отзываетесь о языковом законопроекте Партии регионов, хотя крымские татары теоретически по нему должны получить дополнительные права – сможете объявить региональным крымскотатарский язык. Почему вы его не поддерживаете?

Действительно, в соответствии с этим законопроектом если носителей того или иного языка более 10 % жителей региона Украины, то этот язык может быть признан одним из региональных. Но вопрос о статусе крымскотатарского языка должен решаться в не зависимости от нашей численности. Крым - национальная территория крымскотатарского народа, крымские татары - коренной народ. Во время геноцида 1944 года по некоторым оценкам уничтожили где-то 46% крымских татар, и мы сейчас у себя на родине составляем 13% населения.

Выходит, если бы уничтожили больше, то, значит, мы не имели бы права на язык? Нас такой подход не устраивает. Кроме того, свое будущее видим в составе украинского государства. Мы хотим, чтобы это государство было сильное, чтобы не было угрозы сепаратизма. Проект Колесниченко-Кивалова несет угрозу национальной безопасности и территориальной целостности Украины. Ради того, чтобы временные какие-то были преференции для нашего языка, мы не хотим, чтобы подвергалась угрозе страна. А крымскотатарский язык рано или позже обязательно будет одним из официальных языков Крыма.

Вы говорили два года назад, что Виктор Федорович очень много наобещал крымским татарам. У вас тогда было приподнятое настроение, что из того было выполнено?

Новая власть тогда исходила из того, что мы не голосовали за Януковича. Партия регионов ставила нам условие, что решение наших вопросов во многом будет зависеть от изменения нашей политической ориентации. То есть, все зависело от того, будем мы союзниками Партии регионов, стану ли я как народный депутат Верховной Рады «тушкой», и что наши депутаты Верховной Рады автономии тоже станут союзниками Партии регионов. Этого не произошло. Потому и такие результаты.

Поскольку мы не договорились, то власть пошла на то, чтобы создать ситуацию раскола среди крымских татар. В первую очередь был переформатирован Совет представителей крымскотатарского народа при Президенте, который был организован Кучмой еще в 1999 году как форма введения Меджлиса крымскотатарского народа в правовое поле Украины.

В соответствии с духом и буквой Указа Леонида Кучмы, в состав Совета представителей должны были входить только 33 члена Меджлиса крымскотатарского народа. В переформатированном указом Виктора Януковича органе оставили только 8 членов Меджлиса и прибавили к ним еще 11 человек, которые никого, кроме себя, не представляют. Мы выразили недоумение и сказали: тогда этот орган назовите по-другому, ибо представителей народа избирает сам народ. Если вы хотите их назначать - то, пожалуйста, делайте другой орган.

Непонятно, по какому признаку вы собираете этот орган. Если от общественных организаций, то почему всего 11 набрали? У нас около 200 общественных организаций. Озадачило нас также и то, что в новый состав Совета были введены и явные провокаторы, скажем, те, кто в 2008 году в разгар российско-грузинской обращался к Путину с просьбой спасти крымских татар от геноцида, который якобы проводит Украина. В таком составе Совета, разумеется, Меджлис отказался принимать участие. В результате, вот 2 года прошло с лишним, а Совет так и не собирался. Одним словом, было наделано очень много глупостей. Но я думаю, что содействие Президента принятию этого закона о восстановлении прав депортированных будет в значительной мере способствовать устранению недоразумений.

Вы говорите о возможном потеплении. Может оно быть, если в Крыму премьером продолжает работать Анатолий Могилев, который называет вас пособниками Гитлера и оправдывает репрессии Сталина? Можете с ним нормально общаться, вынося за скобки его высказывания?

Каждый человек может говорить какие-то глупости, но если человек осознает свои глупости и извиняется, то сотрудничать можно. Извинений со стороны Могилева не было. Но, тем не менее, мы встречались с ним. Меня, правда, упрекали в этом: как же так, вы же говорили, что пусть сначала извинится, а потом будете встречаться. Есть такая песня чеченская народная, где говорится о том, что ошибаться может каждый, но только настоящий мужчина может сказать: «Я был неправ». Но если у человека нет этого мужества - это его проблемы, а я должен встречаться с главой исполнительной власти автономии, потому что за мной - соотечественники, мне нужно проблемы их решать. Мы на встрече с ним не вспоминали прошлое, говорили только о конкретных делах. Он проявлял готовность решать все проблемы, но ничего так и не решается. Более того, при Могилеве произошло дальнейшее сокращение числа крымских татар в структурах власти.

Они еще остались где-то?

Уволили со своих должностей после президентских выборов всего где-то 15 человек, занимавших более или менее ответственные посты в автономии. А это очень много, если учесть что их число и так в несколько раз меньше, чем пропорциональная численность крымских татар в Крыму. Правда, в последнее время просматривается не просто дискриминация по национальному признаку, а скорее политическая дискриминация. Могилев не скрывает того, что ему нужно иметь перед выборами на всех постах только надежных членов своей команды, которая будет работать в предвыборной кампании именно на Партию регионов.

-- «В Могилеве очень прочно сидит русский шовинизм»

Была информация, что вы вместе с Могилевым в Турцию ездили, водили его там по нужным кабинетам. Это правда?

В конце прошлого года был визит Виктора Януковича в Турцию, в состав делегации которого входили также я и Анатолий Могилев. Власть в Украине прекрасно понимает, что крымскотатарский фактор важный для Турции, поэтому участие представителя крымскотатарского Меджлиса в делегации создает более благоприятные условия для переговоров. На всех встречах на высшем уровне турецкая сторона неизменно подчеркивает, что проблема крымских татар находится в сфере их внимания и дипломатично выражает благодарность украинской стороне за то, что она принимает какие-то меры для их решения.

После визита главы государства сам Могилев усмотрел перспективы тесного сотрудничества Крыма с Турцией, особенно в плане привлечения инвестиций. Я передал в Анкару, что есть такое желание руководства автономии провести встречу с турецкими деловыми кругами, и они прислали официальное приглашение Могилеву. Там подчеркнули, что были бы рады вас видеть в Турции вместе с главой Меджлиса крымскотатарского народа.

То есть я был в этой команде не потому, что захотел Могилев, это была турецкая инициатива. Были встречи довольно на высоком уровне - везде говорили: мы рады сотрудничать с автономной республикой, тем более, что там проживает родственный им крымскотатарский народ. Но у Могилева свои интересы. Каких-либо серьезных шагов после вот этого визита не было. Хотя там перспективы от сотрудничества очень большие - но на тех условиях и в той форме, в какой хотел бы Могилев, турки на это не пойдут.

У него какая позиция - давайте деньги и все? В этом проблема?

Скажем, речь шла о строительстве турками промышленных объектов. Мы говорим: да, для крымских татар нужны рабочие места, нужно строить жилье, строить социальные объекты, школы. Но Могилев говорит: ну, давайте там где-то в таком-то месте, где крымских татар вообще нет. У нас возникает вопрос: для чего это, если там нет крымских татар? То есть наши интересы здесь не учитываются.

Могилев не понял, что вы - это инструмент, который можно использовать для хороших экономических выгод полуострова? Или это ему не нужно…

Думаю, что в Могилеве очень прочно сидит русский шовинизм, поэтому если и есть возможность привлечь ему какие-то инвестиции, то надо, чтобы эти инвестиции прошли мимо крымских татар. Но так у него не получится.

Когда Джарты пришел в Крым премьером, ситуация была еще жестче. Но какая-то эволюция все же произошла, в последнее время его правления казалось, что у татар наладились с ним отношения? Что его к этому подтолкнуло?

У Джарты был какой-то стержень свой. Своеобразный, конечно, донецкий. Он приехал в Крым - ну, чисто, так сказать, по-пацански, навести порядок. Начал диктовать. А потом сообразил, что с крымскими татарами это не пройдет. Например, его очень удивило, когда мы отказали ему в почти директивном предложении проголосовать в ВР АРК за отставку спикера Анатолия Гриценко и избрание на эту должность Владимира Константинова. «Это же решение Президента! Он все равно будет смещен». Отвечаем: «Ну и что? Гриценко член вашей партии, вы его ставили и вы же его убирайте, но только без нас». Тогда Джарты приводит другой довод: «Но ведь если вы не будете поддерживать отставку Гриценко и назначение Константинова, то вы не сможете участвовать в формировании нового правительства автономии». Отвечаем: «У нас сложились нормальные отношения с Гриценко, а у крымских татар, видите ли, нет привычки бить в спину.

А что касается формирования руководства автономии, то мы даже можем вам помочь освободить дополнительные места для вашей команды – попросим всех крымских татар до единого покинуть свои должности. Но самое интересное для вас начнется потом». Человек понял нашу позицию и больше не настаивал. Он довольно быстро разобрался и с ситуацией по выделению земли в Симферополе под строительство центральной мечети. Понял, что кое-какие окружающие хотят столкнуть его с крымскими татарами и принял правильное решение. У него была четкая своя позиция по переформатированному «Совету представителей крымскотатарского народа». Он заявил, что с той шантрапой никаких дел у него не будет, а будет сотрудничать с избранным самим народом представительным органом – Меджлисом.

Джарты это осмелился сказать Януковичу?

Он это сказал мне и Рефату Чубарову, а затем в несколько иной форме, но по сути то же самое, заявил в прессе. У него хватало смелости возражать и Президенту, если считал свою позицию правильной. У него был свой какой-то стержень, как я говорил. А у Могилева это не просматривается. Хотя ему и перечить то Президенту нет необходимости - просто нужно давать объективную информацию. Не думаю, что Могилев в крымской лавке продержится долго.

Думаете, Могилева могут в скором времени уволить?

Полагаю, что он нужен до выборов, а там все возможно. Почему-то в президентских структурах считается, что он хорошо провел президентские выборы на полуострове, возглавлял штаб.

Надеются, что он сейчас крепкой рукой проведет парламентские?

Видимо. Хотя я бы не сказал, что у него особый был успех. Когда в промежутке между первым и вторым турами я разговаривал с Азаровым, Николай Янович предлагал все-таки во втором туре проголосовать за Януковича. Дескать, разрыв между Тимошенко и Януковичем где-то 10-12%, и в наших же интересах проголосовать за него. Я сказал: если у вас такой большой разрыв, зачем вам наши четверть процента голосов?

А затем добавил: « Вы представляете себе нормального крымского татарина, который проголосует за президента, представителем которого в Крыму сейчас является человек, который допускает такие выражения в адрес крымских татар?» И даю ему почитать публикацию Могилева в газете «Крымская правда», где он называет крымских татар прислужниками нацистов и полностью оправдывает их депортацию из Крыма в 1944 году. Тогда Азаров делает очень интересное предложение. Дескать, если правильно проголосуем во втором туре, то постараются убрать Могилева на должность подальше от Крыма. Хотя и не договорились, но после президентских выборов Могилева действительно на время убрали из Крыма – назначили министром внутренних дел Украины.

С вами не общались, когда его назначали премьером после смерти Джарты?

Они мою точку зрения хорошо знали, потому что после смерти Джарты циркулировали разные форматы, разные кандидатуры. Я говорил примерно так, что Украина - все-таки не Соединенные Штаты, это там черные могут избрать президента, я не ожидаю, что премьер-министром будет крымский татарин, все-таки уровень шовинизма и расизма здесь довольно высокий. Что касается тех кандидатур, которые мелькают в прессе, я сказал, что было бы самым глупым решением назначать сюда Могилева. Ну, они, видимо, прислушались.

-- ФСБ дало 20 миллионов долларов на подрыв Меджлиса

В начале 2012 года в Крыму создали альтернативный Меджлису «Крымскотатарский народный фронт». Это творение Могилева?

Думаю, что он не причастен к этому. Еще в начале прошлого года мы получили информацию о работе ФСБ России по созданию противовеса Меджлису - ибо Меджлис, оказывается, в российских аналитиков рассматривается как одно из главных противодействий в реализации стратегических интересов России на территории Крыма. У них ставилась задача до сентября 2012 года изменить руководство Меджлиса и внедрить туда пророссийски ориентированных лиц из числа крымских татар.

Там же говорилось о необходимости создания различных организаций в противовес Меджлису. Самое интересное - они решили, что можно даже создавать антироссийские крымскотатарские организации, но с единственным условием финансирования, что они будут антимеджлисовские. В этом же перспективном плане говорилось о необходимости затем всех их объединить в единый фронт. Откровенно говоря, сначала я смотрел я на эту информацию, как на какую-то «утку» и дезинформацию. Но оказалось иначе. В конечном итоге они создали 13-14 организаций по несколько человек в каждой, объединили их в группу и назвали «Крымскотатарский народный фронт».

Что представляет из себя этот фронт видно было 18 мая в годовщину депортации. У них первоначальный план был с помощью «Беркута» захватить трибуну и самим вести траурный митинг.

Крымский «Беркут» на их стороне?

К сожалению. Причем, первые свои хулиганские акции с гнусными оскорблениями в адрес руководства Меджлиса и сожжением чучела его председателя они проводили под охраной «Беркута». Предполагалось 18 мая провернуть то же. Мы об этом предупредили Могилева, сказали, что их просто побьют, потому что собираются десятки тысяч людей, которые затопчут провокаторов. Это было как раз после нашего с Могилевым возвращения из Турции.

Мы прямо, сойдя с самолета, об этом говорили. Он сказал, что у него есть поручение от Президента сделать все возможное для сохранения стабильности, и он не допустит никаких провокаций. Этому «фронту» было разрешено провести свой отдельный митинг на той же площади в Симферополе после окончания общенационального траурного митинга. На траурном митинге по разным оценкам было от 25-ти до 40 тысяч человек, а у «фронтовиков» по точным подсчетам 172 человека, вместе с многочисленными корреспондентами, зеваками и наблюдателями Меджлиса.

Сколько денег ФСБ им дает?

В той информации, которую мы получили, говорилось о 20 миллионах долларов на реализацию всего проекта. На эту тему я разговаривал и с Валентином Наливайченко, приглашал его в Крым.

Когда Наливайченко еще был главой СБУ?

Нет, он уже не был. Он возглавлял партию «Наша Украина». Я поделился имеющейся у нас информацией и спрашивал, есть ли возможности с помощью СБУ взять их куратора в Киеве с поличным. То есть речь шла о технической помощи. Наливайченко сказал, что, во-первых, информация о 20 миллионах долларов у них есть тоже. Что же касается помощи, он сказал, что вряд ли чем может помочь, потому что после его увольнения из СБУ произошла полная замена и всего персонала.

Вы думаете, что СБУ помогает России валить Меджлис?

Думаю, что цели те же, но только мотивы иные.

Хотя бы для формы обращались к Хорошковскому, а потом к Калинину?

Нет, не обращались. Когда в Интернете появилась эту информация о деятельности ФСБ, ко мне приходили из Службы безопасности и спросили, не мог бы я подробнее рассказать о деятельности российских разведчиков в Крыму. Мой ответ был: «Вы же, ребята, вместе работаете. Неужели у вас друг от друга есть какие-то секреты?». В качестве доказательства привел в пример аналитическую записку СБУ на президента Украины, где также предлагаются меры по ослаблению Меджлиса и поддержке тех же группировок из числа крымских татар, которые «облюбованы» россиянами.

Только, как я говорил, мотивация иная. Если для россиян мы некий тормоз в реализации их стратегических интересов, то для СБУ мы якобы основная оппозиционная партии регионов политическая сила в Крыму.

Спросил у них также, известно ли им, что полковник ГРУ России В.Лысенко, работавший под дипломатическим прикрытием в посольстве Украины и выдворенный из нашей страны по обвинению в поддержке сепаратистских сил и в деятельности, направленной на смещение нынешнего руководство Меджлиса и внедрение в это руководство «пророссийски настроенных лиц из числа крымских татар», приезжал в Крым после объявления его «персоной нон грата» минимум пять раз. Ответили, что такой информацией не располагают. «Ну,- говорю, - это еще хуже. Тогда не понятно для чего существует у нас СБУ и зачем на его содержание тратятся средства налогоплательщиков».

Вы откуда подобную секретную информацию берете?

СБУ отличается от советского КГБ тем, что там есть и порядочные люди. И когда они видят вещи, которые не соответствуют государственным интересам, находят выход и на нас. В России тоже у нас очень широкий круг друзей - в диссидентских, правозащитных и других кругах, еще с советских времен. И когда им становится известна какая-то информация, представляющая для нас угрозу, они стараются до нас донести. Источники разные. От узбекского КГБ после развала СССР мы одно время получали, точнее выкупали, некоторые фамилии стукачей в Национальном движении крымских татар.

ФСБ достигает неких успехов? У вас проходят первичные выборы в Меджлис, может они там сумеют сработать?

Мы сейчас изменили систему выборов в местные органы самоуправления - местные меджлисы. 21 июля будет Курултай - национальный съезд, и мы будем менять форму избрания делегатов в национальные съезды. Раньше у нас были двухступенчатые выборы: сначала избирали выборщиков, потом выборщики собирались на конференции и избирали делегатов Национального съезда. Теперь будут одноступенчатые: только бюллетенями и тайным голосованием. Наверное, можно обеспечить избрание какого-то числа делегатов по вкусам ФСБ, но как только они начнут делать что-то вразрез Положения о деятельности органов национального самоуправления, они лишатся своего статуса.

Меджлису удалось сохранить авторитет среди крымских татар? Постоянно появляется информация, что все большее количество людей понимают, что вы не способны решать их проблемы…

Если вы проследите прессу, начиная с 1991 года, то есть с момента образования Меджлиса, вы прочитаете массу сообщений о том, что Меджлис – это самозваная структура, он не представляет крымскотатарский народ, не пользуется его доверием и т.п. Сейчас то же самое. Все политические партии и структуры, которые предрекали скорый распад Меджлиса, уже сами давно раскололись, а некоторые вообще исчезли с политической арены.

Меджлис существует уже более 20-ти лет и продолжает укрепляться. Приведу некоторые социологические данные. Например, по данным Центра Разумкова, опубликованным в прошлом году, 7,2 % крымских вообще не доверяют Меджлису, считают, что он вообще не решает их проблем, 11 % - считают, что Меджлис не достаточно защищает их права (кстати, я тоже так считаю), а 82 % все-таки полностью доверяют своему Меджлису. Лет десять тому назад эта цифра доверия была где-то в пределах 70 %. Так вот у меня вопрос: Есть ли еще в Украине какой-то орган, который пользуется таким уровнем доверия своих соотечественников. Для сравнения скажу, что Верховной Раде Украины доверяют только 13-16 % граждан, а ВР АРК – где-то около 8 % жителей Крыма.

-- КОД нам дает одно место в проходной части списка, а другое место – на грани риска

У вас сейчас идут переговоры с КОДом о том, чтобы вам дали два места в проходной части списка. Соболев даже говорил, что скоро будет результат. Вы гарантируете им то, что 82% крымских татар проголосуют за список объединенной оппозиции?

Ситуация примерно такая. Имеют право голоса около 151 тысячи крымских татар. В голосовании по разным причинам, разумеется, не все. Активность наших соотечественников на выборах, как правило, бывает несколько выше, чем в целом по Крыму, но не намного. За последние 20 лет на всех выборах по рекомендации Национального съезда отдавали свои голоса от 65 % до 90 %. То есть в среднем можно рассчитывать, что на предстоящих парламентских выборах по рекомендации Курултая проголосуют около 70-75 % пришедших к урнам наших соотечественников. Поэтому мы считаем, что было бы справедливо рассчитывать как минимум на два проходных места в списке той политической силы, с которой мы вступим в предвыборный союз. В объединенной оппозиции пока по этому поводу не принято какое-то решение.

В ситуации с КОДом вам говорят – есть одно место, а вы хотите два. Правильно?

Они говорят об одном месте гарантировано проходной части списка, а другое место – на грани риска. Это нас не устраивает, поскольку мажоритарные округа в Крыму так нарезаны, что ни в одном из них нет такого числа крымских татар, что даже при 100-процентном их участии в голосовании можно было бы рассчитывать на положительный результат. Но мы могли бы по меньшей мере в 2-3 округах с процентом крымских татар от 18 до 25 % содействовать избранию кандидатур от той политической силы, с которой мы будем в союзе.

Вас эта ситуация базарного торга, при том, что у вас крепкий консолидированный и стабильный электорат, чисто по-человечески не обижает?

Есть несколько обстоятельств и факторов, которые объясняют эту ситуацию и не дают простора эмоциям. У объединенной оппозиции есть обязательства перед депутатами, которые в трудных обстоятельства не продались, не стали «тушками», сохранили верность своим лидерам. В объединенную оппозицию вошло много политических сил, каждая из которых ставит свои условия насчет мест в списке. Кроме того, не секрет, что выборы стоят немалых денег, а мы далеко не с деньгами…

Кто из Меджлиса будет в списке в проходной части? Вы?

Я бы не хотел баллотироваться, хочу этот вопрос связать с именем нового председателя Меджлиса.

То есть, кого выберут 21 июля, тот и в список?

Да, необходимо избрать председателя Меджлиса и одновременно его указать как нашего кандидата в народные депутаты.

Вы можете остаться председателем Меджлиса?

По крайней мере, я буду пытаться снова подать в отставку. Но как у меня получится, я не знаю. Крымские татары - странный народ. Я говорю: вот украинцы друг другу чубы рвут, чтобы стать гетманами, а у нас никто не хочет быть председателем Меджлиса. Дело в том, что ответственности много, а привилегий никаких.