Анатолий Близнюк: Я не факир и не достаю квартиры из кармана
Министр строительства и ЖКХ о том, как власть выполняет программу «Доступное жилье»
Ровно год назад Анатолий Близнюк пересел из кресла губернатора Донецкой области в министерский кабинет в центре Киева. Многолетнему руководителю Донеччины пришлось покориться воле президента и уступить насиженное место в Донецке более молодому Андрею Шишацкому, которого называют человеком Рината Ахметова.
По всему видно, что губернаторская работа была ближе Близнюку. «Не могу сказать, что чувствую себя дискомфортно в столице, но по Донбассу, конечно, скучаю», - искренне признался «Главкому» Анатолий Михайлович в самом начале разговора.
Тем не менее, партийная дисциплина не оставляет выбора. «Я – член команды Президента и всегда выполняю работу, которую мне поручают», - говорит министр. Сегодня ему поручено курировать один из важнейших предвыборных проектов власти. Близнюк отвечает за реализацию программы «Доступное жилье».
Уже понятно, что эта инициативы вряд ли решит проблему дефицита квадратных метров в нашей стране: за два месяца подписано всего 63 договора о льготном кредитовании, а желающих воспользоваться программой несколько тысяч. Тем не менее, Близнюк убеждает, что программа не имеет никакого отношения к предвыборному пиару, а решать «квартирный вопрос» команда Януковича намерена и после осенних выборов.
Анатолий Михайлович, скажите откровенно, назначение в правительство не восприняли как понижение? Все же Донецкая область – это самый мощный регион страны, и, согласитесь, руководить таким регионом, мягко говоря, не менее почетно.
Скажем так, я не ощутил ни повышения, ни понижения. Был и директором предприятия, и мэром, и губернатором, сейчас – министр. Я – член команды Президента и всегда выполняю работу, которую мне поручают.
Можно ли говорить уже о достижениях на посту министра?
Со стороны, как говорится, виднее. Если судить объективно о том, что сделано, могу напомнить: было министерство ЖКХ и Минрегионстрой. Мы реорганизовали два Министерства в одно. И теперь все три блока (строительство, региональное развитие и жилищно-коммунальное хозяйство) сосредоточены в едином ведомстве. Проведена инвентаризация состояния дел, выстроена последовательность действий. В первую очередь – это антикризисные мероприятия.
Что с этого простому человеку?
Простому человеку, как Вы сказали, необходимо комфортно себя чувствовать там, где он живет. Поэтому Минрегион выстраивает систему работы таким образом, чтобы обеспечить человека определенным набором услуг на «базовом уровне», затем (например) на уровне районе дополнительными услугами и т.д. Наша задача, чтобы человек не «бегал» по региону и стране, пытаясь решить свои насущные вопросы, а смог это сделать там, где ему удобно.
План действий Министерства – запланировать, спроектировать, построить, обеспечить инфраструктурой, и эксплуатировать объекты жизнеобеспечения.
-- «Возникает вопрос, надо ли нам сейчас содержать все роддома?»
Как эта концепция увязывается, например, с медицинской реформой, суть которой ее критики сводят к тому, что многие больницы будут закрыты.
У нас много говорящих, но хотелось, чтобы было и понимание реформы. Если мы понимаем, что сегодня в пределах логистической доступности есть несколько медицинских учреждений и одно из них значительно хуже, то зачем содержать два? Задача: сделать одно, но значительно лучше, чем два имеющихся.
Но что такое логистическая доступность? Мы же понимаем, что людям удобнее то, что ближе к дому.
Да, в 50-м году, когда автобусы не ходили, когда было сложно с транспортом, решение о том, что, например, роддомы должны быть в каждом райцентре, было правильным. И то, что советская власть в свое время открывала по 2-3 родильных дома например, в городе Краматорске и в городе Славянске, было правильным. Но, напомню, расстояние между этими городами - 12 километров. По нынешним меркам это разве расстояние?
Вот и возникает вопрос, надо нам сейчас держать все роддома? Если в некоторых из них рождается один ребенок в неделю или месяц.
Дальше давайте проанализируем, какое качество у этого персонала, которые принимает 10 родов в сутки и, к примеру, одни в месяц? К сожалению, в стране есть факты младенческой смертности, в частности, из-за потери квалификации медперсонала.
Поэтому нужно оставить то учреждение, где будут созданы идеальные условия для роженицы. Ее нужно за неделю до родов забирать и готовить к материнству, а потом еще неделю наблюдать за ребенком. Сегодня реформа здравоохранения реформа предусматривает именно такие подходы.
Мы должны обеспечить высокое качество услуг за счет концентрации ресурсов (своевременную диагностику, правильное лечение) в одном месте, а не распылять эти средства. А у нас получается, что рак выявляется на последней стадии, и только потом все вынуждены искать спасение в центре, притом за большие деньги. Наша задача приблизить услуги к людям.
Но мы говорим не только медицине…
Да, Вы правы. Мы, вообще, говорим о доступности к любой услуге. Вот свежий пример – регистрация машин. Теперь вы можете зарегистрировать машину в Киеве, независимо от места регистрации и проживания. Это один из пунктов президентских реформ. Подобные услуги можно будет получить не только в столице.
Мы также можем поговорить о проблеме школ. Их закрытие вызывает не менее болезненную реакцию местных общин.
Ну смотрите, какая ситуация сейчас. Есть, например, два района. И вот дети в одном населенном пункте вынуждены ездить в какую-то школу в своем районе, хотя здесь же за полкилометра есть другая великолепная школа, но туда попасть нельзя потому что, она в другом районе. Нынешняя система не позволяет воспользоваться ее услугами. Так и во всем остальном. Иногда человек едет в районную больницу 40 км, минуя медучерждения в городах, находящихся от них в 2 км.
Это все красиво на словах. Но непонятно, когда система заработает, и как избежать социального напряжения.
Это решается там, где есть взаимопонимание громады и местной власти. Только там, где людям объясняют, что мы не собираемся ничего закрывать, давайте вместе решать, что нам с этим делать.
Но сейчас, по-видимому, власти не до этого. Такие реформы никто перед выборами внедрять не будет. Сейчас, кажется, Ваша главная задача - это популяризация программы «Доступное жилье».
Это – инициатива Президента, и она начала реализовываться.
Банальный, наверное, вопрос. Почему программа стартовала только за несколько месяцев до выборов. Хотя Президент еще в 2009 году в своей предвыборной программе обещал решать квартирный вопрос.
Это решение было принято не в связи с выборами, утверждаю на сто процентов. В Украине есть огромная проблема. У нас 16,8% домов (74 млн. кв. м) 60-х годов постройки («хрущевки»). А еще 15,7% построены еще раньше. Ясно, что есть дома, построенные еще в царское время, в которых по полтора метра стены, и которые еще прослужат долго. Но есть и те, которые уже не приспособлены к проживанию. Понимая эту проблему, было принято решение запустить эту программу - достроить долгострои и помогать людям с жильем экономкласса.
Напомню, государство Украина не гарантирует право на жилье, государство создает равные условия. Поэтому Президент инициировал эту программу строительства жилья нового качества. Сегодня мы тратим 186 киловатт на обогрев на квадратного метра старой застройки. А евростандарт - 50. Разница практически в четыре раза. Мы должны строить новое, экологически чистое, и экономически эффективное жилье, чтобы затем не искать в бюджете возможность компенсации тарифов и не думать, чем платить за российский газ.
Анатолий Михайлович, проблема эта давно известна, но решают ее обычно перед самыми выборами, а потом успешно забывают. Поэтому люди в это и не верят.
А скажите, пожалуйста, если Вы сейчас в Киеве купите квартиру за 400 тыс. грн в кредит на 15 лет, в итоге вы выплатите процентов за нее миллион гривен. А государство вам за это время компенсирует 400 тыс. грн. Это плюс, или минус? Однозначно плюс. Зачастую неверие заключается в недостаточной осведомленности.
Но ведь Вы сами констатировали, что вариантов, под которые можно было бы в рамках этой программы выдать льготный кредит, маловато.
Действительно, в сегодняшних недостроях и новых домах, мы можем найти не больше 10% квартир, которые отвечают условиям программы. Все остальное трёхкомнатные и четырёхкомнатные апартаменты. Это явно уже не «доступное жилье», а классом выше среднего. Без строительства нового жилья, мы не справимся.
-- «Есть депрессивные города, там тысячи пустых квартир. Мы должны человеку дать возможность их приобрести»
Вы не считаете, что, выдавая льготные кредиты только под недострои, власть несколько лукавит. Ведь участникам программы придется еще непонятно сколько ожидать этого нового жилья, платить проценты банкам, платить за съемное жилье. А ведь дать крышу над головой, можно было бы гораздо быстрее, давая деньги на покупку жилья на вторичном рынке.
В этой схеме президентских инициатив гипотетически может присутствовать схема приобретения жилья на вторичном рынке. Но до тех пор, пока не будет предложено достаточно нового жилья. Но наша задача, как я уже говорил – строить новое энергоэффективное жилье, которое будет служить людям, как минимум 100 лет. Вторичный рынок этого обеспечить не может. Есть и другие варианты. Есть депрессивные города. Там есть тысячи пустых квартир. Эта «вторичка» стоит небольших денег. Если это человека устраивает, мы должны предоставить ему такую возможность.
Должны или предоставите?
Я высказал свое мнение.
Представьте, что я – житель, условно говоря, города Пирятина. Там тоже никаких новостроек, а на вторичное жилье таких кредитов не дают. Выходит, социальные инициативы Президента меня, как жителя Пирятина, обошли стороной?
Я не факир и не достаю квартиры из кармана. Я имел такой опыт в Донецке. Я собрал всех желающих и сказал, я могут вам дать участок, подвести коммуникации, а дальше вы решаете все вопросы с банком. И первые шесть домов уже сегодня там есть.
Если в Пирятине Вы и еще кто-то, и власть с вашей подачи, найдете вариант, как креативно это сделать, мы поможем. У нас разработаны типовые проекты на одну, две, четыре, восемь квартир. Вот собирайте какое-то количество участников и выбирайте проект, и мы готовы вам помогать строить: сведем застройщика с банком.
Сколько кредитов уже выдано?
Подписаны 63 договора. Профинансирован 31 кредит на сумму около 10 млн. грн.
В каких регионах в основном?
Киев, Крым.
Очевидно, что такими темпами жилищную проблему не решить. Сейчас Министерство реализует еще несколько жилищных программ. Чтобы понять, насколько они эффективны, надо просто узнать, сколько человек получили жилье, например, за последние 2 года?
С 2010 года внедряется Государственная целевая социально-экономическая программа строительства (приобретения) доступного жилья на 2010-2017 годы.
За прошедшие два года для реализации программы строительства доступного жилья было направлено более 168 млн. гривен из госбюджета, соответственно, получили поддержку 1 382 семей. По программе льготного молодежного жилищного кредитования в 2010-2011 годах предоставлено 733 кредитов. Что касается строительства на селе, долгосрочные кредиты предоставлены 11,3 тыс. семей. Также Правительством осуществляется обеспечение жильем инвалидов Великой Отечественной войны I группы, которые в течение длительного срока находятся в очереди на получение жилья. В 2010-2011 годах всего за средства госбюджета приобретена 601 квартира для этой категории граждан. Каждая программа решает вопросы конкретного человека.
Но проблему «хрущевок» так быстро не решить. Сколько времени надо, чтобы пройти этот этап?
Давайте рассмотрим все на примере. Вот у нас стоит хрущевка, построенная в 1961 году. Она на 50 лет рассчитана. А сегодня у нас на дворе уже 2012 год. Ее надо капитально ремонтировать, чтобы продлить ей жизнь еще на 20 лет. Мы это делаем? Нет.
Тогда государство говорит. Мы понимаем это, будем строить новое жилье. Государство будет выделять землю, делать инфраструктуру. А теперь, внимание, вопрос. А что конкретно в этом плане делается, есть ли законодательная база, или ее надо готовить?
Так вот сейчас 93,6% жилья приватизировано, но гражданам отданы только квадратные метры. Теперь мы подготовили законодательную базу о передаче всего конструктива дома коллективу собственников с придомовой территорией. Мы говорим, собственникам квартир: создавайте ОСМД или любую другую организацию и управляйте своим имуществом.
Должен появиться эффективный собственник. Он должен сам решать, что ему менять в этом доме. Вы же, как эффективный собственник своего автомобиля не задаете опрос власти, кто мне поменяет аккумулятор или свечи. Почему же все задают вопрос о жилье? Временной интервал реализации данных действий будет зависеть от общего экономического благополучия страны и уровня доходов граждан
Кстати, в сельской местности никто и никогда не требовал от власти ремонтировать ему дом, или крышу.
Вот именно, в стране 1 млрд. кв. м жилья. Из них 434 млн. это массовая многоэтажная застройка, остальное – это частная застройка, по которой никто государству вопросов не задает. Поэтому мы должны иметь такого же эффективного собственника, как и в частной застройке. Для этого необходимы единые подходы, и мы их вырабатываем.
Можно вместо 20 нынешних хрущевок построить 4-5 новых экологически чистых домов. Но по какому принципу можно отселить людей из старой застройки? Для этого нет законодательства. Пока последний житель дома не скажет, что он готов отселиться, ничего не сделаешь.
Ну и если даже завтра такая система заработает, не окажется ли, что в этих старых домах объявятся новые зарегистрированные жильцы, которые будут претендовать на новое жилье? Вместо одной квартиры в хрущевке они будут требовать выдать три или четыре новых квартиры. Этот момент тоже надо предусмотреть.
Так как решать будете эту проблему?
Должно быть законом четко определено. Вот у тебя есть столько квадратных метров, ты получишь столько же плюс 10% в новом доме. А для отселения необходимо согласие 75% народа в этом доме. Остальные 25% должны будут согласиться.
-- «Мы живем не при социализме. Застройщик строит, как может и хочет. Если не хочешь, не бери»
Пока суд да дело, более-менее активные граждане самостоятельно решают свой квартирный вопрос. Они покупают жилье, в том числе на первичном рынке. Ваше министерство контролирует ценообразование в этом сегменте. Вот вижу майский ваш приказ, по нему которому средняя цена в Киеве на жилье должна составлять 5800 грн. за кв. м. Слушаются ли вас застройщики?
Мы живем не при социализме. Это бизнес. Застройщик строит, как может и хочет. А есть еще на рынке спрос и предложение. Вот они и определяют цену. То - квартира в центре города, то - хороший этаж. Если не хочешь, не бери. А министерство лишь говорит, что с этим уровнем зарплаты, при нынешнем уровне цен на стройматериалы, уровне технологий, это должно стоить 5800.
Ну а в чем смысл таких установок, если стройфирмы их будут игнорировать?
Та цена, которую вы назвали - она для жилья эконом-класса. Это ориентир для строительных компаний. Они же могут взять 200% рентабельности, но потом с этого надо же будет заплатить налоги, а конкурент продает дешевле и больше.
Давайте поговорим о ЖКХ. Разговоры о необходимости повышать тарифы звучат постоянно. Это требование выдвигает и МВФ. Власть не делает этого только в связи с выборами?
Власть учитывает, прежде всего, уровень доходов граждан. Прежде, чем мы повысим тарифы до экономически обоснованных, нужно повысить реальные доходы населения.
-- «ЖКХ – это вечный рынок»
Почему тарифы в разных регионах на одни и те же услуги разные, иногда отличаются в разы?
Возьмем водоснабжение. Киев — тариф 1,50 грн., себестоимость в два раза выше. Луганск — тариф 4,19 грн., себестоимость почти 9 грн. Разница зависит от многих факторов — расстояния до водозаборов, высота подъемов воды, качество исходной воды и пр.
Есть ли свежие примеры государственно-частного партнерства в этой сфере? Кто из украинских бизнесменов наиболее сотрудничает с властями в сфере модернизации инфраструктуры ЖКХ?
Сегодня бизнес не идет в убыточную отрасль. Пока не будет полного возмещения тарифами себестоимости, бизнеса быть не может. Но мы видим будущее ЖКХ, как нормальный рентабельный бизнес в сфере жизнеобеспечения. Это вечный рынок. Серьезные предприниматели уже сегодня присматриваются к возможным объектам перспективных капиталовложений.
Анатолий Михайлович, на выборы идете?
Как и все.
Это как?
Пойду и буду голосовать.
А баллотироваться?
Не собираюсь.
Почему?
Я не работаю по принципу «могу копать, могу не копать». Поэтому перспектива идти в Раду и там заниматься законодательной деятельностью, меня не очень прельщает. Второе – когда попадаю в Верховную Раду и вижу, как себя ведут депутаты, особенно от оппозиции, думаю, а надо ли мне это? И вот Вам отвечаю: не надо.
Ну, это мог бы быть запасной аэродром. Ведь после выборов правительство может поменяться…
Все мы под Богом ходим.
И все же, если июльский съезд Партии Регионов, включит Вас в список?
Если будет решение, тогда будем смотреть. Напомню, что я уже избирался народным депутатом, но тогда остался в области.
Возвращаясь к началу нашей беседы, наверное, Вам все же в Донецке комфортнее, раз так поступили.
Скажем так, київські пагорби, вони ж пагорби. У нас в Донбассе степь и равнина, там все понятно, работают честные, добрые, трудолюбивые люди. Все ясно без лишних слов.
Семья ваша сегодня переехала в Киев?
Семья у меня большая. Мать с сестрой живут в Краматорске, на поселке. Сыновья со своими семьями, в самом Краматорске.
Не в Париже и Лондоне?
Я не из тех, кто может себе такое позволить, но не в этом дело. А жена, конечно, со мной в Киеве.