Глава Верховной Рады Владимир Рыбак: «Я прожил свою жизнь, как на экране»
Первое интервью для печатных СМИ глава парламента дал «Главкому»
С Владимиром Рыбаком мы общались ровно месяц назад. Тогда он еще сидел в своем кабинете в партийном офисе на Липской и рассуждал о прошедших выборах и будущем парламенте. На вопрос, обязательно ли следующий спикер будет «регионалом», отвечал так: «Желательно, но необязательно. В результате консультаций с другими участниками большинства компромиссная фигура может быть любой».
То, что спикером в итоге стал сам Рыбак, означает, что особых консультаций не было, – Виктор Янукович решил поставить во главе Рады стопроцентно своего человека, а остальным пришлось с этим смириться. Рыбак говорит, что это стало сюрпризом для него самого, и в данном случае он вполне может не лукавить. Сейчас неожиданный спикер максимально уходит от конкретики, даже от рассуждений на тему, сможет ли он, по примеру предшественников, стать самостоятельным игроком. Он – человек Президента, который при этом всячески декларирует готовность к консенсусу с оппозицией. А консенсус в этом крайне сложном парламенте придется находить именно в его кабинете.
-- «Все произошло так быстро»
Какие у вас впечатления после переезда в новое здание? Что поменялось в вашем распорядке?
Я и сегодня считаю, что нахожусь в ряду народных депутатов. Мы все – все 445 народных избранников – равны. Однако моя ответственность удвоилась, если не утроилась, потому что на меня как председателя Верховной Рады возложена организация работы парламента. Надо рассмотреть все организационные вопросы, начиная от поселения депутатов и формирования комитетов до будущей законодательной базы, встреч с иностранными делегациями и так далее. Я уже начинаю привыкать к тому, что теперь надо работать не восемь часов в день, а больше.
Для вас самого ваше новое назначение стало неожиданностью? Потому что для многих стало…
Конечно. Все произошло так быстро, что осознание пришло только потом. Вопрос о выдвижении кандидатуры обсуждался на заседании фракции, и было принято решение рекомендовать на эту должность меня. Потом – длительная встреча с Президентом, выборы и начало работы.
А чем Президент аргументировал, что именно вы должны занять этот пост?
Тем, что более 200 человек выдвинули мою кандидатуру на эту должность.
Но мы же понимаем, что вряд ли это могло произойти без предварительного согласования с Януковичем.
Виктор Федорович знает обо всей моей деятельности и должностях. И не было так, что я поработал на каком-то посту полгода или год и быстро пошел куда-то дальше. Я проходил «от ступеньки к ступеньке»: сначала долгое время на стройке, начиная от мастера и заканчивая главным инженером…
Ну, биографию мы вашу знаем в принципе.
… потом район, потом город, потом Верховная Рада, потом правительство. И так случилось, что вот уже вторую неделю я работаю на этой должности.
Есть такое мнение, что назначением вас и переназначением Азарова Виктор Федорович практически консервирует ситуацию в стране. Делая ставку на тех, кого очень давно знает, он просто боится воспитать себе конкурентов в своей же среде.
Это ваше мнение – консервирует и прочее… Я его не разделяю. Президент сегодня решает кадровые вопросы, назначая на определенные должности людей, имеющих соответствующий опыт. Посмотрите, как эти процессы происходят в европейских государствах. В систему управления страной, причем крупнейшей, можно ввести и 25-летнего, но надо подумать и о результатах. Чтобы управлять серьезными процессами, надо обладать соответствующими навыками, и Президент руководствуется именно этим.
Ну, а вам-то зачем это все надо?
Это не мне надо, это вам надо. Потому что у меня достаточно опыта. Я никогда не исповедовал политику «собственного живота», своей семьи. Никогда не участвовал в чьем-либо бизнесе. Работая на Донбассе, я обеспечивал условия для развития бизнеса, создания рабочих мест, достойной заработной платы. И продолжаю этим заниматься.
-- «Дайте мне разобраться!»
Ваш предшественник на этом посту славился тем, что умел проскочить «между капельками». И спикером он, если помните, стал благодаря «оранжевому» большинству, а потом уже перешел на другую сторону, причем часто занимая особую позицию. Теперь у Партии регионов на этом посту есть «железно» свой человек, преданный лично Президенту. Это усложнит поиск компромиссов или без фактора Литвина, наоборот, будет легче?
Я пока не испытываю трудностей в процессе общения большинства с оппозицией. Мое мнение: надо заканчивать разговоры о выборах. Выборы прошли, их обсудили, нужно эту страницу перевернуть. И оппозиции, и большинству надо заняться решением тех проблем, которые есть в обществе, и перейти к выполнению предвыборных обязательств. И сегодня я об этом говорю.
Ну, они давали обещание «ми їх зупинимо», если помните.
Да, «зупинили» (смеется). Я проанализировал программы всех пяти парламентских партий, посмотрел, что обещали избирателям в сфере образования, медицины, экономики, пенсий, зарплат, борьбы с коррупцией и так далее. И я призываю подвести итоги, проанализировать ошибки, начать подготовку к принятию Избирательного кодекса, чтобы больше не допустить ситуации, сложившейся в пяти округах, где депутаты не были избраны.
Примем этот кодекс и будем выполнять свои обязательства. Парламент – это площадка для дискуссий. Но после первых двух дней работы зарубежная пресса написала, что «украинский парламент готов к бою». С кем бой? Кто-нибудь давал обещание: если вы меня изберете, мы будем воевать, ходить друг у друга по головам, по столу президиума, по трибуне и так далее? И руководители фракций, когда я у них об этом спрашиваю, говорят: «Мы осуждаем! Так быть не должно!». Так давайте делать как надо. Поэтому на третий день работы я извинился перед избирателями и сказал, что так дальше продолжаться не может.
Так по вашему ощущению, депутаты уже наигрались в «войнушки» за два дня или нет?
Вероятно, возникнут какие-то вопросы, при рассмотрении которых могут и «потолкаться» возле трибуны. Но жестокости быть не должно.
Самое яркое впечатление от ушедшего парламента – это голосование за Харьковские соглашения. В этом созыве такой накал страстей гипотетически может вызвать голосование за присоединение к Таможенному союзу. Вы готовы вести заседания в таких условиях, в каких вел его тогда Литвин?
Нет, не готов. Я не умею навязывать свое мнение. Как Председатель Верховной Рады я обязан предоставить слово каждому, кто хочет выступить по какому-либо вопросу. Депутат должен иметь возможность беспрепятственно высказаться. Но принимать решение надо не путем драк и потасовок, а личным голосованием. Не согласен – проголосуй против.
А эта система «личного голосования» сейчас уже тестируется?
Когда заработает профильный комитет, я дам поручение, чтобы он рассмотрел этот вопрос и внес предложения на сессию…
Не получится так, что этот вопрос опять заболтают? Яценюк же тоже вводил сенсорную кнопку и где она в итоге?
Вопрос – почему ее не вводили столько лет?! А меня сегодня спрашивают – будет она завтра или нет? Дайте мне разобраться! Я хочу, чтобы комитет сделал выводы: в каком состоянии эта система, изучил все документы, выяснил, не вредна ли она для здоровья, и так далее. И когда соответствующие предложения будут вынесены в зал, моя задача – каждому дать слово. А подпишу я решение, которое примут депутаты.
По поводу парламентских комитетов. Совсем недавно говорилось, что их количество нужно сокращать, потому что многие из них просто дублируют друг друга. А в итоге получилось, что их уже стало не 28, а 30.
Я был председателем подготовительной подгруппы, в которую вошли представители различных политических сил, и не один раз проводил ее заседания. Когда депутаты получили первую информацию, то заговорили о том, что комитетов много и надо их сократить. Я ответил: конечно, можем сократить, но тогда в функциональных обязанностях комитетов не будет целого ряда направлений. И спрогнозировал, что со временем возникнет идея наоборот добавить комитетов. Это же происходит из созыва в созыв, а не только сегодня.
Какие комитеты раздвоились?
Мы разделили комитет по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики и комитет транспорта и связи, чтобы скрупулезнее работать над этими составляющими социально-экономического развития страны. Но исключительно в рамках уже выделенных финансов. Кстати, отдельных помещений для «разделенных» комитетов тоже не будет. Поделите комнаты, садитесь и работайте.
-- «Некоторые депутаты из «Свободы» позволяют себе хулиганские действия»
Будучи простым депутатом, вы часто повторяли в разных вариациях, что «национализм – это хорошо». «Свобода» отвечает вашим представлениям о хороших националистах?
Я как председатель Верховной Рады не могу одну политическую силу хвалить, а другую унижать. Люди сделали свой выбор. Я и сегодня говорю: человек, который отстаивает национальные интересы, мне симпатичен – он «болеет» за свое государство. Но только если это не переходит в унижение других национальностей и не начинает граничить с кое-чем другим. Тогда это уже 37-й год.
Еще будет время все оценить. Сегодня огульно в чем-то обвинять политическую силу, которая пришла в парламент, я не могу.
А вы верите, что «Свобода», в итоге, станет конструктивной силой? Они сами, судя из их высказываний, не хотят ассоциироваться исключительно с хулиганством.
Пока я вижу, что некоторые депутаты из «Свободы» позволяют себе хулиганские действия. Я их призываю: прекратите свистеть и топать. Рассматриваю их как новичков, которые не могут перестроиться с «митинговщины». Им надо остановиться. В какой-то степени, наверное, мы их должны простить – они, возможно, еще не до конца осознали, что пришли в высший законодательный орган. Выступаю я или выступает другой депутат, а он в рот засунул два пальца и сидит, свистит. Зачем? А выйдешь ты выступать, и другие тебя освистают, да еще и с трибуны прогонят? Разве это парламент? Вы же говорите о Европе, друзья мои, о европейских стандартах жизни. Так давайте создавать эти стандарты.
Вы со своим коллегой по президиуму из «Свободы» это обсуждаете?
Конечно. Я же не новичок в политике. Это ваши коллеги пишут, что я – неопытный и у меня нет опыта работы Председателем Верховной Рады. Ну, знаете, – нет у нас учебных заведений, которые к этому готовят.
Оппозиция уже обозначила вам границу компромиссов, за которую никогда не перейдет?
Вопрос в такой плоскости не обсуждался.
Когда начинаем слушать друг друга, в конце концов, решение находится. Хочу, чтобы так произошло на очередном пленарном заседании, и чтобы мы не дали журналистам повод писать, что готовимся к какому-то бою.
Этот парламент начал работу со сплошных перерывов…
Напомню, что раньше каждые четыре года спикериада могла длиться месяцами. А тут на второй день избрали Председателя, и, дай Бог, на неделе решим все организационные вопросы и запустим работу Верховной Рады.
Вы считаете, проявившегося в парламенте большинства будет достаточно, чтобы безболезненно проводить законопроекты? Особенно если заработает норма о персональном голосовании.
На сегодня я бы не говорил об устойчивом большинстве в парламенте. Но надеюсь, что на какой-то стадии внутрипартийные и внутрипарламентские разборки будут отброшены. Пора остановиться, услышать друг друга…
Вы рассчитываете, что оппозиция будет поддерживать ваши инициативы?
Я так хочу, а как будет…
Давайте вспомним опыт прошлого парламента. Тогда оппозиции с барского плеча был выделен один день в среду, когда она могла чего-то подавать, выступать, но большинству не было до этого никакого дела. Это называлось услышать друг друга?
Может, и сейчас выделим такой день. Но надо учитывать, что сегодня другой парламент. 225 человек избирались в одномандатных округах. Если они не хотят присоединиться к Партии регионов или к оппозиции, то должны остаться внефракционными. Мажоритарщики прошли достаточно серьезную кампанию и имеют свое мнение. Вот они как раз и будут уравновешивать все разумное, что будет вноситься одной или другой стороной.
-- «Президент мне не звонит»
Во многих странах спикер – исключительно техническая должность, у нас же всегда – самостоятельная фигура со своими амбициями. Вам какая роль ближе?
Я считаю себя не спикером, а Председателем Верховной Рады. Кроме спикерских обязанностей, у меня много других. Работу спикера я понимаю так: утром пришел на работу, получил документы, провел сессию – а там хоть трава не расти. Я же как Председатель Верховной Рады должен создать условия, чтобы работали комитеты, были площадкой для дискуссий, потом законопроекты представлялись в Верховной Раде, работать с иностранными организациями, органами местного самоуправления…
Откройте секрет: кто звонит председателю во время заседаний? С кем вы постоянно разговаривали по телефону в первые дни?
Я – человек новый, мне надо было разобраться, где какие кнопки, как записать депутатов на выступление и так далее. Как только возникал какой-то вопрос, я советовался с секретариатом. А кто мне еще может звонить?
Президент не звонил?
Нет. Я даже телефоны не беру с собой. Внутренний телефон связывает меня с работниками, которые обеспечивают подготовку документов.
-- «Где Гостиный двор, а где я?»
Вы можете прокомментировать громкие заявления главы КГГА г-на Попова, с которым хорошо знакомы, о его недовольстве столичным бюджетом?
Это вечный вопрос. Всегда органы местного самоуправления будут недовольны при формировании бюджета. И всегда будут критиковать центральную власть. Я встречался с Поповым и сказал ему подготовить материалы о том, что именно не устраивает на сегодня и по всему году в целом. Предложения рассмотрим, внесем коррективы по итогам первого квартала. То, что бюджет был принят, – правильно, потому что новым депутатам понадобилось бы очень много времени, чтобы его изучить. И мы бы вошли в новый год без бюджета. Поэтому лучше такой бюджет, пусть и с некоторыми недостатками. Что касается столицы, то Президент, премьер и я как руководитель Верховной Рады, понимаем, что для нее должно быть особое финансирование. Поэтому, если не примешивать политику, никаких вопросов по Киеву не возникнет.
Вы как спикер…
Я – не спикер.
…как председатель Верховной Рады, будете ли сейчас брать под особый контроль вопрос выборов в Киеве? Потому что до сих пор они не прошли только из-за бездействия парламента. Вы обещали, что выборы обязательно состоятся в 2013-м году. Есть ли уже зарегистрированные законопроекты на эту тему?
Да, выборы состоятся, и, по-моему, есть проект, о котором вы говорите. Будем этот вопрос рассматривать. Но выборы мэра надо проводить одновременно с выборами в горсовет. Разберемся, и выборы состоятся.
Партия регионов пока не думает о смене своего кандидата?
Нет, не думает. Попов – честный и порядочный руководитель, который действительно много делает для города. Он должен стать защитником киевлян. Вот в этом плане нужно поработать.
Он уже выступает защитником, идя против родного правительства…
15–20 лет назад я был мэром миллионного города. Я с виду такой лояльный и простой, но когда дело доходило до городского бюджета, не допускал никаких компромиссов. Попов сегодня отстаивает интересы столицы Украины. Можно расценивать это как пиар, но ответственность подталкивает к тому, чтобы занять принципиальную позицию и отстаивать интересы города, который представляешь. Я в свое время точно так же отстаивал, но при этом не считал, что пиарюсь. Пройдет время, пройдут выборы, и люди дадут тебе оценку.
Активисты, которые защищают столичный Гостиный двор от его новых хозяев, считают, что в этой истории и вы как-то замешаны. Можете на это отреагировать?
Я всегда говорю журналистам – вам меня «куснуть» или «ущипнуть» нечем. Я прожил свою жизнь, как на экране. Мою фамилию могут упоминать только в контексте того, что я – опытный человек и прожил немало на белом свете. Не знаю, это недостаток или наоборот. Да я никогда в жизни в милиции не был, хотя проработал на Донбассе, когда говорили всякое! Поэтому не надо выдумывать. Где Гостиный двор, а где я? Вообще не имею понятия, о чем речь.
-- «На автобусе я ездить на работу не буду»
Вы знаете, что в украинском обществе очень болезненно воспринимается вопрос льгот. Вашего предшественника журналисты часто «доставали» его кортежем и другими привилегиями. От чего положенного вам сейчас по статусу вы могли бы отказаться в нынешних тяжелых экономических условиях?
На автобусе я точно ездить на работу не буду. А насчет остального – не знаю, какие льготы мне положены. Я же не первый год в парламенте и ни разу не взял путевку, никогда не ездил ни на какие базы отдыха. Да и в отпуске, честно говоря, бывал очень редко. За все годы ни разу не оформил как командировку какую-нибудь двухдневную поездку. Машина была, когда я возглавлял комитет. Поэтому льготы – понятие условное.
Но сейчас вы все-таки одно из высших должностных лиц. Вон сколько у вас теперь охраны.
А что ж вы хотели? По законодательству, высшее руководство представляют три человека в стране. Они должны ездить на метро? Ни в одной стране мира такого нет. У меня будет то, что положено по закону Председателю парламента.