Александр Рар: Дело Щербаня может сорвать подписание Ассоциации с ЕС

Немецкий политолог о последнем решении Евросуда по Тимошенко и перспективах Ассоциации с ЕС

Пока в Украине спорят, были ли признаны Европейским судом по правам человека политические мотивы ареста Юлии Тимошенко в решении от 30 апреля, в Европе однозначно восприняли вердикт судей. Там признание нарушения Европейской конвенции по правам человека при аресте Юлии Владимировны трактуют как очередное доказательство политических мотивов в осуждении экс-премьера.

О том, как европейские эксперты оценивают параллельный процесс против Юлии Владимировны по поводу убийства Евгения Щербаня и его влиянии на подписание Соглашения об Ассоциации с ЕС на Вильнюсском саммите «Главкому» рассказал немецкий политолог Александр Рар.

Александр Глебович, перед майскими праздниками Европейский суд по правам человека обнародовал решение по делу Юлии Тимошенко. Ее арест признали незаконным, и, фактически, политически мотивированным. За это время европейцы наверняка успели «переварить» это решение, как его восприняли в Германии и каких действий теперь ожидают от Украины?

Арест и нахождение Тимошенко под арестом было некорректным, это суд признал. Но после принятия решения пошли разные интерпретации, насколько Европейский суд по правам человека осудил весь процесс и даже приговор. Хотя напрямую дело самого приговора не касалось. Могу сказать, что в ЕС ждут реакцию Украины на решение Евросуда по Тимошенко. Украинские власти должны отреагировать. Украинская фемида, правительство, законодательный орган должны сделать реальные шаги и отреагировать на решение Евросуда.

Недавно в Der Spiegel было опубликовано интервью с дочерью Тимошенко, в котором она в резкой форме опять высказалась в адрес украинского правительства. Понятно, что это семейная история и там много эмоций, но это подогревает интерес. Потому Европа будет ждать реакцию Киева на решение суда. Если реакции не последует, тогда ЕС снова будет критиковать Украину.

Сам факт решения Евросуда по Тимошенко вызвал резонанс в европейской и немецкой прессе?

Конечно же, это событие активно комментировали, об этом писали. «Казус Тимошенко» является серьезным фактором отношения к Украине. Показательный факт – помилование Юрия Луценко прошло почти незамечено в Германии. Его здесь мало кто знает, а его дело мало освещалось. Напротив, о Тимошенко в последние два года писала очень много. Конечно, любое развитие ее дела здесь комментируется, но без вникания в детали. Хотя решение международного суда отслеживается, оно еще раз напомнило, что дело Тимошенко – политическое, его развитие происходит в политической плоскости.

Были ли заявления влиятельных политиков о том, что после решения Евросуда Тимошенко в обязательном порядке должна быть освобождена?

В Германии всегда были и есть силы, которые требуют освобождения Юлии Тимошенко. Очень много людей в Германии и Брюсселе, которые считают приговор Тимошенко чисто политическим. Эти люди в ЕС считают, что Евросуд подтвердил их аргументы о политических мотивах приговора Тимошенко. Честно говоря, теперь у многих появились аргументы в пользу того, что суд над Тимошенко был политическим. После вердикта Евросуда вряд ли найдутся люди в Европе, которые выступают в защиту украинской власти в деле Тимошенко. Таких заявлений вообще нет. В лучшем для украинских властей случае, СМИ просто соблюдают нейтралитет, большинство же на стороне Тимошенко.

После Брюссельского саммита Украина-ЕС нам дали понять, что для подписания Соглашения об Ассоциации Тимошенко и Луценко должны быть на свободе. После решения Евросуда возможен вариант, что соглашение подпишут без освобождения Тимошенко?

Надо понимать, что же европейцы потребовали от украинских властей. Ведь прямым текстом освобождения Тимошенко не требовалось. Украине выставили условие, чтобы она исправила свою судебную систему, где есть изъяны и ошибки. Не только правозащитные организации, но структуры, ведущие переговоры с Украиной, требуют исправить правовую систему, сделать суды более независимыми. Вот это жесткое требование было выдвинуто Европой. Конечно, подразумевается, что если начнется меняться законодательство и реформирование правовой системы, в Европе это оценят и соглашение на Вильнюсском саммите будет подписано.

Даже с Тимошенко в тюрьме?

Это очень сложный вопрос. Я бы однозначно не говорил. Если Украина отреформирует свою правовую систему, признает, что были ошибки, то со стороны Европы последует следующий вопрос – почему Тимошенко все еще сидит.

Раньше говорилось, что крайний срок для Украины по исполнению требований ЕС – май. Именно тогда будет приниматься политическое решение об ассоциации. Правильно мы понимаем, что сейчас этот дед-лайн перенесли на конец лета?

Думаю, что дед-лайн действительно будет в конце лета. Украина и ЕС должны успеть принять решение и техническое, и политическое решение. Посмотреть, насколько оба партнера подходят друг другу, и готова ли Европа принять Украину в ассоциацию в том виде, в котором она будет перед саммитом в Вильнюсе. Украина также должна решить, насколько она готова идти навстречу к ЕС и изменить свое законодательство.

Пока европейцы говорят об изменении законодательства и освобождении Тимошенко, в последние месяцы в Украине на слуху новое дело против Юлии Владимировны – по поводу якобы ее причастности к убийству Евгения Щербаня в 1996 году. Как в Германии воспринимают новый процесс?

Знаете, это уже из следующей оперы. Когда этот процесс будет запущен, реакция ЕС не изменится. В ЕС однозначно скажут, что дело Тимошенко по убийству Щербаня – это двойной политический суд, это новые нападки на Тимошенко и на нее хотят повесить новые грехи. Для подписания Соглашения об Ассоциации пользы точно не будет, скорее наоборот – новые обвинения против Тимошенко в убийстве воспримут как новую попытку политически засудить лидера оппозиции.

Другими словами, даже если будут успехи на переговорах по Соглашению об Ассоциации, то дело Щербаня может все разрушить?

Да, приговор Тимошенко в деле Щербаня может сорвать подписание Соглашения об Ассоциации. Понимаете, Юлия Тимошенко и ее казус очень важен. ЕС на «казусе Тимошенко» тестирует Украину, насколько ваша страна является правовым государством. Любое развитие в деле Тимошенко будет бросать тень на возможность подписания Соглашения. Потому я считаю, что новое дело Щербаня может серьезно навредить процессу подписания Ассоциации. Вопрос Тимошенко в ЕС очень политизирован и чувствителен, его оставить в стороне и загнать за скобки невозможно.