Александр Домбровский: У оппозиции своя игра, у меня – своя
Соратник Порошенко о том, чем винницкая группировка в парламенте насолила власти и оппозиции
Финт власти, которая зарегистрировала законопроект о проведении повторных выборов в семи округах, где не удалось установить результаты, отнюдь не порадовал добивающуюся выборов оппозицию. Дело в том, что в законопроекте Кабмина «смешались в кучу кони, люди» – к пяти округам, выборов в которых требует оппозиция, власть примешала два округа, по которым есть скандальное решение Высшего административного суда.
Напомним, что по иску экс-нардепа Юрия Кармазина суд отменил постановление ЦИК о признании результатов в 11-м и 71-м округах и фактически лишил мандатов Александра Домбровского и Павла Балогу, которые уже приняли присягу и вовсю голосовали в парламентском зале. Мотивировочная часть этого решения не выдерживает никакой критики, тем не менее, решение суда окончательно и обжалованию не подлежит. Спикер Владимир Рыбак, в отличие от случая с Власенко, пока не предпринимал никаких шагов по лишению коллег мандатов, ожидая решения Конституционного Суда. Решение КС, датированное 24 апреля, прошло незамеченным, поскольку его просто не анонсировали. Но в Минюсте, при подготовке проекта о перевыборах в семи округах, его явно учитывали. Судьи отказались открывать производство по этому делу, но в мотивировочной части дали понять, что мандаты у двух мажоритарщиков отобраны «по правилам».
Победитель на 11-м округе Александр Домбровский, несмотря на решение ВАСУ, пока сохраняет депутатский статус. По предложению оппозиции рассмотрение закона о перевыборах было перенесено на неделю. Ситуативно оппозиция на стороне Домбровского, несмотря на, мягко говоря, натянутые отношения с ним после происходившего на округе, где экс-губернатор Виннитчины противостоял представительнице «Батькивщины» Наталье Солейко и правдами и неправдами (в том числе, с помощью «Беркута») вымучил победу. Меньшинство (и не только оно) логично опасается, что, создав прецедент Балоги – Домбровского, власть с помощью ручных судов сможет лишать мандатов любых неугодных. Сам Домбровский, которого причисляют к группе Порошенко, уверяет, что юридических оснований для лишения его депутатства нет, но готов к любому развитию событий.
Для вас стала сюрпризом инициатива правительства назначить перевыборы по не по пяти, а по семи округам, включая ваш?
Изначально эта так называемая инициатива появилась в Минюсте, а правительство просто формализовало это решение. Это было неожиданностью, но наша жизнь такова, что всегда надо быть к чему-то готовым.
Чего таким образом добивается власть? Затягивает время? Играет с оппозицией?
Вообще этот вопрос нужно задавать власти, но если взять юридическую сторону вопроса в рамках конституционного поля, законодательного поля Украины и даже европейского законодательства, то проблемы перевыборов в двух округах – 11-м и 71-м – де-юре не существует. Это чисто выдуманная политическая проблема, которая привязана к действительно реальной юридической проблеме – перевыборам в пяти округах. Зачем это делается – тут вариантов может быть много.
Оппозиция как раз играет вам на руку, желая отделить мухи от котлет.
Оппозиция желает абсолютно правильно, потому что два блока одного вопроса диаметрально противоположны. Если мы говорим о пяти округах, то там выборы не состоялись, нет решения ЦИК, есть постановление Верховной Рады, обращенное к ЦИК, про проведение повторных выборов и так далее. Если же мы говорим об 11-м и 71-м округах, то ситуация абсолютно другая: есть решение ЦИК и есть два народных депутата, которые приняли присягу. Более того, по 11-му округу было решение ВАСУ, что решение ЦИК, которое определило победителем Домбровского, является правильным. Люди уже приняли присягу, голосуют, извините, получают зарплату и вдруг какому-то суду захотелось принять противоположное решение. Это нарушение Конституции, за которое судьям, которые его принимали, рано или поздно придется отвечать. Кстати, Конституционный Суд отказался рассматривать как представление по пяти округам, так и по двум.
Если вас все-таки лишат мандата, какими будут ваши действия?
Несмотря на то, что юристы подали представление в Европейский суд, я пока эти документы не подписывал. По одной простой причине – я твердо убежден в том, что свои внутренние проблемы мы в состоянии решить внутри страны. А если кто-то делает какие-то глупости, у нас должно быть достаточно коллективной мудрости – и у власти, и у оппозиции, чтобы находить правильные решения. Если меня все-таки лишат депутатских полномочий, конечно, я обращусь в Европейский суд, чтобы истина восторжествовала, неважно, через какое время. Я уверен, что все народные депутаты – и Яценюк об этом четко сказал – понимают опасность этого решения. Потому что это же не вопрос 11-го и 71-го округов, Домбровского и Балоги, а инструмент, ящик Пандоры, который можно открыть против любого депутата в любой момент, независимо от того, когда он принимал присягу.
А в перевыборах вы будете участвовать?
Я всегда привык решать проблемы по мере их возникновения. Если возникнет проблема выборов по 11-му округу, тогда я и буду принимать решение. Но юридическая позиция нашей команды заключается в том, что выборы по этому округу – это неконституционная, незаконная позиция и если у их инициаторов есть хотя бы элементарный здравый смысл, то никаких выборов быть не должно.
А эти инициаторы – это кто, можете предположить?
Не могу. Знаю только, кто был субъектом представления в ВАСУ – бывший депутат Кармазин, который после этого бил себя в грудь, что готовит еще семь исков, но пока я не видел ни одного из них. Поэтому с учетом спешки и юридического хамства, с которым принималось решение ВАСУ без приглашения Домбровского и наших юристов, думаю, оно было принято кем-то из очень сильных влиятельных людей. Это просто юридический фарс и единственное, что я сделал – обратился в Высший квалификационный совет, чтобы это решение было проанализировано с точки зрения профессионализма судей, которые его принимали.
После решения суда к вам подходили с предложениями и намеками?
Нет. У меня есть политическая история, которой я горжусь. И когда я был мэром города и губернатором, исходил из внутренних принципов, которые у меня сегодня тоже остались. И власть, и оппозиция знают об этом. Понятно, что быть чисто независимым сегодня очень тяжело. Даже тот факт, что Верховную Раду избирали по формуле 50 на 50, но независимые мажоритарщики не имеют многих прав – это рудименты прошлого. Нужно серьезно модернизировать работу Верховной Рады, живущей еще позавчерашним днем.
Ну, вы же понимаете, что если большинство ее и модернизирует, то только под себя.
В большинстве есть много разумных людей, которые должны вспомнить, что несколько лет назад они были меньшинством и говорили о законе об оппозиции, о равных правилах игры. Сегодня они должны понимать, что рано или поздно конструкция изменится и нужно будет иметь законы, которые защищали бы всех народных депутатов. Те, кто сегодня может наплевать на законы и Конституцию, рано или поздно будут за это отвечать.
Ваш округ был достаточно конфликтным, тем не менее, оппозиция по разным причинам сейчас поддерживает вас в конфликте с властью. Ваши недоразумения с оппозицией исчерпаны? Какие сейчас ваши отношения с вашим главным конкурентом на округе Натальей Солейко?
Это сложный вопрос. Происходившее на 11-м округе – отдельная и очень интересная тема, и нет более заинтересованного человека, чем Домбровский, в том, чтобы все точки над «і» были расставлены – кто организовывал какие провокации и почему. С оппозицией у меня нормальные ровные рабочие отношения, но нет никаких особо теплых отношений. Голосую я так, как считаю нужным. С Натальей Солейко мы несколько раз после выборов пересекались, и наши отношения остались натянутыми.
Просто сразу после выборов, поговаривали, многие оппозиционеры не только вам руки не подавали, но и вашему патрону Петру Порошенко.
Многие вещи эмоционально были приукрашены. Но когда Домбровский провел более двухсот встреч во время избирательной кампании, во время которых агитировал голосовать за оппозицию, и после этого происходило то, что происходило, думаю, это было не очень корректно по отношению к нему.
Вы как-то синхронизируете действия с парламентской оппозицией или у вас своя игра, а у них своя?
У них своя игра, а я принимаю решения, которые считаю нужным. Но мне очень приятно, что очень часто наши точки зрения совпадают.
Есть мнение, что историей с вашим мандатом пытаются давить на Петра Порошенко, который имеет амбиции киевского мэра. Вы не ощущаете себя заложником ситуации?
Мне кажется, что давление на меня не удалось, а получился политический спектакль, который не дает его инициаторам никаких плюсов, а наоборот – огромное количество международных минусов. Что касается баллотирования Петра Порошенко, то опять же нужно решать проблемы по мере их возникновения. Во-первых, пока никто не объявил выборы, а во-вторых, я ни разу от Порошенко, с которым мы товарищи и коллеги, не слышал, что его кто-то пытается шантажировать этой ситуацией в связи с возможными выборами по Киеву.
Вы, кстати, поддерживаете Порошенко в его мэрских амбициях?
Я Порошенко поддерживаю во многих добрых делах, как и он меня. Считаю его одним из лучших государственных менеджеров, которые есть в Украине. И, наверно, задача разумной страны – всем мощным фигурам, способным созидать, в этих тяжелейших социально-экономических условиях дать решить те задачи, которые они способны вытянуть. Не сомневаюсь, что Порошенко будет лучшим мэром Киева, если пойдет на эти выборы.
Он сможет на этом посту нормально контактировать с властью?
Я могу только догадываться. Он – очень профессиональный переговорщик и дипломат, был очень эффективным министром иностранных дел. И этот опыт поможет ему в любой ситуации.
Просто многие в оппозиции считают его выдвижение от оппозиционных сил нелогичным. Порошенко что – оппозиционер?
Это дело оппозиции. Насколько я знаю позицию Порошенко, он готов поддержать кандидатуру, которую выдвинет Объединенная оппозиция. Но о киевских выборах мы с ним, честно говоря, не разговариваем.
Собирается ли Порошенко создавать свою группу в парламенте, если будет снижен барьер необходимый для создания мини-фракций ? Если да, то вы в нее войдете?
У нас уже есть очень маленькая группа из Порошенко, Домбровского и Заболотного из Винницкой области. Если будет снижен барьер, то не исключаю, что будет создана депутатская группа. Но при нынешнем регламенте говорить об этом бессмысленно.